Ценности
12:12, 5 ноября 2015

Мода из отходов Зачем фэшн-индустрии старые тряпки, пластиковые бутылки и протертые шины

Вероника Гудкова (Редактор отдела «Ценности»)
Фото: пресс-служба H&M

Современный мир задыхается под горами мусора, ужасается подводному могильнику пластика и отходов в Тихом океане — и продолжает производить одежду, обувь, одноразовые стаканчики и автомобильные шины. Некоторые компании, впрочем, стремятся найти разумную середину между экологией и консьюмеризмом и слегка разгрузить природу. Для этого, как выяснила «Лента.ру», есть несколько путей. Одна из программ — «10 миллионов способов помочь» — запущена в России брендом Uniqlo буквально на днях — 2 ноября, а прочие работают уже довольно давно.

Офис компании I:CO расположился в небольшом здании рядом с городком Вольфен в двух часах езды от Берлина. Кругом поля, рощи и прочая умиротворенная природа. Несмотря на название, напоминающее о чем-то связанном с IT, компания занимается делом весьма материальным и прозаическим: перерабатывает вторсырье. Конкретно — текстиль, преимущественно изношенную одежду и ветхое постельное белье, сданное в магазины и на пункты сбора гражданами, желающими освободить свои шкафы от старья и накупить новых модных вещей. При этом граждане обладают чувством ответственности и желают, чтобы их мусор не загрязнял природу, а приносил пользу. Живут такие граждане, кстати, не только в Германии, но и в России, например, — российское вторсырье тоже с большой вероятностью поступает на завод в Вольфене благодаря программе масс-маркетного гиганта H&M.

Программа называется Close the Loope («Замкни петлю»). Под «петлей» подразумевают круговорот вещей в природе. В России она проходит под девизом «Не дай моде превратиться в мусор» — в многочисленных магазинах H&M в России, которых с каждым годом становится все больше, установлены картонные ящики для сбора ненужных тряпок. Причем тряпки могут быть не только бывшими свитерами и брюками H&M, но совершенно любого происхождения и состояния, любой марки, из любых волокон. Единственное ограничение — не принимается одежда из кожи (ни натуральной, ни искусственной) и обувь. Собранные вещи тюками свозят на перерабатывающие заводы — в частности, на фабрику в Вольфене.

«На заводе вещи прежде всего сортируют, — рассказал представитель компании I:CO Пол Дортенбах. — Сотрудники откладывают то, что еще пригодно для использования по прямому назначению. Эти вещи после соответствующей обработки попадают в благотворительные организации, собирающие одежду для малоимущих, в магазины секонд-хенд и даже в винтажные бутики (правда, что-то заслуживающие внимания коллекционеров во вторсырье сдается редко — винтажа среди тюков со старыми вещами не более 2 процентов). Остальное отправляется "под нож" — на переработку».

Оставшуюся после отбора «носибельных» вещей одежду сортируют еще несколько раз — по типу ткани. В частности, весь деним — джинсы, куртки, рубашки и прочее — складируется отдельно, впоследствии полученное от переработки волокно идет на изготовление новых джинсовых коллекций, в частности эйчэндэмовской линии Сonscious со специальными зелеными ярлычками, служащими сигналом экоозабоченным покупателям. Затем обреченные тряпки по специальному конвейеру отбывают в «пасть» специального агрегата, который режет их на лоскуты, а затем еще одного, кромсающего выход в мелкие клочки. Их прессуют в большие стопы, отправляемые из I:CO на заводы, превращающие ветошь в новую ткань.

«Мы собираем и используем даже текстильную пыль и мелкие волокна, разлетающиеся из станков во время работы, — пояснил Пол Дортенбах. — Это сырье прессуется в брикеты и затем используется для производства крафтовой бумаги. Кстати, блокноты и открытки из нее пользуются в Европе большим успехом и стоят недешево». На заводе пока не решили, что делать с металлической фурнитурой — пуговицами, пряжками, молниями и прочими отходами производства текстильного вторсырья. После путешествия сквозь челюсти перерабатывающих станков пуговицы приходят в негодность. Может быть, их научатся удалять до переработки, чтобы использовать вторично.

«Наша часть работы заключается в том, чтобы открыть покупателям возможность разумного и экологичного пользования и утилизации вещей, — пояснил менеджер по устойчивому развитию компании H&M Хенрик Лампа. — Нередко люди не знают о такой возможности или даже стесняются ею пользоваться. Признаюсь, что я сам испытывал легкую неловкость, когда впервые принес вещи не из магазина, а в магазин, и сложил их в ящик. Как-то странно было — я, мужчина, сдаю свои старые тряпки, а не покупаю новые. Но мне удалось убедить себя, что я делаю полезное дело — и для природы, и для других людей, и для меня самого».

К тому же сдача старых вещей в H&M дает не только моральное удовлетворение, но и материальное поощрение к покупке новых: за каждый пакет сданного текстиля любой марки клиент бренда получает ваучер на 15-процентную скидку при приобретении одной новой вещи.

Другие компании воспитывают у своих покупателей не только экологическое и гуманистическое сознание, но и бескорыстие. Например, компания Fast Retailing, владелец брендов Uniqlo и GU, запустила глобальную акцию «10 миллионов способов помочь» (в России проект стартовал 2 ноября). Желающие помочь неимущим в беднейших странах мира могут безвозмездно сдать бывшую в употреблении, но чистую и пригодную для носки одежду Uniqlo и GU в специальные контейнеры в магазинах Uniqlo. Ее обработают и отправят нуждающимся: в жаркие страны — летние вещи, в холодные — зимние. Никаких скидок и бонусов жертвователям за доброе дело не полагается, единственный профит — удовольствие от сознания того, что их «бэушные» вещи не отправились на помойку, а помогли тем, кому буквально нечем прикрыть наготу.

Уже не первый год участвует в своеобразном «экологическом марафоне» спортивная компания Nike. Бренд запустил программу Nike Better World. Идея программы — «снижение вредного воздействия производства на окружающую среду за счет использования предпочтительных экологичных материалов, снижения количества отходов и токсичности производства», поясняет представитель компании. По существу это означает, в числе прочего, утилизацию и переработку вторсырья —пластиковых бутылок, которые превращаются в переработанный полиэстер для спортивной формы. Вместо того чтобы запускать бутылки в «мусорное пятно» в Тихом океане, их плавят, превращая в нити, а затем в ткань. Это на треть снижает затраты на сырье и энергию в сравнении с производством полиэстера с нуля. «В расход» за время действия программы пошло уже около трех миллиардов бутылок, а футболисты с миллионными гонорарами из команд, спонсируемых Nike, бегают по полю в джерси и шортах из вторсырья и ничуть этим не смущаются.

Кроме гигантов рынка вторсырьем занимаются и компании поскромнее. Например, довольно популярный в Европе швейцарский производитель аксессуаров Freitag демонстрирует присущую жителям этой горной страны экономность и рачительность, используя для изготовления сумок, рюкзаков и пеналов отслужившие свое тенты «дальнобойных» фур. Получается ярко, разнообразно и уникально: ни одна сумка с фрагментом логотипа с борта трака не похожа на другую. Не остаются без внимания и иные автозапчасти — например, компания Heather English делает сумки из камер для шин.

Помимо синтетического идет в ход у производителей аксессуаров и органическое вторсырье. Так, голландский бренд reWrap делает сумки и портфели Tree Bag. Их приятная на ощупь ворсистая поверхность изготовлена из кокосового волокна, за водонепроницаемость отвечает изнанка из натурального каучука, высушенного на солнце, а фурнитуру и ручки голландцы делают из дерева. Сумка выглядит довольно мило, а по окончании срока службы полностью биоразлагается, не занимая места ни в шкафу хозяйки, ни в живой природе.

< Назад в рубрику