На Украине 25 октября прошли местные выборы, с помощью которых президент Петр Порошенко собирался завершить полную перезагрузку системы власти страны. Похоже, прогноз главы государства сбывается полностью: голосование приведет к активизации ряда «горячих точек» на карте Украины. Причем этими точками — очагами регионального сопротивления Киеву и жесткой внутренней борьбы за местный ресурс — станут крупные города юго-востока. Предварительные итоги выборов оценила «Лента.ру».
Несмотря на то что итоги местных выборов на Украине оценивать пока рано, о некоторых тенденциях можно говорить уже сейчас. Главным результатом проведения голосования в регионах стало изменение политической карты страны: крупные города юго-востока продемонстрировали недюжинный протестный потенциал, проигнорировав большей частью партию власти и ее сателлитов.
Например, в Харькове действующий мэр Геннадий Кернес, согласно результатам экзитполов, получил 58-60 процентов голосов горожан. Пикантность ситуации в том, что этого политика украинские власти пытались «подвинуть» с занимаемой должности на протяжении нескольких месяцев (Кернес и сейчас обвиняется в похищении и пытках активистов Евромайдана). Словно издеваясь, Кернес оценивает свой электоральный результат еще выше — в 65 процентов голосов.
Итоги голосования в первой столице Украины, кстати, очень негативно восприняла «демократическая» общественность Киева — журналисты и общественные деятели предрекли появление Харьковской народной республики и назвали город «ватным». Однако это не значит, что попытки сместить градоначальника прекратятся. Но любая попытка силового решения этого вопроса (например, резкая активизация судебного процесса и вынесение обвинительного приговора) может привести к противостоянию с совершенно непредсказуемым результатом.
Не менее занятная ситуация в крупном соседнем региональном центре — Днепропетровске. Здесь совершенно неожиданно во второй тур (насколько можно судить по предварительным результатам) выходят два основных претендента — представитель партии «УКРОП» Борис Филатов (предложивший однажды вешать восставших жителей Крыма) и кандидат от «Оппозиционного блока» Александр Вилкул. По итогам первого тура с отрывом в 6-7 процентов лидирует Филатов.
Для Киева итоги первого тура в Днепропетровске — тот вариант, когда «оба хуже». Филатов — ближайший соратник олигарха Игоря Коломойского. Это значит, что победа партии «УКРОП» фактически возвращает власть в регионе этому одиозному предпринимателю. Тем самым нивелируются усилия сразу нескольких месяцев, в течение которых президентская команда выдавливала Коломойского с поста губернатора, привлекая к этому деликатному делу даже ответственных работников посольства США. Не исключено, что с возвращением Коломойского восстановится ситуация, когда Днепропетровск стал по сути отдельным центром принятия решений на Украине. Не будет приятна президентской администрации и победа Вилкула, поскольку он не просто один из лидеров «Оппозиционного блока», а один из ярчайших представителей свергнутой власти Януковича, — он более года занимал пост вице-премьера Украины.
Победили люди бывшего президента Януковича и в Одессе. Здесь Михаил Саакашвили, стремящийся получить полную власть и тотальный контроль над регионом, выдвинул на мэрские выборы свою креатуру — несостоявшегося заместителя министра экономики Украины, слушателя Высшей школы КГБ Александра (Сашу) Боровика. За короткое время он сумел набрать рейтинг в 30 процентов, однако все равно проиграл действующему градоначальнику Геннадию Труханову. Пока неизвестно, как в Одессе в итоге подсчитают голоса, но все указывает на то, что Труханов победил еще в первом туре, а значит, конфликт между «областью» в лице бывшего президента Грузии и «городом» в лице «старой гвардии» неизбежен.
Если говорить о выборах городских глав, никак нельзя обойти вниманием Львов и Киев. В столице Галичины нынешний мэр и лидер «Самопомощи» Андрей Садовый ожидаемо победил, получив до 48 процентов голосов избирателей. Но важнее здесь второй результат — конкурент Садового, представитель всеукраинского объединения «Свобода» Руслан Кошулинский набрал около 15 процентов, что на фоне курса Киева на уничтожение этой политической силы — результат более чем солидный. Фактически это тонкий намек администрации президента: на западе страны к «Свободе» относятся серьезно и могут вовсе не принять устранения этой политической силы. Тем более что в Львовском горсовете и облсовете партия будет представлена достаточно основательно.
В столице Украины действующий мэр Виталий Кличко с большим трудом оправдал доверие товарищей, набрав 40 процентов голосов и выйдя во второй тур. В условиях обеспеченного ему полного отсутствия конкуренции и максимально широкого применения административного ресурса — результат удивительно низкий. Интриги, правда, никакой нет: политическое поле зачищено основательно, однако сам факт выхода председателя президентского объединения «Солидарность» — «Блок Петра Порошенко» во второй тур чрезвычайно унизителен и демонстрирует падение уровня доверия к власти даже в «майданном» Киеве.
Территории бывших Донецкой и Луганской областей, контролируемые Киевом, массово проголосовали ногами: здесь зафиксирована рекордно низкая явка избирателей. Согласно данным ЦИК, в Донецкой области проголосовало чуть больше 264 тысяч избирателей (31,6 процента от общего числа зарегистрированных), в Луганской — 159 тысяч человек (35 процентов).
Однако главным «хитом» выборов 25 октября стал срыв голосования в Мариуполе, крупнейшем и наиважнейшем для Киева городе «украинского» Донбасса. Первоначально власти Украины вообще сомневались, стоит ли проводить выборы в этом населенном пункте — все опросы демонстрировали сильные оппозиционные настроения. В полемику вокруг этого вопроса включились даже чиновники посольства США на Украине, которые указали, что выборы — это «возможность для Украины продемонстрировать жителям всего Донбасса, что они являются членами единой демократичной семьи». Несмотря на окрик, всю предвыборную неделю ситуация в Мариуполе нагнеталась разными способами — от громких политических заявлений до стрельбы из гранатометов по жилым многоэтажным домам.
И вот утром 25 октября стало ясно, что выборы сорваны, поскольку на участки не поступили бюллетени. Формально — президентская администрация засомневалась в бюллетенях, которые были отпечатаны на типографии, владельцем которой является олигарх Ринат Ахметов. По этой причине, дескать, «очевидный конфликт интересов вызвал понятное недоверие со стороны других политических сил, которые принимали участие в избирательном процессе».
Однако, по некоторым данным, Мариуполь — это город, в котором президентские силы так и не сумели договориться о приемлемых условиях работы с «Оппозиционным блоком». В итоге курс был взят на саботаж избирательного процесса. Теперь в Киеве решают как быть: выборы можно провести 15 ноября (тогда будет проведен второй тур выборов градоначальников) либо перенести голосование на начало 2016 года (когда планируется провести кампанию в самопровозглашенных ЛНР и ДНР). Тем более что в посольстве США настойчиво порекомендовали голосование в Мариуполе провести в любом случае.
По тем же очевидным политическим мотивам — не было возможности обеспечить нужный результат — выборы были сорваны и в Красноармейске (городе областного значения). Формальный повод был тот же, что в Мариуполе: некие проблемы с бюллетенями. Правда, ближе к вечеру 25 октября ЦИК Украины обязал Красноармейскую комиссию передать бюллетени на участки и начать избирательный процесс, однако этого так и не произошло: у председателя Красноармейской городской избирательной комиссии внезапно пропала печать.
В целом, как и предполагала «Лента.ру», местные выборы значительно усилили региональный компонент в политической жизни Украины — юго-восток страны наверняка постарается в ближайшее время сформулировать альтернативную политическую повестку. В Харькове и Одессе этому процессу поспособствуют еще и городские советы, которые, согласно предварительным результатам голосования, будут придерживаться тех же взглядов, что и градоначальники. Со временем (ведь выборы все-таки придется провести) похожая ситуация может возникнуть и в Мариуполе — вряд ли местным жителям понравилась ситуация, когда их пытаются лишить права голоса за «неправильную» политическую позицию. А главное — возникает масса вопросов к управляемости: сумеет ли администрация президента учесть все интересы и постараться свести к нулю идеологические разногласия между правящими силами и региональными лидерами? На этот счет существуют большие сомнения, особенно на фоне украинских событий последних месяцев, когда политические противоречия очень быстро перерастали в вооруженные конфликты.