31 октября на Синайском полуострове разбился пассажирский самолет А321 российской авиакомпании «Когалымавиа». Все 224 человека, находившиеся на борту, погибли. Среди них было 29 детей. По понятным причинам авиакатастрофу в деталях освещают все российские СМИ. Но делают они это по-разному. Телеканалы «хоронят» живых людей, под скрытую камеру вытягивают эмоциональные комментарии у родственников погибших и доводят их до слез в студии. «Увиденное вызывает озноб», «Весь отдых насмарку», «Нелюди выползли напитать себя кровью катастрофы» — с такими заголовками выходили в эти дни не самые желтые СМИ России. «Лента.ру» проследила, как российские медиа освещали события вокруг катастрофы и кто из них не удержался от соблазна поспекулировать на чувствительной теме.
А321 «Когалымавиа» пропал с экранов радаров ранним утром в субботу. Исчезновение воздушного судна не сулит ничего хорошего, а значит — продюсеров и съемочные группы телеканалов поставили на низкий старт. Журналисты заполонили зону прилета аэропорта Пулково, в которой люди ждали родных и близких, глядя на табло с надписью «рейс задерживается».
Битва за рейтинг началась именно здесь. Судя по реакции встречающих, смятение и панику посеяли именно телевизионщики. О том, что лайнер разбился, здесь стало известно около полудня. А журналисты начали опрос, конечно же, значительно раньше, поэтому в словах ожидающих преобладали формулировки в настоящем времени: «ждем», «встречаем».
На протяжении дня кадры с кричавшей от отчаяния женщиной и срывающимися на плач отцами, потерявшими своих дочерей, прогоняли по всем главным телеканалам страны. Канал «Россия» посвятил этому отдельный сюжет под названием «У родственников жертв крушения Airbus сдают нервы». По интернету репортаж разошелся с подачи портала Vesti.ru, где и сейчас можно просмотреть ролик.
Журналисты чаще всего обращались к Ирине, которая, как сообщалось, чудом избежала полета на злополучном рейсе. За несколько дней до катастрофы она улетела в Петербург, а 31 октября прилетела в Пулково встречать двух женщин, с которыми познакомилась на отдыхе.
Когда имена и фамилии всех находившихся на борту пассажиров были опубликованы, СМИ заполонили истории людей и целых семей, которые летели рейсом 9268. Каналы старались лично пообщаться с теми, кто потерял родственников. Иногда их не пускали на порог, но они упорно продолжали снимать. Так произошло в случае с бабушкой Дарины Громовой, десятимесячной пассажирки рейса «Когалымавиа». Девочку нарекли «главным пассажиром» — по аналогии с записью, сделанной в Instagram ее матерью незадолго до вылета. Бабушка рассказала и о том, что пыталась отговорить сына лететь вместе с маленькой дочкой, и о том, что в свое время семья переубедила его быть военным летчиком.
Апогеем и одновременно символом этой гонки стал случай с семьей Костяница. Федеральные каналы все как один причислили Евгения и Юлию к погибшим во время перелета из Шарм-эль-Шейха в Петербург. В эфире раз за разом демонстрировали фотографию, на которой пара вместе с друзьями позирует на фоне самолета, прибавляя, что это якобы последний снимок в жизни влюбленных. У молодых людей, которые, как выяснилось, этим рейсом не летели, это вызвало шок и ярость. Они попросили СМИ удалить их фотографии с сайтов, из соцсетей и не показывать в эфире, но просьбу долго игнорировали.
Каждый канал попытался блеснуть собственным эксклюзивом. «Россия 1» вела оперативные репортажи из Пулково и, если верить ведущему канала, ВГТРК первой прислала журналиста на место крушения самолета. Эксклюзивные кадры распространялись по сети с припиской «увиденное вызывает озноб».
Первый канал в плане освещения катастрофы оказался то ли более тактичным, то ли менее оперативным: трагедия обсуждалась только в рамках информационных блоков, вечерний эфир с Андреем Малаховым был посвящен Леониду Филатову.
В какой-то момент эфир телеканалов целиком заполнили несбывшиеся планы погибших, предзнаменования и истории чудесных спасений. Так читатели узнали о том, что одна из бортпроводниц разбившегося самолета хотела уволиться, что пассажир Airbus не успел жениться на девушке, которой сделал предложение, что в катастрофе погиб заммэра Пскова. Журналисты Lifenews нашли пилота, который совершил предпоследний рейс на А321.
Впрочем, один из эксклюзивов у Lifenews «украл» НТВ. Lifenews первым сообщил о последнем разговоре второго пилота с дочкой и бывшей женой, но утренние новости цитировали НТВ, поскольку журналистам этого канала бывшая жена пилота рассказала, что в том разговоре Сергей Трухачев пожаловался на плохое техническое состояние воздушного судна.
Неоднозначное впечатление оставило воскресное шоу «Говорит и показывает» с Леонидом Закошанским на НТВ. Редакторы пригласили в студию близких родственников погибших пассажиров, которые по понятным причинам не могли сдерживать эмоций. Неизбежные в такой ситуации паузы ведущий пытался заполнить вопросами «Было ли какое-то предчувствие?» или «Верите ли вы, что ее больше нет?», чем только усугублял переживания людей. Для усиления и без того тяжелой атмосферы в студии авторы программы сопроводили трансляцию в ток-шоу музыкой, которая в сочетании с картинкой дала душераздирающий эффект.
Несмотря на решение убирать из эфира развлекательный контент в связи с трауром, НТВ сразу после передач об упавшем аэробусе показал интервью с любовницей Билла Клинтона, которое анонсировал всю неделю. Женщина откровенно рассказала о ночах с бывшим президентом США и не обошла вниманием сексуальные предпочтения его жены Хиллари Клинтон, которая сейчас претендует на президентский пост. Траур не помешал «России 1» показать добрый, но опять же развлекательный конкурс молодых талантов «Синяя птица».
***
Печатные СМИ, у которых намного меньше инструментов для самовыражения, чем у телевидения, компенсируют это броскими заголовками, экспрессивной стилистикой и фотографиями. Но не только. Некоторые издания изменили свой традиционный формат, чем немало возмутили читателей.
Так, деловой РБК опубликовал взятые из соцсетей фотографии людей, летевших рейсом Шарм-эль-Шейх — Санкт-Петербург, и снимок погибшего заместителя главы Пскова Александра Копылова, который летел с отдыха домой вместе с супругой.
Впоследствии шеф-редактор проектов РБК Елизавета Осетинская призналась в соцсети, что материал о последних днях жизни пассажиров рейса 9268 «вызвал острую и полярную реакцию», объяснила, для чего издание идет на такие публикации, и извинилась перед читателями за ошибки.
В день трагедии деловой РБК, как ни странно, оказался на втором месте по посещаемости среди новостных сайтов России после РИА Новости (данные платформы LiveInternet). За двое суток на Rbc.ru было опубликовано 104 материала о разбившемся самолете.
У РИА Новости наибольший трафик пришелся на 31 октября. Агентство действительно опережало своих коллег, однако высокую посещаемость ему обеспечили не новости, а подборки, написанные эмоциональным «телевизионным» языком. Один из наиболее читаемых в соцсетях материалов того дня — текст агентства «Пассажиры А321: первый полет, годовщина свадьбы и отпуск в подарок», краткий пересказ историй погибших пассажиров, рассказанных по телевидению. Тот редкий случай, когда информагентство цитирует каналы, а не наоборот. Материал собрал 26,3 тысячи репостов в соцсетях.
Далее по рейтингу самых посещаемых следуют «Лента.ру», сайты Lifenews и «Комсомольской правды».
Топ-10 самых посещаемых новостных сайтов 31 октября выглядел так.
«Лента.ру» за двое суток опубликовала 68 новостей и пять лонгридов о случившемся в небе над Синаем и постаралась обойтись без эмоциональных перегибов. На сайте Lifenews, работавшего на эксклюзивность и подробности, было больше 100 материалов, включая различные подборки. В частности, о «дресс-коде» для тех, кто хочет выжить в авиакатастрофе (этот материал 1 ноября был одним из самых популярных в соцсетях).
Замыкающая пятерку новостных СМИ с самым высоким рейтингом «Комсомолка» также выпустила около ста материалов о трагедии, основной упор делая на личные драмы и повороты в духе журнала «Оракул». Так, астролог Владимир Гужов в эфире радиостанции «КП» рассказал, что полные тезки на одном борту — плохая примета, а такие совпадения на рейсе 9268 были. Кроме того, он поведал, что нередки случаи, когда бортовые номера или рейсы разбившихся самолетов совпадают, но тут же рассказал историю, опровергающую этот тезис.
«КП» одной рукой множила слухи, а другой объясняла, откуда берутся заблуждения.
Издание успело сыграть и на национальной ненависти, противостоянии «ватников» и «укропов», разобрав содержание нескольких записей в соцсетях. Для пущего внимания материал назвали «Нелюди выползли напитать себя кровью катастрофы», а подзаголовок гласил: «Социальные сети Украины празднуют крушение авиалайнера с россиянами». О реакции адекватной части населения Украины в публикации практически ничего не говорилось.
«Мерзотное зубоскальство на тему авиакатастрофы было ожидаемо от ряда украинцев. Но уж никак от своих, да еще от религиозных деятелей», — так начинается другой материал «КП» — ответ на провокационную запись в Twitter Наиля Мустафина, имам-хатыба Вологодской соборной мечети.
На следующий день после трагедии посещаемость порталов заметно упала. Дожать тему попытались все те же телеканалы, портал Vesti.ru, отличилась и газета «Аргументы и факты», которая вышла с подборкой воспоминаний об отдыхавших в Шарм-эль-Шейхе туристах под названием «Весь отдых насмарку. Россияне, находящиеся в Египте, боятся лететь домой». Спустя время газета сменила первую часть заголовка на «Горе объединяет», но первый вариант успели скопировать другие сайты.
«Жечь новостями» продолжили сайты о шоу-бизнесе и региональные порталы. 1 и 2 ноября они бурно обсуждали, как звезды и обычные люди в ночь на 1 ноября отпраздновали Хеллоуин, несмотря на то что первый день ноября в России был объявлен траурным. Широкое обсуждение их поступки получили после того, как патриарх Кирилл осудил такое поведение и призвал помолиться о том, чтобы «Господь не покарал этих людей», а у власти и общества «хватало силы и твердости не допускать подобного рода явлений».
Газета «Московский комсомолец», которая в июне отличилась широкомасштабным освещением смерти Жанны Фриске (издание даже вело онлайн-трансляцию с похорон певицы), в этот раз решила избежать упреков в свой адрес и объяснила в подводке к одному из материалов, зачем так много пишет о трагедии (подобно тому, как «Комсомольская правда» после смерти Фриске выпустила колонку «Почему мы так много пишем о Жанне Фриске»).
В ней «МК» утверждала, что публикует истории тех, «чьи жизни по воле рока прервались так внезапно и нелепо», не для того, чтобы «раздобыть сенсационный материал и завоевать новых читателей», а чтобы о невинных жертвах помнили не только читатели, но и те, кто отвечает за их безопасность.
Издание, впрочем, продолжило практику странных онлайнов. 1 ноября «МК» вела 12-часовую трансляцию с места происшествия, показывая, «как российские спасатели ищут тела погибших». За происходящим в режиме реального времени следили более 150 тысяч человек.