Экономика
00:10, 30 октября 2015

Девальвация без границ Почему россияне отдают предпочтение импортной еде

Марат Селезнев
Фото: Алексей Мальгавко / «РИА Новости»

Больше года прошло с того момента, как импортозамещение стало главным смыслом и целью экономической политики в России. Кажется, предыдущие лозунги — «инновации» и «инвестиции» — забылись. Теперь основная задача — наполнить прилавки дешевыми и качественными продуктами отечественного производства. «Лента.ру» разбиралась в том, как идет этот процесс и можно ли его вообще завершить успешно.

Икра заморская, баклажанная

Импортозамещения продуктов в России нет. Такой вывод содержится в октябрьском мониторинге экономической ситуации, подготовленном РАНХиГС, ВАВТ и Институтом Гайдара. Авторы исследования оценили рублевые расходы покупателей на ввезенное продовольствие. Получается, что потребитель и его кошелек не почувствовали улучшений от усилий государства по развитию сельского хозяйства. Россияне стали меньше ходить по магазинам и урезали траты на еду. Тем не менее на приобретение импортных товаров (пусть и в меньших объемах) уходят такие же суммы, как и в прошлом году. «При снижении курса рубля физическое импортозамещение может происходить, но стоимостное — нет», — сказано в отчете.

Полноценному вытеснению иностранной продукции мешают два фактора — потребительский и производственный. Во-первых, благосостояние россиян снизилось. Соответственно, упали продажи продуктов. В августе реальные доходы населения сократились на 5 процентов по сравнению с аналогичным месяцем 2014 года. Как итог: в целом по стране объем реализуемых в розницу продуктов уменьшился на 10 процентов. Хуже всего ситуация в Марий Эл (минус 22,9 процента), Омской (21,4 процента) и Самарской (19,1 процента) областях. В лидерах по росту потребления — Ингушетия (плюс 41,7 процента), Бурятия (9,9 процента), Дагестан (5,6 процента).

Во-вторых, темпы роста в сельскохозяйственной отрасли отстают от прошлогодней динамики. Правда, есть и определенные успехи. Лучшие показатели у свиноводов — плюс 13 процентов (август 2015-го к августу прошлого года). Производство мяса птицы прибавило 7 процентов, яиц — один процент. «Увеличено производство гречихи, картофеля, овощей, сахарной свеклы. Все это создает условия для потенциального импортозамещения. Однако сказать, что этот процесс запущен, нельзя», — подчеркивают авторы исследования.

Импортозамещение, старт которому положило продовольственное эмбарго в августе 2014 года, должно было решить сразу несколько задач. Среди них — усиление продуктовой безопасности и поддержка агропрома. Но главная цель — снижение стоимости при сохранении приемлемого качества товаров. С точки зрения потребителя не важно, где была сделана эта банка черной икры — в Приамурье или в Иране. Всех интересуют только два параметра — цена и качество. Приходится констатировать, что изменить эти параметры в лучшую сторону пока не удалось.

За чей счет банкет?

Обеспечить население дешевым мясом, овощами, фруктами и молочной продукцией отечественного производства — вот задача сельского хозяйства любой страны. Как показывает статистика, в России стоимость товаров падать не спешит, а вклад импортозамещения в борьбу с инфляцией незаметен. Хоть и прошло уже больше года.

По данным ЦБ, годовой рост потребительских цен составляет 15,7 процента. С января инфляция превысила 11 процентов, сообщает Росстат. В нашей стране стоимость продуктов и услуг увеличивается в шесть раз быстрее, чем в Евросоюзе (0,6 процента в месяц против 0,1 процента).

При чем тут импортозамещение? Можно было бы объявить об успехе данной программы, если бы объем завезенных продуктов сократился, а потребление продовольствия в целом выросло, отметила в беседе с «Лентой.ру» директор Центра агропродовольственной политики РАНХиГС Наталья Шагайда. Сейчас складывается иная ситуация — потребление падает. И эта тенденция сохранится.

У Центробанка есть целевой показатель по инфляции — 4 процента к 2017 году. Чтобы ее замедлить до такого уровня с нынешних 15,7 процентов, регулятор проводит жесткую денежно-кредитную политику. Ее воплощение — высокая ключевая ставка (11 процентов), воздействующая на всю экономику. В частности, на ставки по кредитам и депозитам в банках. Займы становятся дорогими, вклады — более выгодными. ЦБ говорит нам: «Сберегайте, а не потребляйте». Снижение доходов россиян — реальные зарплаты, по информации Росстата, в сентябре уменьшились на 9,7 процента по сравнению с сентябрем 2014 года — также помогает сломить инфляцию (меньше спроса — ниже цены). Иными словами, для борьбы с дорогими продуктами государство должно задавить потребление. Что сейчас и происходит.

Опрос, проведенный РАНХиГС совместно с «Левада-центром» в сентябре, демонстрирует, что население старается экономить на всем. 49,3 процента респондентов сократили расходы на относительно дорогостоящие продукты питания, 25,1 процента собираются сделать это в будущем. То есть подавляющее большинство опрошенных (74,4 процента) изменили отношение к приобретению продовольствия. Каждый пятый россиянин начал экономить на лекарствах, каждый четвертый — на медицинских услугах.

Вот, собственно, и одна из причин, по которой импортозамещение буксует. Российский сыр, молоко, картофель и мясо станут востребованы после падения цен и восстановления спроса. Но есть и еще один немаловажный фактор. Зачастую качество отечественных продуктов вызывает сомнение, и потребители отдают предпочтение импорту.

Говорят, сыр — ненастоящий!

1 октября Россельхознадзор распространил данные, согласно которым почти 80 процентов сыров на российском рынке являются фальсифицированными, поскольку содержат растительные жиры. На следующий день глава Минсельхоза Александр Ткачев поспешил всех успокоить. По словам чиновника, ненастоящие сыры в России есть, но их доля гораздо ниже — 10-15 процентов. Но репутация молочных продуктов оказалась подмоченной.

В нынешних условиях не стоит удивляться тому, что предприятия стараются сократить расходы. Пусть даже ценой ухудшения свойств итоговой продукции. «Некоторые производители экономят на сырье, что приводит к снижению качества товаров», — утверждает директор по развитию Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров («Руспродсоюз») Дмитрий Востриков. Причина тому — рост себестоимости из-за высокой доли валютной составляющей и падение потребительского спроса, поясняет эксперт. Фермерам приходится сокращать издержки за счет качества. Можно было бы поднять цены еще выше, но тогда спрос упадет сильнее и пищевая промышленность получит меньше денег.

Практически в каждом продукте российского производства есть что-то зарубежное, что приходится закупать за подорожавшую валюту. Вот и повод для экономии на качестве. «Мы в состоянии самостоятельно обеспечивать себя мясом, молоком, овощами, многими видами плодов, рыбой. Но не стоит забывать, что нам еще необходимо преодолеть технологическую зависимость агропромышленного комплекса от импортной техники, оборудования, семян, средств защиты растений, упаковки и так далее», — пояснил Дмитрий Востриков.

В целом исследование российских научных центров показало, что россияне пока голосуют рублем за импорт. Понятно, что из-за девальвации стоимость зарубежных продуктов в пересчете на национальную валюту выросла, и это вызывает искажение в статистике. Но существенного сокращения расходов на импортное продовольствие все же не происходит. А это значит, что десяти лет, выделенных министром сельского хозяйства на полное вытеснение иностранной продукции, может и не хватить.

< Назад в рубрику