Россия
21:03, 27 октября 2015

Доллары не пускать Путин призвал отказаться от иностранной валюты при торговле нефтью

Татьяна Меликян
Фото: Михаил Мецель / ТАСС

В Кремль на заседание президентской комиссии по топливно-энергетическому комплексу (ТЭК) и вопросам экологии пригласили всех, кто имеет отношение к самой прибыльной отрасли государства. По левую руку от президента России сидел глава «Роснефти» Игорь Сечин, по правую — помощник Андрей Белоусов. За круглым столом среди отраслевых министров нашлось место и для богатейших людей страны. Отсутствовал только глава «Газпрома». Алексей Миллер в это время ждал разговора с президентом в заснеженных полях Республики Коми.

Перед началом заседания комиссии, когда все уже собрались в Екатерининском зале, Путин в режиме телемоста вышел на связь с Ухтой. В республике Коми температура давно опустилась ниже нуля. Миллер стоял у микрофона в теплой зимней куртке и с непокрытой головой. Это такая номенклатурная традиция: какой бы ни была погода, госслужащие предпочитают работать в кадре как телевизионные журналисты — без головного убора. Наверное, чтобы не получить по шапке.

Когда прошлым летом Путин выходил на связь с главой «Роснефти» (Сечин находился на платформе в Карском море), тот успел здорово замерзнуть. Запускавший на арктическом шельфе буровую установку руководитель компании долго ждал телемоста. И как только связь наладилась, быстро снял меховую шапку. Не успел только теплую куртку — его остановил президент: «Не надо раздеваться!»

Миллер снимать куртку и не пытался. Президент кратко скомандовал: начать сварку первого участка магистрального газопровода «Ухта — Торжок-2». Он понесет голубое топливо к «Северному потоку-2». Который тоже пока существует только в планах. Эта газопроводная система мощностью 55 миллиардов кубических метров газа в год пройдет по дну Балтийского моря от России до Германии.

Дальнейшую стратегию развития ТЭК обсуждали уже в Кремле. Заседания президентской комиссии по этому вопросу проходят достаточно редко. Предыдущее состоялось в июне 2014 года в Астрахани. Тогда участники высказали ряд предложений — от предоставления независимым производителям возможности экспорта газа с новых месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока до снижения тарифов на транспортировку и хранение газа. Однако все они не получили дальнейшего развития.

Прежде чем приступить к работе в закрытом от прессы режиме, Путин остановился на нескольких, на его взгляд, принципиальных моментах. За последние годы российский ТЭК набрал хороший темп, чему поспособствовало введение льгот при разработке месторождений Восточной Сибири и шельфа, а также стимулирование глубокой нефтепереработки. И на сегодняшний день на долю комплекса приходится более 40 процентов капиталовложений в стране.

В 2014 году в России было добыто 527 миллионов тонн нефти. Это чуть меньше, чем у Саудовской Аравии. И чуть больше, чем у Соединенных Штатов. Объем добычи природного газа — 578 миллиардов кубометров. Удивительно, но отечественные энергетические компании теперь бережнее относятся даже к попутному нефтяному газу (выделяется в процессе добычи и перегонки «черного золота»).

«Вместе с тем конъюнктура мировых рынков энергоносителей — и вы знаете это лучше, чем кто бы то ни было, — обратился Путин к залу, — конечно, не отличается стабильностью».

С середины прошлого года цены на нефть рухнули на 50 процентов. Следом подешевел и газ. Продолжается многолетнее падение мировых цен на уголь. Если сравнивать с максимальными показателями 2011 года, они опустились наполовину. Сокращение мировых инвестиций в нефтегазовом секторе в нынешнем году может составить 300 миллиардов долларов.

«Понятно, что это не первый и не последний кризис на мировом рынке», — не унывал глава государства.

Учитывая, что ТЭК традиционно играет ведущую роль в формировании доходной части федерального бюджета, Путин призвал предельно аккуратно оценивать эффективность принимаемых решений по налоговой нагрузке. Он заверил, что знает «о тех дискуссиях, которые шли в отрасли». И отметил, что поддержал позицию министерства финансов. Но лишь отчасти.

Вопрос об изменении формулы налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для нефтяной отрасли обсуждался на совещании у президента в конце сентября. Но тогда окончательного решения принято не было. Минфин предлагал сбалансировать бюджет, повысив налоги на отрасль. Минэнерго высказало обеспокоенность в отношении влияния таких действий на инвестпрограммы компаний.

Спор получил развитие в октябре на инвестиционном форуме «Россия зовет!». Министр финансов Силуанов не согласился с мнением главы Министерства экономического развития Алексея Улюкаева о необходимости поддерживать нефтегазовую отрасль за счет госсредств. По мнению Силуанова, практически все средства, что есть у государства на поддержание экономики, и так сосредоточены в нефтегазовой отрасли.

Президент в тот раз заявил, что понимает, насколько отрасль важна для экономики страны, и поэтому не собирается «подавлять то, что работает эффективно». На нынешней комиссии ТЭК у Путина возникли вопросу уже финансовому ведомству.

«Антон Германович! — обратился он к Силуанову. — У нас же законом запрещены такие расчеты, а что на практике происходит? Тарифы на перевалку нефтепродуктов и нефти в российских портах либо напрямую устанавливаются в долларах США, либо номинируются в долларах США в системе онлайн практически в режиме реального времени».

«И это, конечно, недопустимо, это прямо противоречит действующему законодательству. Я не понимаю, а куда контролирующие органы смотрят?» — возмутился Путин. И после этого заседание продолжилось в закрытом режиме.

По его завершении к журналистам вышел только министр энергетики Александр Новак. Он рассказал о принятом решении заморозить на один год экспортную пошлину на нефть. Эта мера принесет в бюджет дополнительные 133 миллиарда рублей и, по оценкам ведомства, не приведет к сильному сокращению инвестиций в нефтяную отрасль. Что касается предложения президента о переходе расчетов на рубли, Новак заявил, что ведомство все проанализирует. Но от подробностей воздержался.

< Назад в рубрику