Прецедент для новых методов работы областной власти с муниципалами может появиться в Петрозаводске, где приближающиеся выборы в Госдуму 2016 года создали независимому мэру города Галине Ширшиной новое окно для маневра в конфликте с губернатором Карелии Александром Худилайненом. Борьба губернатора с главой региональной столицы — обычный сюжет российской муниципальной политики, заканчивающийся в 90 процентов случаев отставкой или посадкой мэра. В 2008-2009 годах, по статистике, раз в три дня в России сажали по мэру, но сейчас накал страстей спал. А петрозаводская градоначальница, еще недавно находившаяся на грани увольнения, вообще может сохранить пост.
Судя по действиям Ширшиной, она намерена бороться за должность. 1 ноября в Петрозаводске запланирован митинг в поддержку заместителя мэра, Евгении Сухоруковой, обвиняемой по делу о превышении полномочий. Параллельно в Петрозаводске начался сбор подписей за отставку Александра Худилайнена, что раскачивает электоральную ситуацию накануне думских выборов. Все это — элементы политического контрнаступления Ширшиной. Опальная самовыдвиженка до сих пор находится в своем кресле и даже обрела поддержку в лице партии «Яблоко», которая объявила о готовности выдвигать ее кандидатом в депутаты Госдумы. В то же время федеральному центру сегодня нужно от региона спокойствие и хорошие результаты на выборах в Госдуму. «Лента.ру» попыталась разобраться, почему в этой ситуации губернатор остановил занесенный меч.
Борьба между поддержанной «Яблоком» беспартийной Ширшиной и правительством республики началась уже через несколько месяцев после того, как Ширшина выиграла выборы мэра Петрозаводска в сентябре 2013 года у единоросса Николая Левина с разгромным счетом 41 процент против 29. В начале 2015 года губернаторская команда пошла в наступление: в отставку ушел неугодный региональным властям спикер Петрозаводской думы (Петросовета) Олег Фокин, на тот момент еще единоросс. Его место занял ставленник Худилайнена Геннадий Бондарчук.
Уволить неугодного мэра несложно: по закону он должен раз в год отчитываться перед гордумой о проделанной работе, а депутаты оценивают достижения градоначальника. После второй отрицательной оценки мэр прощается с должностью. Проблема в том, что Худилайнен не контролировал Петросовет. Первая попытка поставить «неуд» Ширшиной за ежегодный отчет о работе перед Советом депутатов была предпринята еще в 2014 году, но провалилась из-за противодействия Фокина.
В июне 2015 оказывать влияние на городских парламентариев регионалам уже было значительно проще. 3 июня 2015 года доклад Ширшиной все же получил «двойку». В начале 2016 года ее можно было спокойно увольнять за второй «неуд». Очевидно, готовясь к этому, 18 июня парламент Карелии и 5 августа Петросовет приняли решение: прямые выборы мэра в Петрозаводске отменить, ввести должность городского управленца по найму. Региональные эксперты сошлись во мнении — «жить» мэру осталось от силы два-три месяца.
Эксперт в области региональных политических процессов России и стран СНГ, Александр Кынев считает, что «отставка Ширшиной до сих пор не реализована потому, что в регионе есть довольно консолидированное недовольство политикой главы региона и его команды, которое только усилится в этом случае». «Петрозаводск – город традиционно оппозиционный, с развитым гражданским обществом, а глава пользуется популярностью и опирается на реальную поддержку жителей», — объясняет эксперт «Ленте.ру».
Анатолий Цыганков, руководитель Центра политических и социальных исследований республики Карелия, говорит «Ленте.ру» о том, что, вероятно, у яблочницы появился влиятельный покровитель: «В августе для отставки все уже было готово, но словно поступила другая команда. Прямых фактов, говорящих о том, кто именно поддерживает Ширшину, нет. Но ряд слухов и предположений указывают на Рашида Нургалиева, ныне занимающего пост заместителя секретаря Совета безопасности России. Уж очень бывший министр зачастил с визитами в Петрозаводск, который он называет «любимым городом». О том же говорит и Александр Степанов, депутат Карельского Заксобрания: «Видимо, Москва не дала отмашку, и часть республиканской команды, заинтересованная в релаксации конфликта, возобладала».
Возникает и другой вопрос. Почему стороны никак не могут прийти к общему знаменателю и более двух лет продолжают противостояние, не принесшее результата? Кынев считает, что в команде Худилайнена, пришедшего из соседней Ленобласти, есть люди, которые не понимают особенностей региона и пытаются «ломать всех через колено, что, естественно, вызывает сопротивление среды». А вот Степанов предполагает, что Худилайнен учел опыт предыдущего губернатора Андрея Нелидова, который пытался договориться, мягко придавить местные элиты, и в результате закончил плохо: не удержался в кресле и двух лет, а ныне и вовсе находится под следствием.
Есть и иная версия. По мнению Цыганкова, противостояние «яблока» и «медведя» — лишь политическая ширма, за которой скрыта борьба назначенного федеральным центром губернатора и местного олигархата. «Нет никакого противостояния между Худилайненом и Ширшиной. По простой причине — она несамостоятельная фигура, а член команды Попова, где она играет третью, если не пятую роль».
На момент прихода Худилайнена в республике существовали три основные бизнес-группы, объясняет Цыганков. Группа Катанандова, сформировавшаяся в период руководства областью Сергея Катанандова в нулевых. После его ухода группа сохранилась, хотя и растеряла большую часть влиянии. Группа Алиханова, сложившаяся вокруг Давлетхана Алханова, предпринимателя и политика, занимавшего топовые региональные посты в конце нулевых — начале десятых годов и сосредоточившего в своих руках неформальную власть в Петрозаводске. Сейчас Алиханов находится под стражей по обвинению в незаконном пересечении границы и в мошенничестве в особо крупном размере. И третья по счету, но не по влиянию — группа Попова. Василий Попов — директор Олонецкого молочного комбината, с 1998 года — депутат Карельского закса, с 2007 года — депутат и председатель Петросовета, член партии «Яблоко».
Именно ему Ширшина обязана победой на выборах. Изначально социал-либералы выдвинули в мэры Эмилию Слабунову, которая смогла консолидировать оппозиционные голоса и стать фаворитом предвыборной гонки. Однако она была снята по формальному поводу – неправильно заполненным финансовым документам. Тогда «яблочники» и направили финансовые и организационные ресурсы на поддержку «второго номера», которым оказалась беспартийная Галина Ширшина.
Формально Попов закончил политическую деятельность 2 апреля 2009 года, когда по признанию Верховного Суда Карелии был признан виновным в вымогательстве 100 тысяч долларов у бизнесмена Мазуровского, получил штраф и условный срок. Однако это не помешало ему несколько недель держать за собой должность спикера и передать ее Олегу Фокину. Которого, кстати, подстерегла аналогичная судьба в 2015 году — задержание по статье «мошенничество».
Также в марте 2015 года были арестованы депутат Горсовета яблочница Ольга Залецкая и директор торговой сети «Ленторг» Александра Корнилова. Эта сеть принадлежит Попову; сам он, находясь в Финляндии, решает не возвращаться в Россию. Его супруга — вице-спикер Заксобрания Анастасия Ковальчук, «Яблоко», также являясь фигуранткой уголовного дела, отпущена под залог. Сам Попов нисколько не стесняется богатой сети родственных связей на всех этажах власти республики, рассказывая о них в интервью «Свободе.орг» из Йоэнсуу. Так, Светлана Чечиль, его двоюродная сестра, долгое время управляла Прионежским районом, окружающим Петрозаводск. Именно из-под ее крыла Евгения Сухорукова устремилась в замы по экономике к Ширшиной, чтобы уже через два месяца получить обвинение о превышении служебных полномочий.
«Все эти конфликты не являются порожденными самим Худилайненом. Олигархическая вотчина — это наследство, врученное ему предыдущими губернаторами. Но при этом он получил от Москвы карт-бланш на наведение порядка и укреплению власти в регионе», — подытоживает рассказ Цыганков. «Варяжество» Худилайнена в данном случае было попыткой поставить в регионе человека «над схваткой», не связанного сильно с местными олигархическими кругами.
«Сама Ширшина — руководитель зависимый. Но надо признать: два с половиной года удерживаться на посту в такой ситуации — это достижение. Политический потенциал у нее есть, и, возможно, Кремль решил отсечь от нее команду поддержки, ударив по команде Попова, а там уже с губернатором она сможет договориться», — предполагает Степанов.
Кстати, волею судеб попавшая в дамки Ширшина сумела заручиться и поддержкой «яблочников» на федеральном уровне. Как признался «Ленте.ру» Сергей Митрохин, председатель партии «Яблоко», несмотря на внепартийность Ширшиной, давно считает ее сторонником. И вполне допускает возможность поставить ее первым номером в партийном списке в Госдуму. В этом случае губернатор рискует получить у себя в регионе мощную оппозиционную кампанию с популярным мэром во главе. Свернуть противостояние наверняка можно, но тогда, очевидно, придется потерпеть Ширшину на посту мэра региональной столицы.
Какова в условиях этого конфликта судьба самого Худилайнена? «С одной стороны, уровень его поддержки среди активного избирателя невелик. С другой, явного негатива он не вызывает, жителей устраивает, что есть. Подписи за его отставку, конечно, собираются не общественностью, а структурами Попова, который из Финляндии пытается влиять на ситуацию. И работают не народ, а яблочные купюры», — уверенно заявляет Степанов. Цыганков же напоминает, что именно Худилайнен смог привлечь в регион 137 миллиардов рублей инвестиций и привести крупный бизнес, что оживило экономику.
С другой стороны, Кремль не послал главу республики на досрочные выборы, как это сделал, например, с губернатором соседней Ленинградской области Александром Дрозденко. А значит, к перспективам успешной легитимации Худилайнена федеральный центр относится скептически. И это понятно, ведь в Карелии в 2011 году ЕР получила один из худших по стране результатов — 32 процента. Поэтому сейчас для Худилайнена критически важно продемонстрировать хороший рейтинг «Единой России» на выборах в Государственную Думу, параллельно которым пройдут выборы заксобрания региона. И это создает трудноразрешимую проблему для него, поясняет «Ленте.ру» политолог Дмитрий Орешкин.
«Важнейшие предприятия, производства и центры услуг всегда концентрируются в столице региона. А его элита всегда заинтересована на использование денег на свои нужды. Губернатор же, хозяйствуя по всей области, заинтересован "размазывать" средства. Его источники — либо столичные деньги, либо федеральные дотации. Конфликт между губернатором и главой столичного города — история традиционная, для этого есть системная основа. Разные начальники решают по-разному: кто-то вышибает мэра, кто-то лишает полномочий или замещает сити-менеджером», — поясняет он.
Однако такие методы работают только при спящем городе с низкой явкой на выборах. При повышении явки и ухудшении ситуации в городе легко можно получить ситуацию Новосибирска (мэр — коммунист Локоть) или Иркутской области (губернатор — коммунист Левченко). С яблочным мэром этот риск тоже не маленький. Поэтому с точки зрения политтехнологий мэра Петрозаводска нужно было уничтожить заранее, считает Орешкин: «Если не удалось за два с половиной предшествующих года, то заниматься этим в срок за год выборов в Госдуму — слишком большой риск».
Таким образом, губернатор оказывается между Сциллой и Харибдой. С одной стороны, снятие Ширшиной за год до выборов и Госдумы, и Заксобрания автоматически создает в Петрозаводске сильного одномандатника с образом мученика, вокруг фигуры которого могут консолидироваться оппозиционные силы и серьезно уронить рейтинги партии власти на всех уровнях выборов. С другой — «яблочный мэр» и так не даст ЕР получить хороший результат в регионе. Что, опять же, пошатнет и без того традиционно слабые позиции единороссов в городе, а это, скорее всего, станет критическим для карьеры Худилайнена. Выходом мог бы стать точечный компромисс с Ширшиной, которая осталась без поддержки выдвинувших ее в мэры кланов и вынуждена лавировать в политическом море самостоятельно. Это и будет прецедентом согласования интересов.