День народного единства учрежден в России в 2005-м в честь освобождения Москвы от польских интервентов народным ополчением под командованием Минина и Пожарского в 1612 году. Многие посвящают этот выходной домашним делам, однако есть чем заняться в этом день и любителям активного отдыха. «Лента.ру» подготовила пять военно-патриотических маршрутов, которые позволят больше узнать о славных страницах нашей истории.
Удивительно, но в арсенале турагенств нет отдельной экскурсии, посвященной освобождению Москвы от польско-литовской интервенции. Однако это не мешает самостоятельно пройтись по местам, связанным с теми событиями.
Начать прогулку стоит с самого известного памятника гражданину Минину и князю Пожарскому, установленному на Красной площади. Он появился здесь 20 февраля 1818 года. Средства собирались по всенародной подписке, а на открытии присутствовали император Александр I и императрица Елизавета Алексеевна.
Изначально монумент высился в центре площади напротив входа в Верхние торговые ряды (ныне здание ГУМа), однако в 1931 году его перенесли к собору Василия Блаженного — чтобы не мешал военной технике во время парадов.
На Красной площади стоит зайти и в храм иконы Казанской Божьей Матери. Его возвели в 1635-1637 годах на месте сгоревшей деревянной церкви, выстроенной десятилетием ранее. Храм, сооруженный в память об освобождении Москвы, был освящен патриархом Иосифом в присутствии царя Михаила Федоровича и князя Пожарского.
В 1936 году храм разобрали и поставили на этом месте павильон III Интернационала. Воссозданный храм, в точности копирующий архитектурный памятник 1637 года, открылся в 1993-м.
Храм в память о победе над войском Речи Посполитой Пожарский возвел в своей вотчине на берегу Яузы. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Медведково (Заповедная, 52 а) не пострадала в советские годы. Даже службы не прекращались.
Следующий адрес — музей-заповедник Коломенское. Здесь, у храма Казанской иконы Божией Матери в 1610 году стоял отряд шляхтича Сапеги, помогавшего Лжедмитрию II. Правда, тогда это было деревянное здание, а кирпичное построили уже во время царствования Алексея Михайловича в начале 1650-х годов.
Затем стоит вернуться в центр города (Большая Лубянка, 14), к палатам князя Пожарского (дом графа Ростопчина). Здание пребывает сегодня, увы, в весьма плачевном состоянии. Считается, что именно отсюда в 1611 году князь руководил восстанием москвичей против польских захватчиков, засевших в Кремле и Китай-городе.
В петровскую эпоху палаты расширили и надстроили. В 1812 году новый владелец усадьбы, губернатор Москвы граф Федор Ростопчин отдал приказ о сожжении столицы. Здесь некоторое время жил Карамзин, с Бородинского поля в усадьбу привезли смертельно раненого Багратиона.
20 лет назад палаты, принадлежавшие ФСБ, были приватизированы и с тех пор разрушаются. Попасть внутрь проблематично, но наружный осмотр не возбраняется.
Финальной точкой прогулки может стать Сретенский монастырь (Большая Лубянка, 19), основанный в 1397 году. Весной 1611 года поблизости проходили бои между русскими дружинами, подступившими к Москве, и польскими захватчиками. В одном из таких сражений Пожарский получил тяжелое ранение. Первая помощь князю была оказана в стенах монастыря. Здесь же располагался штаб народного ополчения. После освобождения столицы москвичи крестным ходом из Сретенского монастыря встречали нового царя Михаила Романова.
Еще одно место в Москве, которое стоит посетить не с экскурсией, а самостоятельно — Музей ратной истории. В расположившемся неподалеку от метро Кутузовская комплексе (2-й Сетуньский проезд, 3, строение 1) — действующая кузница, реконструированные «Пыточные палаты» Ивана Грозного, «Приказные палаты» (сейчас здесь представлена экспозиция боевой славы ветеранов Великой Отечественной войны). Желающие могут попробовать свои силы на полосе препятствий или скалодроме.
Кроме того, для гостей комплекса устраивают костюмированные театрализованные представления с участием каскадеров. Перед зрителями на ратном поле русские воины сходятся в бою с армией татарского хана. В итоге дружина, конечно же, побеждает и вызволяет из плена княжескую дочь.
Этот музей (5-й Котельнический переулок, 11) открылся в Москве в 2006 году. Подземный бункер площадью более семи тысяч квадратных метров построили на глубине 60 метров в 1950-х в связи с угрозой ядерной войны. Тоннели комплекса связаны двумя ходами с московским метро — станцией «Таганская» кольцевой линии. С конца 1950-х объект функционировал в качестве пункта управления Штаба дальней авиации. В середине 1980-х из-за устаревания некоторых систем и накопившихся технических проблем бункер начали реконструировать, однако в 2000 году его полностью рассекретили, а в 2006-м продали на открытом аукционе.
Сегодня в «Бункер-42» может попасть любой желающий. К услугам посетителей одна из десятка экскурсий: «Гриф снят», «ЗКП-42», «Спецобъект на Таганке», «Экстрим+», «Карибский кризис» и другие.
Кроме того, корпоративным клиентам предлагается послушать в бункере концерт хора «Красная армия», в репертуаре которого такие песни военных лет, как «Калинка», «Смуглянка» и «Катюша». По ходу экскурсии гостям также поднесут «боевые сто грамм» с соленым огурчиком.
Тем, кто в выходной собирается отправиться в северную столицу России, стоит совершить тур по военным музеям Санкт-Петербурга.
Пожалуй, лучше всего начать с Центрального военно-морского музея, одного из крупнейших в мире.
Экспозиция, размещенная в здании Фондовой биржи на площади Труда, рассказывает об истории русского мореплавания от древнеславянских времен до современности. В собрании музея более 700 тысяч экспонатов, в том числе почти 12 тысяч моделей кораблей и 11 тысяч единиц холодного и огнестрельного оружия.
C площади Труда можно поехать на Васильевский остров, где пришвартована подводная лодка-музей. Д-2 «Народоволец» — один из первых подводных кораблей советской постройки, вошедший в состав Балтийского флота осенью 1931 года. Экипаж — 53 человека, шесть носовых и два кормовых торпедных аппарата. Кроме того, «Народоволец» располагал двумя орудиями 102-го калибра. Впоследствии одну из пушек заменили на 45-ти миллиметровое полуавтоматическое орудие.
В 1935 году Д-2 была одной из первых подводных лодок, отправившихся к Новой Земле. Во время Великой Отечественной войны Д-2 совершила четыре боевых похода, потопив 14 октября 1942 года транспорт «Якобус Фрицен».
После войны Д-2 выполняла учебные задачи, а в 1956-м была выведена из боевого состава флота как устаревшая. Сейчас тут водят экскурсии, отсеки и внешний облик воссозданы такими, какими они были в годы войны.
Также стоит заглянуть в Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, расположенный в Александровском парке.
Музей, берущий начало от Цейхгауза, основанного Петром I в 1703 году, располагает 850 тысячами экспонатов. В одном только дворе выставлено свыше 200 образцов пушек и ракетных комплексов.
Сейчас в музее проходит выставка, посвященная пулемету «Максим». Кроме того, здесь можно познакомиться с историей ракетного вооружения и инженерных войск, посетить экспозицию «Честь мундира», рассказывающую о традициях военного образования в России, и узнать все о Михаиле Калашникове, которому в музее выделили целый зал.
Побывать на палубе одного из главных военных символов Санкт-Петербурга — крейсера «Аврора» — туристам, увы, не удастся. С 2014 года корабль ремонтируется на Кронштадтском Морском заводе.
Еще один маршрут в центральной России, связанный с героическим прошлым страны, — приграничная Белгородская область. Здесь, в районе поселка Прохоровка, действует культурно-исторический центр «Третье ратное поле России». 12 июля 1943 года тут прошло крупнейшее танковое сражение Великой Отечественной войны. Со стороны СССР в нем участвовали 597 единиц тяжелой военной техники и 130 тысяч человек. Германия бросила в бой 331 танк и САУ и 70 тысяч солдат.
Сейчас на месте сражения на 59 метров возвышается Звонница, на четырех ее стенных пилонах — 24 рельефа со 130 образами. В самой Прохоровке — музей, экспозиция которого подробно рассказывает о событиях тех дней.
Логичным продолжением путешествия станет посещение музея-диорамы «Курская битва», расположенного в Белгороде. Диорама «Огненная дуга» в полной мере передает всю масштабность Прохоровского сражения и героизм советских воинов. Площадь живописного холста превышает тысячу квадратных метров, его высота — 15 метров, а длина — 67 метров.