В 4:13 по Гринвичу в небе над Синайским полуостровом пропал с радаров самолет Airbus A321 «Когалымавиа», выполнявший рейс 9268 Шарм-эль-Шейх — Санкт-Петербург. Самолет вылетел в 06:51 мск. В 07:14 мск он не вышел на связь с аэропортом Ларнака. О версиях говорить пока рано, но круг вопросов постепенно проясняется.
Самолет упал в 100 километрах от египетского города Эль-Ариш, воздушное судно полностью разрушилось, судя по всему, все находившиеся на борту люди — 217 пассажиров и 7 членов экипажа — погибли.
В 04:12 (здесь и далее отметки времени по Гринвичу в соответствии с данными сайта flightradar) самолет находился на высоте 33 500 футов (более 10 200 метров). Его скорость составляла 404 узла (около 750 километров в час). Самолет шел с набором высоты и скорости, выходя на эшелон для более чем пятичасового полета до Пулково.
В 04:13 (последняя засечка полетного времени) самолет на высоте 28 375 футов (около 8650 метров), летел со скоростью всего 93 узла (172 с небольшим километра в час).
А321-231, серийный номер 0663, построен в 1997 году. Два двигателя IAE V2500 консорциума International Aero Engines, совместной разработки Rolls-Royce, Pratt&Whitney, Japanese Aero Engine Corporation и германской MTU. Самолет принадлежал крупнейшей в мире голландской лизинговой компании AerCap (1563 борта в собственности), имел ирландскую регистрацию EI-ETJ, эксплуатировался компанией «Когалымавиа» с 2012 года. До этого он эксплуатировался четырьмя авиакомпаниями, в том числе турецкой Onur Air и саудовскими авиалиниями.
Как сообщил «Коммерсантъ», расследованием обстоятельств катастрофы в Египте может заняться Следственный комитет России. Скорее всего, будет возбуждено уголовное дело по статье 263 УК РФ («нарушение правил эксплуатации воздушного транспорта»). Интерес следователей может быть обусловлен сообщениями информагентств о том, что пилоты разбившегося самолета обращали внимание техников и руководства авиакомпании на проблемы в работе двигателей.
Египетские спасатели обнаружили лайнер, развалившийся на две части и множество мелких обломков, уже найдено более 100 тел, в том числе пятеро детей. Также найден один из бортовых самописцев. Это может указывать на то, что самолет падал целым, разрушившись от удара о землю.
Никаких признаков того, что российский самолет, разбившийся на Синайском полуострове, был сбит, нет. Об этом, как сообщает Reuters, заявили представители служб безопасности Египта. Лайнер авиакомпании «Когалымавиа» упал на севере Синая после возможных проблем с двигателем.
Как отмечают опрошенные «Лентой.ру» эксперты, версии о поражении самолета с земли с помощью систем ПВО следует признать несостоятельными. Имеющиеся в регионе силы боевиков, включая группировки радикальных исламистов, не располагают системами, способными поражать воздушные цели на высотах более 3-4 тысяч метров. А самолет, судя по информации сайта flightradar, начал резко терять высоту, находясь на эшелоне свыше 10 тысяч метров.
Тем более можно исключить поражение лайнера войсковыми системами ПВО, которыми в регионе обладают только Египет и Израиль. Боевых действий с применением подобных средств в районе Синая не велось уже более 40 лет.
На территории Синайского полуострова периодически происходят столкновения, действующая там группировка «Вилайят Синай» присягнула на верность запрещенной в России террористической организации «Исламское государство» в 2014 году. Столкновения между силовиками и джихадистами обостряются каждые несколько месяцев. 16 июля боевики атаковали египетский военный корабль. До этого, 1 июля, в результате одного из самых крупных нападений исламистов погибли 100 боевиков и по меньшей мере 17 военных.
Тем не менее вероятность того, что самолет мог стать жертвой одного из таких столкновений, следует считать ничтожной. Непосредственную причину падения лайнера, будь то теракт или техническая неисправность, нужно искать на его борту.