Выбор катастрофы

Версии случившегося над Синаем

(151101) -- ARISH CITY, Nov. 1, 2015 (Xinhua) -- An Egyptian military helicopter flies over debris of a Russian passenger airplane which crashed at the Hassana area in Arish city, north Egypt, on November 1, 2015. Egyptian and international investigators on Sunday have begun probing the reasons of the Russian plane that crashed in Egypt's Sinai peninsula on Saturday which killed all 224 on board. (Xinhua/Ahmed Gomaa) (Photo by Xinhua/Sipa USA)
Фото: Xinhua / Sipa USA / East News

Двое суток, минувшие с момента гибели российского авиалайнера в Египте, пока не позволили сделать однозначный вывод о причинах авиакатастрофы. Известно пока по-прежнему очень немного, однако уже обнародованная информация позволяет с осторожностью разобрать возможные версии случившегося.

Что известно

Самолет Airbus A321-231 авиакомпании «Когалымавиа» вылетел в 03:51 по Гринвичу из аэропорта Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург. От планового маршрута самолет не отклонялся. Через 23 минуты после взлета, только-только заняв высоту 10 200 метров, он исчез с экранов радаров.

Далее можно судить лишь по данным FlightRadar. Это не истина в последней инстанции, однако некоторую интересную информацию все же дает. Последние засечки свидетельствуют о резких изменениях высоты самолета: то вверх (примерно на километр), то вниз с периодическими попытками вновь ее набрать. Горизонтальная скорость оказалась постепенно погашена, вертикальная скорость в период с 4:12:57 до момента пропажи сигнала в 4:13:19 несколько раз совершает рывки до значения в 4-8 тысячи футов (до 2,5 километра) в минуту, причем в обе стороны и с возрастающей амплитудой.

Первоначально РИА Новости со ссылкой на диспетчеров Шарм-эль-Шейха передало, что экипаж сообщил о технической неисправности на борту и запросил срочную посадку в Каире. Однако впоследствии эта информация была официально опровергнута египетскими властями: самолет не менял маршрут, а с борта не передавалось никаких сообщений о нештатной ситуации. Причина катастрофы, какой бы она ни была, возникла внезапно и не оставила экипажу времени или возможности связаться с землей.

Анализ места падения обломков показал, что самолет развалился на куски, еще находясь в воздухе.

Это все, что более-менее достоверно известно на данный момент о происшедшем. Перейдем к разбору версий, с той или иной частотой мелькавших в эти дни в СМИ.

Человеческий фактор

Дежурная причина всех авиакатастроф, позволяющая ничего не менять на земле.

В данном случае ее полностью исключать нельзя, но все-таки тогда придется представить себе и проверить на моделях образ действия экипажа, при котором самолет разваливается в воздухе исключительно от действий пилотов. Насколько можно судить по высказываниям экспертов, расследующих случившееся, эта версия явно не носит приоритетного характера.

Сочетание скрытого технического дефекта с ошибкой пилотирования, доведшее исправимый недочет работы экипажа до катастрофического развития ситуации, чисто теоретически возможно. Однако обсуждать эту версию дальше имеет смысл только после получения каких-то новых данных с бортовых самописцев и результатов анализа обломков.

Применение зенитных комплексов

Эту версию исключили заявления официальных лиц, но отбросить ее следует и по здравому рассуждению.

Поражение сложными и тяжелыми системами ПВО следует отвергнуть сразу, потому что такие системы есть в распоряжении лишь официальных правительств стран региона. Эта версия возникла сразу, но исключительно по психологическим причинам, связанным с судьбой рейса MH-17 над Донбассом.

У исламистских группировок, регулярно бандитствующих на Синайском полуострове, есть только переносные комплексы (ПЗРК). Это зенитное оружие пехоты способно работать против целей на высотах до 3,5-4 километров максимум (самые современные — до 4,5 километра).

Самолет, летящий на высоте свыше 10 километров, находится вне зоны поражения ПЗРК. С такими средствами куда вероятнее выглядела бы атака непосредственно на взлете, в окрестностях аэропорта Шарм-эль-Шейха.

Взрыв на борту

Версия теракта считалась одной из ведущих и рассматривается до сих пор. Усиление террористической угрозы, связанное с вступлением России в войну с радикальными группами исламистов в Сирии, не позволяет отметать эту версию с порога как маловероятную.

Та часть картины падения, которая уже обнародована, не исключает взрыва на эшелоне с последующей разгерметизацией салона и разрушением самолета. Если все обстоит именно так, то должны быть найдены следы «работы» взрывного устройства, пронесенного на борт.

Пресловутое «Исламское государство» (запрещенное в РФ) уже заявило о своей ответственности за гибель российского лайнера. Говорить, впрочем, можно что угодно. Напомним, что вечером 11 сентября 2001 года ответственность за атаку башен-близнецов взяла на себя «Японская красная армия».

Техническая неисправность

Падение самолета, дающее такую картину, могло быть вызвано либо взрывом двигателя с разлетом лопаток турбины и поражением плоскостей и корпуса, либо разрушением силового набора вследствие не выявленных при техобслуживании усталостных повреждений.

Неисправность двигателя активно обсуждалась в день падения, особенно на фоне не подтвердившихся сообщений о переговорах экипажа с землей по поводу возникновения неполадок на борту. После того как выяснилось, что жалоб с борта не поступало, версия приугасла, однако полностью ее исключать нельзя.

К этой же группе возможных причин следует отнести личную «отметину» этого борта: в 2001 году в Каире он при посадке соприкоснулся хвостом с покрытием аэродрома. Само по себе это не служит основанием для прекращения эксплуатации после проверки, более того — специально на этот счет производителем разработаны особые регламенты. Доказательное исследование возможности развития этой «микротравмы» в катастрофу нужно оставить экспертам.

Возраст борта

Еще одна дежурная версия, которую в отрыве от остальных обстоятельств следует признать несостоятельной. Упавшая на Синае машина была выпущена в мае 1997 года и не вылетала среднего срока эксплуатации семейства A320.

В крупнейших мировых компаниях возраст списания этой техники составляет около 25 лет. Скажем, лайнер A320 компании Lufthansa, упавший в восточной Франции в марте 2015 года, был выпущен аж в 1990 году.

Возраст самолета сам по себе не является основанием считать его небезопасным (и безопасным, к слову, тоже). Куда важнее регулярность и качество технического обслуживания. Тут вопросы надо задавать не только «Когалымавиа», но и предыдущим эксплуатантам: ливанской компании MEA, турецкой Onur Air, а также эпизодически пользовавшимся этим бортом саудовцам и сирийцам.

Ваши мечты не сбудутся
Почему «Газпром» заставляет ветеранов и многодетных родителей сносить свои дома
Беслан Мудранов и Владимир ПутинЛига чемпионов
Сколько бывшие олимпийцы зарабатывают в политике
«Если в тюрьму не попал — уже хорошо»
Профессор ВШЭ Исак Фрумин о школьной сегрегации и высшем образовании для всех
День ВМФ России в СевастополеСкажи мне, чей Крым
Каковы перспективы иска Украины по поводу воды вокруг Крыма
Филип КрейвенПятое колесо
Почему российские спортсмены остались без Паралимпиады
Холодный фронт
Главные интриги стартующего чемпионата Континентальной хоккейной лиги
Вечный карнавал
Лучшие мгновения церемонии закрытия Олимпиады в Рио
Под звуки ливня
Церемония закрытия прошла, как и все Игры, — противоречиво и с пустыми трибунами
Осетинский блицкриг
Борец-вольник Сослан Рамонов выиграл для России последнее золото Олимпиады в Рио
«Все здесь сочувствуют Украине»
Уроженка Омска делится впечатлениями после переезда в Канаду
«Бесплатные вегетарианские хот-доги»«Убить всех веганов»
За что мясоеды не любят поклонников растительной диеты
Дикий, дикий райцентр
Фотоистория о жизни ковбоя из города Шуи
Весам назло
В мире набирает популярность йога для полных
Право на красоту
Сеть покоряют бьюти-блогеры с необычной внешностью
Острые крылышки
Как у автомобилей появились крылья и что такое диффузор — история аэродинамики
Миллионы на покупки
10 самых дорогих автомобилей аукционов прошедшего уикенда
Народный сбор
Длительный тест Mitsubishi L200: часть первая
Нашли чем кичиться
Экстравагантные тюнинг-проекты, от которых хочется зажмуриться
Дно Олимпиады
Проблемы Рио похлеще допингов и переломов
«Я не позволяла себе ничего, каждая копейка уходила на кредит»
Рассказ россиянки, купившей не одну квартиру при зарплате в 40 тысяч рублей
Бабушкино наследство
Вся недвижимость кандидата в президенты США Хиллари Клинтон
Камерная дача
10 фактов о доме в Форосе, ставшем тюрьмой для Горбачева
До чего докатились
Как выглядят лица людей, съехавших с небоскреба