Россия
16:42, 30 октября 2015

Хорошо забытые новые В РПР-ПАРНАС вместо Навального делают ставку на старых аппаратчиков

Наталья Рожкова
Михаил Касьянов
Фото: Юрий Мартьянов / «Коммерсантъ»

В рядах «Демократической коалиции» назрел раскол накануне выборов в Госдуму 2016 года. Партийные деятели, пришедшие в РПР-ПАРНАС, вероятно, видят конкурента в осужденном оппозиционере Алексее Навальном и лоббируют вместо него в качестве моральных лидеров Михаила Касьянова и Владимира Милова.

Напомним, что «Демкоалиция» была создана 17 апреля 2015 года федеральным политсоветом РПР-ПАРНАС. В нее, кроме РПР-ПАРНАС, вошло еще четыре партии: «Демвыбор» Владимира Милова (бывший замминистра энергетики в правительстве Касьянова), незарегистрированные «Партия 5 декабря» Дениса Билунова (бывший помощник «несогласного» Гарри Каспарова), «Либертарианская партия» и «Партия прогресса» самого Навального. Партия Навального была зарегистрирована, но в начале июня Минюст отменил регистрацию. Из всех только РПР-ПАРНАС обладает федеральной квалификацией (право на участие в выборах в Госдуму без сбора подписей).

По условиям апрельского соглашения, все члены коалиции должны принять участие в думских выборах, список для этого предоставляет РПР-ПАРНАС. А команда Навального готова предложить кандидатуры, неприемлемые для осторожных РПР-овцев.

«Для первой тройки у нас прорывные свежие варианты — Юлия Навальная (супруга оппозиционера — прим. «Ленты.ру»), сын Михаила Ходорковского Павел, дочь Бориса Немцова Жанна, — рассказал «Ленте.ру» источник в «Демкоалиции». — Касьянов и Милов их ставить не хотят, им удобнее свои кандидаты. А поскольку в одиночном порядке выйти из соглашения о коалиции им без потери лица сложно, то педалируется тема “команда Навального не прошла в Костроме”». Напомним, что сам Навальный после приговоров по уголовным делам «Ив Роше» и «Кировлеса» не имеет права никуда баллотироваться, только агитирует за соратников.

«У нас с апреля есть договоренности о том, что мы движемся на выборы в Госдуму в рамках коалиции, никто не намерен ничего пересматривать, мы с партнерами обсуждаем, как формировать список, какая у нас будет содержательная повестка, — заверил «Ленту.ру» зампред РПР-ПАРНАС Константин Мерзликин. — До конца года обо всем будет публично объявлено».

Около ноля

По словам Мерзликина, «разбор полетов» в партии действительно имел место, однако поводом для него стала история с выборами в Костромской области. Это был единственный регион, где РПР-ПАРНАС попытала электорального счастья и вопреки ожиданиям не обрела его. «Конечно, мы анализировали ошибки, допущенные всеми нами в сентябрьской кампании, и достаточно острый характер могло носить это обсуждение, но обсуждение этих проблем не меняет сути вопроса, — говорит «Ленте.ру» зампред партии. — У нас, я имею в виду РПР-ПАРНАС, тоже нет каких-то гениальных идей, которые если бы были реализованы, немедленно дали положительный результат».

Костромская кампания проводилась не в самых выгодных для партии условиях. Сбор подписей обернулся уголовным делом против главы штаба Андрея Пивоварова — его заподозрили в неких манипуляциях с официальной базой ФМС. Партия попала в бюллетень только благодаря решению Центризбиркома, принятому 13 августа, — ровно за месяц до голосования. Леонид Волков, глава штаба Навального в московской кампании 2013 года, принял руководство костромскими выборами только после того, как Пивоваров оказался на нарах. Кампания на фоне всех этих перипетий вышла смятой.

Хотя сравнивать результат по большому счету не с чем. В 2013 году в Ивановской области список РПР-ПАРНАС получил лишь 0,27 процента, на фоне которых 2 процента в Костромской области выглядят чуть ли не успехом. Самой успешной была кампания покойного Бориса Немцова, который завоевал мандат в Ярославской областной думе в 2013 году благодаря узнаваемости и харизме. А также тому, что угодивший в ходе выборов за решетку мэр Ярославля Евгений Урлашов, лидер списка «Гражданской платформы», после снятия с выборов этой партии де-факто передал свои голоса РПР-ПАРНАС.

Результаты других кусочков «Демкоалиции» тоже никогда не внушали оптимизма. На тех же выборах в Ярославскую облдуму выступал и «Демвыбор» Владимира Милова, набравший лишь 0,75 процента. Сам Милов в 2014 году не собрал подписи для выдвижения в Мосгордуму по одномандатному округу. А «Партия 5 декабря» и «Либертарианская партия» в силу незарегистрированности в выборах вообще никакого участия принимать не могут, так что об их электоральных перспективах из сострадания умолчим.

Из всех деятелей «Демкоалиции» значимых успехов на выборах добился только Навальный, когда в 2013 году баллотировался в мэры Москвы. Под руководством того же Волкова оппозиционер, прямиком с регистрации в Мосгоризбиркоме чудом не загремевший по этапу, получил 28 процентов голосов и чуть было не поставил ситуацию на грань второго тура — результат, превзошедший самые смелые ожидания оппозиции. Политтехнологи сошлись во мнении, что ключом к успеху стала попытка выйти за пределы либерального «электорального гетто» и адресовать кампанию широкой аудитории. Формируя «Демкоалицию», оппозиционеры как раз и рассчитывали на то, что опорными элементами новой конструкции станут, с одной стороны, РПР-ПАРНАС со своим списком для выдвижения кандидатов, а с другой — Навальный, предоставляющий личную харизму и отстроенную политтехнологическую структуру в лизинг коалиции для набора голосов.

Аппарат решает все

Однако пока Навальный летом ездил агитировать избирателей в Новосибирск, подвергая себя риску обстрела яйцами, Михаил Касьянов потихоньку занимался партийными делами. А именно сосредотачивал в своих руках рычаги контроля над партией, в которой он остался единственным сопредседателем. В начале 2014 года пост сопредседателя покинул Владимир Рыжков, основатель Республиканской партии, начинавший политическую карьеру еще в 90-е годы в блоке «Наш дом — Россия» Виктора Черномырдина. В феврале 2015 года был убит еще один сопредседатель, Борис Немцов, бывший первый вице-премьер в правительстве Сергея Кириенко. В итоге Михаил Касьянов на съезде «Партии 5 июля» инициировал избрание себя самого единоличным председателем и принятие нового устава, в котором название сократили до лаконичного Партия народной свободы.

Не стоит недооценивать значение этого шага. Во-первых, это окончательный разрыв с наследием Рыжкова, которого Касьянов таким образом психологически лишает оснований претендовать на место в партии. Во-вторых, это аллюзия на дореволюционную Партию народной свободы, вошедшую в историю также как Конституционно-демократическая (кадеты). И в-третьих, смена названия — это возможность провести в уставе незаметные глазу изменения, важные для аппаратной игры. Правда, в сентябре Минюст уже отказал РПР-ПАРНАС в регистрации поправок, но 20 октября партийные юристы снова подали обновленную версию устава на регистрацию. Камнем преткновения стал, в частности, внесенный пункт о праймериз. Не исключено, что в итоговый документ он все-таки не войдет.

Между тем праймериз — единственный возможный вариант для формирования единого списка «Демкоалиции» на выборах в Госдуму. Если соответствующее положение в уставе так и не появится, а контроль над РПР-ПАРНАС замкнет на себя Касьянов, то у него будет возможность напрямую влиять на формирование списка. Тогда «Демкоалиции» придется искать другие варианты выдвижения. «Не факт, что в 2016 году "Демкоалиция" пойдет на выборы по спискам ПАРНАС», — предупреждал летом источник «Ленты.ру», близкий к АП. Руководство партии отрицало такой вариант развития событий, однако он тем вероятнее, чем острее противоречия в стане либералов.

Возможны варианты

Хотя Константин Мерзликин уверяет, что пренебрегать Навальным никто не собирается, он признает, что не считает оппозиционера самым перспективным оппозиционным лидером. «Есть молодые лица в других структурах коалиции, в том числе Владимир Милов, есть федерально узнаваемые — Михаил Касьянов», — отметил он «Ленте.ру». Обосновывая электоральную привлекательность экс-премьера, Мерзликин даже приводит неожиданный для оппозиционеров аргумент — опыт работы в президентской команде: «Касьянов работал вместе с Путиным в рамках его первого президентского срока, самого успешного, когда проводились реальные реформы. Он человек, безусловно, опытный, крупнейший эксперт в области государственного управления».

Ведущие политологи не разделяют этой точки зрения. «Касьянов вряд ли удачная замена: у него низкий рейтинг и высокий антирейтинг, а политикой он явно занимается помимо желания, — сообщил «Ленте.ру» руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев. — Милов никому не известен, Касьянов известен отрицательно. Думаю, что поиски философского камня ни к чему не приведут: все равно Навальный — самый раскрученный и популярный из оппозиционных персонажей. Если откажутся от услуг Навального, то среди всего этого джентльменского набора не останется никого, кто мог бы привлечь широкие слои избирателей». Калачев также полагает, что по гамбургскому счету ответственность за результат РПР-ПАРНАС в Костромской области следовало бы нести члену федерального политсовета, столичному оппозиционеру Илье Яшину: «Я когда услышал, что Яшин во главе списка, сразу сказал, что 5 процентов они не получат. Почему не поставили Николая Сорокина, лидера регионального отделения?» Сорокин в результате возглавлял список партии в гордуму Костромы, который сняли с выборов.

«Касьянов, конечно, бывший премьер, но для избирателя он все равно останется "два процента", — говорит «Ленте.ру» замгендиректора Центра политтехнологий Алексей Макаркин. — А Милов — человек очень конфликтный, в свое время он со скандалом уходил из "Солидарности". Думаю, что все-таки ставка на Навального для РПР-ПАРНАС наиболее рациональный шаг, хотя он и не может возглавить список. Тем более что ему не удалось выступить в Новосибирске, а мне кажется, в таких городах это было бы удачно».

Впрочем, дружная команда оппозиционеров может оттереть Навального сотоварищи от выборов не откровенным скандалом, а более тонкими методами. Константин Мерзликин сообщил «Ленте.ру», что в «Демкоалиции» возможны новые участники. А партийный источник «Ленты.ру» в РПР-ПАРНАС утверждает: Навального попытаются принудить к союзу с «Яблоком», из которого тот был исключен в 2007 году и по иску которого суд обязал его выплатить штраф в 36 тысяч рублей.

На слияние с «Яблоком» Навальный не пойдет, и ему придется самому отойти в сторону. Тогда получится, что либералы и демократы в кои-то веки объединятся единым фронтом не для победы на выборах, а для выдавливания Навального. Пожалуй, ни один оппонент либералов еще не придумал лучшую иллюстрацию для тезиса о раздробленности нашей демократической оппозиции и ее патологической склонности к кулуарным склокам.

< Назад в рубрику