В пятницу, 30 октября, страна вспоминала жертв политических репрессий советского периода. В текущем году внимание к этой дате особое. Месяц назад президент подписал указ о возведении памятника репрессированным, а в конце лета правительством была утверждена концепция госполитики в этой сфере. В Москве в новом просторном здании открылся Музей истории ГУЛАГа, на очереди — создание музея репрессий против церкви. Музеи памяти должны открыться по всей стране.
Из всех пострадавших от репрессий за советский период живы около 800 тысяч, из них примерно 20 тысяч — москвичи. Статистика учитывает тех, кто был реабилитирован и официально признан пострадавшим, в основном это лица, чьи родители были репрессированы. Но точное число жертв установить затруднительно, так как репрессии продолжались с 1918 по 1953 годы.
В День памяти жертв политических репрессий (30 октября является официальной памятной датой с начала 90-х) в Москве состоялось открытие Государственного музея истории ГУЛАГа. С 2001 года находившийся на Петровке, он переехал в новое четырехэтажное здание постройки 1908 года, в 1-м Самотечном переулке.
Это собрание экспонатов, связанных со сталинскими репрессиями, было основано Антоном Антоновым-Овсеенко, который сам 13 лет провел в лагерях. Его отца, известного революционера, расстреляли в 1938 году «за принадлежность к троцкистской и шпионской организации».
Нынешний директор музея Роман Романов (основатель скончался в 2013 году), представил посетителям выставку «Национальная память о ГУЛАГе».
«Все мы чувствуем, что сегодня происходит что-то важное, что должно послать нам простую идею: произошедшее не должно повториться. Ни в каком виде. Ни в какой форме», — обратился Романов к гостям, среди которых были представители администрации президента и московской мэрии.
Заместитель мэра Москвы по социальным вопросам Леонид Печатников процитировал строки из поэмы Анны Ахматовой «Реквием», отметив, что это «музей-память», «музей-памятник» и «музей-приговор» — тем деятелям советской эпохи, которые ответственны за гибель невинных людей.
Президент «Русского общественного фонда Александра Солженицына», вдова писателя Наталья Солженицына назвала открытие музея событием «символическим и знаковым», национального масштаба. По ее мнению, над всеми существующими в России массовыми захоронениями надо хотя бы таблички поставить. «Таких захоронений очень много. Во многих местах местные жители, во всяком случае молодежь, имеют очень смутное понятие о том, что под ногами — кости», — сказала Солженицына.
Председатель президентского Совета по правам человека (СПЧ) Михаил Федотов заявил, что Музей истории ГУЛАГА — ни много ни мало — станет «центром большой музейной инфраструктуры по всей стране». А также проинформировал, что в переданном Русской православной церкви здании, которое находится рядом с Бутовским полигоном (бывший спецобъект НКВД, где в 1937-1938 годах были расстреляны 20 761 человек) и раньше принадлежало НКВД, откроется Музей памяти жертв репрессий против церкви. По словам Федотова, посетители смогут узнать о расстреле священников, изъятии церковных ценностей и о многом другом, «что было сотворено в годы безбожной власти».
Глава СПЧ выразил надежду, что московский музей будет активно помогать и музею церкви, и открывшемуся недавно музею «Пермь-36». «Появятся и другие музеи во многих городах, монументы, памятники, — подчеркнул он. — Потому что нет такого города в нашей стране, где не было бы жертв политических репрессий. Это кровавое колесо прокатилось по всем городам и весям, по всем слоям общества. И мы должны это помнить».
Роман Романов сообщил, что в скоро будет создана ассоциация российских музеев памяти.
В этом году внимание властей к Дню памяти 30 октября особое. Месяц назад президент Владимир Путин подписал указ о возведении мемориала жертвам политических репрессий — идея создания подобного памятника была озвучена еще Никитой Хрущевым в октябре 1961 года на XXII съезде КПСС. В ходе последней встречи с членами СПЧ 1 октября Путин назвал политические репрессии времен СССР «одной из самых горьких, тяжелых страниц отечественной истории». Предполагается, что мемориал воздвигнут в Москве к концу 2016 года на пересечении проспекта Академика Сахарова и Садово-Спасской улицы. В конкурсе проектов победила «Стена скорби» скульптора Георгия Франгуляна. Консультации о месте будущего памятника и конкурсе на его создание проводил первый заместитель руководителя администрации президента Вячеслав Володин.
Ранее, в августе, премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил Концепцию государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий. Правозащитники считают это историческим событием, поскольку власти впервые осудили репрессии официальным документом. Концепция ляжет в основу соответствующей федеральной целевой программы (ФЦП), которую подготовят в Белом доме.
Митинги и траурные мероприятия прошли в пятницу по всей стране при поддержке местных органов власти. В полдень в столице «Московский Мемориал» и «Московская ассоциация жертв незаконных репрессий» провели митинг у Соловецкого камня. С самого утра на Бутовском полигоне зачитывались имена погибших в соответствии с «расстрельными списками» НКВД, по дням приведения приговоров в исполнение. В Санкт-Петербурге одну из главных городских памятных церемоний по традиции начали на Троицкой площади, где находится петербургский Соловецкий камень. Цветы возложили и на печально известном Ржевском полигоне. В ряде городов впервые состоялась акция «Бессмертный ГУЛАГ», построенная по аналогии с «Бессмертным полком». Ее инициатором выступило движение «Весна», основанное в 2013 году активистами «Яблока» и РПР–ПАРНАС.