Выбор катастрофы

Версии случившегося над Синаем

(151101) -- ARISH CITY, Nov. 1, 2015 (Xinhua) -- An Egyptian military helicopter flies over debris of a Russian passenger airplane which crashed at the Hassana area in Arish city, north Egypt, on November 1, 2015. Egyptian and international investigators on Sunday have begun probing the reasons of the Russian plane that crashed in Egypt's Sinai peninsula on Saturday which killed all 224 on board. (Xinhua/Ahmed Gomaa) (Photo by Xinhua/Sipa USA)
Фото: Xinhua / Sipa USA / East News

Двое суток, минувшие с момента гибели российского авиалайнера в Египте, пока не позволили сделать однозначный вывод о причинах авиакатастрофы. Известно пока по-прежнему очень немного, однако уже обнародованная информация позволяет с осторожностью разобрать возможные версии случившегося.

Что известно

Самолет Airbus A321-231 авиакомпании «Когалымавиа» вылетел в 03:51 по Гринвичу из аэропорта Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург. От планового маршрута самолет не отклонялся. Через 23 минуты после взлета, только-только заняв высоту 10 200 метров, он исчез с экранов радаров.

Далее можно судить лишь по данным FlightRadar. Это не истина в последней инстанции, однако некоторую интересную информацию все же дает. Последние засечки свидетельствуют о резких изменениях высоты самолета: то вверх (примерно на километр), то вниз с периодическими попытками вновь ее набрать. Горизонтальная скорость оказалась постепенно погашена, вертикальная скорость в период с 4:12:57 до момента пропажи сигнала в 4:13:19 несколько раз совершает рывки до значения в 4-8 тысячи футов (до 2,5 километра) в минуту, причем в обе стороны и с возрастающей амплитудой.

Первоначально РИА Новости со ссылкой на диспетчеров Шарм-эль-Шейха передало, что экипаж сообщил о технической неисправности на борту и запросил срочную посадку в Каире. Однако впоследствии эта информация была официально опровергнута египетскими властями: самолет не менял маршрут, а с борта не передавалось никаких сообщений о нештатной ситуации. Причина катастрофы, какой бы она ни была, возникла внезапно и не оставила экипажу времени или возможности связаться с землей.

Анализ места падения обломков показал, что самолет развалился на куски, еще находясь в воздухе.

Это все, что более-менее достоверно известно на данный момент о происшедшем. Перейдем к разбору версий, с той или иной частотой мелькавших в эти дни в СМИ.

Человеческий фактор

Дежурная причина всех авиакатастроф, позволяющая ничего не менять на земле.

В данном случае ее полностью исключать нельзя, но все-таки тогда придется представить себе и проверить на моделях образ действия экипажа, при котором самолет разваливается в воздухе исключительно от действий пилотов. Насколько можно судить по высказываниям экспертов, расследующих случившееся, эта версия явно не носит приоритетного характера.

Сочетание скрытого технического дефекта с ошибкой пилотирования, доведшее исправимый недочет работы экипажа до катастрофического развития ситуации, чисто теоретически возможно. Однако обсуждать эту версию дальше имеет смысл только после получения каких-то новых данных с бортовых самописцев и результатов анализа обломков.

Применение зенитных комплексов

Эту версию исключили заявления официальных лиц, но отбросить ее следует и по здравому рассуждению.

Поражение сложными и тяжелыми системами ПВО следует отвергнуть сразу, потому что такие системы есть в распоряжении лишь официальных правительств стран региона. Эта версия возникла сразу, но исключительно по психологическим причинам, связанным с судьбой рейса MH-17 над Донбассом.

У исламистских группировок, регулярно бандитствующих на Синайском полуострове, есть только переносные комплексы (ПЗРК). Это зенитное оружие пехоты способно работать против целей на высотах до 3,5-4 километров максимум (самые современные — до 4,5 километра).

Самолет, летящий на высоте свыше 10 километров, находится вне зоны поражения ПЗРК. С такими средствами куда вероятнее выглядела бы атака непосредственно на взлете, в окрестностях аэропорта Шарм-эль-Шейха.

Взрыв на борту

Версия теракта считалась одной из ведущих и рассматривается до сих пор. Усиление террористической угрозы, связанное с вступлением России в войну с радикальными группами исламистов в Сирии, не позволяет отметать эту версию с порога как маловероятную.

Та часть картины падения, которая уже обнародована, не исключает взрыва на эшелоне с последующей разгерметизацией салона и разрушением самолета. Если все обстоит именно так, то должны быть найдены следы «работы» взрывного устройства, пронесенного на борт.

Пресловутое «Исламское государство» (запрещенное в РФ) уже заявило о своей ответственности за гибель российского лайнера. Говорить, впрочем, можно что угодно. Напомним, что вечером 11 сентября 2001 года ответственность за атаку башен-близнецов взяла на себя «Японская красная армия».

Техническая неисправность

Падение самолета, дающее такую картину, могло быть вызвано либо взрывом двигателя с разлетом лопаток турбины и поражением плоскостей и корпуса, либо разрушением силового набора вследствие не выявленных при техобслуживании усталостных повреждений.

Неисправность двигателя активно обсуждалась в день падения, особенно на фоне не подтвердившихся сообщений о переговорах экипажа с землей по поводу возникновения неполадок на борту. После того как выяснилось, что жалоб с борта не поступало, версия приугасла, однако полностью ее исключать нельзя.

К этой же группе возможных причин следует отнести личную «отметину» этого борта: в 2001 году в Каире он при посадке соприкоснулся хвостом с покрытием аэродрома. Само по себе это не служит основанием для прекращения эксплуатации после проверки, более того — специально на этот счет производителем разработаны особые регламенты. Доказательное исследование возможности развития этой «микротравмы» в катастрофу нужно оставить экспертам.

Возраст борта

Еще одна дежурная версия, которую в отрыве от остальных обстоятельств следует признать несостоятельной. Упавшая на Синае машина была выпущена в мае 1997 года и не вылетала среднего срока эксплуатации семейства A320.

В крупнейших мировых компаниях возраст списания этой техники составляет около 25 лет. Скажем, лайнер A320 компании Lufthansa, упавший в восточной Франции в марте 2015 года, был выпущен аж в 1990 году.

Возраст самолета сам по себе не является основанием считать его небезопасным (и безопасным, к слову, тоже). Куда важнее регулярность и качество технического обслуживания. Тут вопросы надо задавать не только «Когалымавиа», но и предыдущим эксплуатантам: ливанской компании MEA, турецкой Onur Air, а также эпизодически пользовавшимся этим бортом саудовцам и сирийцам.

«Украина — священная земля»
Певица Луна о музыкальной революции в Киеве и нежелании жить как Эми Уайнхаус
Труба и архангелы
Ради чего стоит поехать на фестиваль «Усадьба Jazz»
Вим Вендерс«Я по нотам не читаю»
Вим Вендерс о том, зачем в 71 год поставил свою первую оперу
Одинокая ведьма желает познакомиться
ММКФ-2017: женские чары и мужские неврозы в американском независимом кино
Летнего позитива пост
Самые популярные снимки Instagram за июнь
Подвинься, миллениал
Пессимистичные оптимисты: что мы знаем о поколении иксенниалов?
Девушка с веслом
Как мужчина оказался первой женщиной-гондольером в Венеции
 reaches up to the sky during the summer solstice at Stonehenge, near Salisbury in England, Tuesday, June 21, 2011. The ancient stone circle of Stonehenge is a World Heritage Site erected between approximately 3000BC and 1600BC and despite years of research the reason behind its construction remains a mystery. The summer solstice in the northern hemisphere occurs annually on June 21 and is the time at which the sun is at its northernmost point in the sky.Меч и мотоцикл
Зачем тысячи ведьм и друидов собрались возле Стоунхенджа
Тест УАЗ Пикап, VW Amarok и Fiat Fullback
Маленький триумф больших машин, или странное путешествие к странному озеру
Самые безумные Jeep Wrangler в мире
Какими бывают «Рэнглеры», когда за них берутся профи
Тюнинг бюджетных тачек
У вас «Логан»? Не отчаивайтесь — и его можно сделать очень крутым
5 фактов об универсале Lada Vesta
Все, что пока известно о двух новых модификациях «Весты»
Вите надо выйти
Соседи несколько лет травят москвича, который отказывается переселяться
Без свидетелей
Дома для тех, кто ненавидит соседей
Москва за нами
Какие квартиры можно купить в пределах МКАД по цене до трех миллионов рублей
Классовая борьба
На смену дешевым квартирам в Москве пришел новый вид жилья
Да катитесь вы
Семейная пара отказалась от квартиры и поселилась в автобусе