На улицах черногорской столицы — Подгорицы — уже несколько недель не стихают массовые акции протеста. Митингующие требуют отставки премьер-министра Мило Джукановича и формирования правительства народного единства. 24 октября истек срок выдвинутого Джукановичу ультиматума, что привело к попытке манифестантов прорваться внутрь здания парламента и ожесточенным столкновениям с полицией. Премьер заявил, что беспорядки были инициированы Москвой, не желающей видеть балканскую республику в НАТО. «Лента.ру» изучила, чем премьер не угодил простым черногорцам и действительно ли основное требование митингующих — отказ от вступления страны в Североатлантический альянс.
Мило Джукановича можно назвать настоящим политическим тяжеловесом. Он находится у власти с первых дней «антибюрократической революции», организованной в 1980-х Слободаном Милошевичем против политических противников из рядов коммунистического союза. Тогда под националистическими лозунгами и под предлогом борьбы с неэффективными бюрократами Милошевичу с соратниками удалось свергнуть правительства Черногории и автономных сербских краев Косово и Воеводина, установив там лояльное себе руководство. Джуканович активно участвовал в тех событиях: организовывал местных рабочих на демонстрации и привозил их в Подгорицу (тогда город назывался Титоградом) на автобусах.
В 1991 году с благословения Милошевича Джуканович был назначен премьер-министром Черногории и с тех пор не покидал местный политический Олимп. Поначалу он выступал за сохранение Югославии: его правительство направило войска против боровшихся за независимость хорватов. Джуканович даже заявил, что начинает ненавидеть шахматы из-за сходства игровой доски с хорватским гербом.
В 1992 году в Черногории прошел референдум о независимости. Джуканович агитировал против отделения и призывал к единству с Сербией. «Мы гордимся сербским происхождением и черногорской государственностью. Потому мы верим в общее будущее и процветание», — говорил он после плебисцита, на котором было принято решение остаться в Югославии. Но к середине 1990-х его пути с Милошевичем разошлись: эта новая политика ясно обозначилась после победы на президентских выборах в 1997 году над Момиром Булатовичем. Джуканович еще придерживался идеи единства, но вину за проблемы Черногории в составе Югославии перекладывал на режим Милошевича.
После начала бомбардировок Югославии силами НАТО в 1998 году Джуканович стал союзником Запада в регионе. Ему было позволено встречаться с представителями администрации Клинтона и другими западными политиками несмотря на его сомнительную репутацию бывшего коммуниста. После свержения Милошевича и прихода к власти в Сербии Зорана Джинджича и Воислава Коштуницы Джуканович впервые высказался за независимость Черногории.
В 2002-м он обменялся постами со своим премьер-министром, таким образом получив возможность остаться у власти. В 2006-м Джуканович поддержал референдум о независимости Черногории: тогда больше 55 процентов граждан проголосовали за отделение от Сербии, лишь на половину процента преодолев необходимый рубеж. После чего Джуканович ненадолго отошел от политики: занялся бизнесом, активно используя при этом свои связи. А в 2008 году вновь был избран премьером и активно начал двигать страну в сторону Евросоюза и НАТО.
Многие манифестанты недовольны политикой интеграции в ЕС и НАТО, но это далеко не единственная причина протестов. Представитель «Демократического фронта» — ответственного за протесты оппозиционного блока — Небойша Медоевич считает, что Черногорию губит коррупция, преступность и диктатура одного человека. Схожие мысли высказывают и люди на улицах. «Больше 25 лет у власти — это слишком много, даже если бы он был Махатмой Ганди, а не таким вором», — заявляет один из протестующих. «Мило Джуканович обокрал нас, лишил работы, просто уничтожил страну», — вторит ему еще один манифестант.
Сам Джуканович отвергает обвинения в авторитаризме и чрезмерно затянувшемся пребывании у власти. В то же время он старается с помощью громких заявлений отвлечь внимание от истинных причин народных волнений. «Нет никаких сомнений, что Россия играет и продолжает играть активную роль в организации протестов против власти в Подгорице», — утверждает официальный черногорский лидер. Оставлять свой пост он не намерен.
«Протесты вообще не носят антинатовский характер», — поделилась своим видением ситуации в Черногории руководитель центра по изучению современного балканского кризиса Института славяноведения РАН, доктор исторических наук, эксперт РСМД Елена Гуськова. По ее словам, входящие в «Демократический фронт» организации не смогли договориться по этому вопросу — в частности, две партии выступают за вступление в НАТО. «Один из лидеров движения “Анти-НАТО” Гойко Раичевич предлагал им поднять лозунги против Североатлантического альянса, это бы привлекло много местных жителей, потому что такие взгляды популярны, — продолжает эксперт, — но всеобщего согласия достичь не удалось, и Раичевичу даже пришлось ставить на площади отдельную палатку со своими лозунгами».
По мнению Гуськовой, Джуканович намеренно пытается исказить суть происходящего, представив выступления как антинатовские и антиевропейские. Это нужно, чтобы привлечь внимание Запада, попросить помощи и добиться того, чтобы западный истеблишмент закрыл глаза на подавление протеста. Заявления о финансировании восставших со стороны Москвы и Белграда преследуют те же цели — доказательств этому власти представить не смогли.
«В отличие от протестов против Милошевича, которые были инициированы Западом, черногорские события — инициатива народа, инициатива оппозиции, стремящейся сменить власть», — продолжает эксперт. И подчеркивает, что люди устали от авторитаризма, бюрократии, коррупции, всесилия чиновничьего аппарата, но власть добровольно не уйдет. «Джуканович будет бороться, возможно, даже объявит о проведении досрочных выборов, но только если будет уверен, что сможет на них победить», — резюмирует Гуськова.
Вероятно, протестующие не смогут реализовать свою программу-максимум, и Джукановичу удастся сохранить рычаги управления страной и реализовать устремления по интеграции в структуры НАТО и Евросоюза. Но судя по массовости протеста, готовности разных групп оппозиции идти на компромисс и усталости черногорцев от многолетнего авторитарного правления, Джуканович рискует стать невольным героем второй в своей жизни «антибюрократической революции».