Россия
00:17, 6 ноября 2015

Запчастная авиация Что могло привести к крушению самолета в Крыму

Екатерина Петухова
На месте крушения частного самолета Cessna
Фото: Алексей Павлишак / ТАСС

В среду вечером, 4 ноября, у горы Клементьева недалеко от крымского поселка Коктебель разбился частный самолет Cessna, на борту которого находились четыре человека. Все они погибли. К работе на месте крушения подключились специалисты Международного авиационного комитета (МАК), приехавшие из Москвы. По предварительной информации, полет осуществлялся без разрешения, что, как говорят крымские эксперты по малой авиации, уже давно обычная практика для полуострова.

Легкий четырехместный самолет Cessna-336 с бортовым номером RA-7526 потерпел крушение при заходе на посадку 4 ноября в 17:45. Вероятно, причиной трагедии стала ошибка пилотирования: не выдержав высокой скорости, воздушное судно (ВС) вошло в штопор. Хотя управлял им опытный летчик Олег Сокол — начальник летной службы ГУП РК «Центр планерного спорта "Коктебель"» (с его территории Cessna отправилась в свой последний рейс). Вместе с Соколом на борту находился настоятель Кизилташского мужского монастыря отец Никон (Демьянюк), его знакомая Тамара Беляй и водитель священнослужителя Олег Харченко. Полет был прогулочный. По неподтвержденным данным, инициатором незапланированной воздушной прогулки был отец Никон, который попросил своего друга Олега Сокола подняться в небо.

Отца Никона на полуострове знали многие. В 1995 году проходивший послушание в 1-ой бригаде морской пехоты Украины Николай Демьянюк был направлен офицером-священником в Кизилташ (другое название — Краснокаменка, поселок на юго-восточном побережье Крыма). Его личной заслугой прихожане считают возрождение Кизилташского монастыря (открыт в 1997 году), а также восстановление Свято-Покровского храма в Судаке. После открытия монастыря священник принял монашеский постриг с именем Никон.

В четверг, 5 ноября, в территориальном управлении СКР по Республике Крым (РК) сообщили о задержании директора «Центра планерного спорта "Коктебель"» Бориса Небреева. «По данным следствия, с февраля по ноябрь 2015 года подозреваемый оказывал населению транспортные услуги, не отвечающие требованиям безопасности. В связи с чем вечером 4 ноября в районе села Отважное в Кировском районе в результате крушения частного самолета, вылетевшего без разрешения с аэродрома, погибли пилот и трое пассажиров, которые находились на борту воздушного судна», — заявили в ведомстве. В отношении Небреева возбуждено уголовное дело по статье об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшем по неосторожности смерть двух и более лиц.

Центр находится на горе Клементьева (Узун-Сырт) в районе Коктебеля. Эта гора считается колыбелью советского планеризма. Названа в память об испытателе-планеристе Петре Клементьеве, погибшем здесь во время испытаний планера в 1924 году. В 1977 году на горе была создана научно-исследовательская планерная база Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). В 1992 году ее реорганизовали в «Центр планерного спорта "Коктебель"». После воссоединения Крыма с Россией центр получил статус республиканского ГУПа и перешел в ведение регионального Министерства курортов и туризма. Также на горе Клементьева работают парапланерный клуб «Бриз» и дельтапланерный клуб. Керченская районная транспортная прокуратура сейчас ведет проверку «Центра планерного спорта».

«Лента.ру» обратилась за комментарием к главе Минкурорта РК Сергею Стрельбицкому, однако он отказался давать свои оценки до окончания расследования причин трагедии. По данным наших источников, разбившийся самолет не был зарегистрирован, нигде по учету не проходил и вообще был незаконно ввезен из Украины — в виде запчастей.

«Почему-то у нас так получается: обязательно должна случиться трагедия, чтобы мы начали заниматься какой-то отраслью и приводить ее в порядок. Когда автомобилист садится за руль, у него ведь есть и водительское удостоверение, и страховка, а на дороге работают сотрудники ГИБДД, которые следят за безопасностью движения. Вот и в небе должен действовать подобный алгоритм. У нас есть хорошие пилоты, хорошие взлетно-посадочные полосы. А вопрос безопасности в воздухе сильно зависит от руководителя на земле, где находится аэродром, где базируется борт. Там должны проверять, есть ли сертификат летной годности воздушного судна, есть ли у того, кто садится за штурвал, действительное пилотское удостоверение», — обрисовал «Ленте.ру» ситуацию начальник отдела авиации регионального отделения ООГО ДОСААФ России в РК Андрей Елецкий.

Своим мнением о состоянии малой авиации на полуострове поделилась Людмила Зеленина, летчик-инструктор 1-го класса, мастер спорта СССР, одиннадцатикратная абсолютная чемпионка Украины по высшему пилотажу, пилот первой в мире женской пилотажной группы «Патруль Траншат» (Франция), проживающая в Крыму. На ее взгляд, о малой авиации власти просто забыли, поэтому проблем с ней очень много, но они никак не решаются.

«Проблема в том, что летают нелегально, без диспетчерского разрешения, в том, что авиатехника без регистрации и так далее. Кроме того, в Крыму до сих пор нет своего территориального управления Федерального агентства воздушного транспорта. Крымское небо закрепили за южным межрегиональным территориальным управлением, а это в Ростове. Ездить туда неудобно и накладно. Медкомиссии для летного состава в Крыму тоже условий не создали, хотя лично директор аэропорта "Центральный" обещал год назад. Авиатехнику зарегистрировать в Росавиации хлопотно и дорого. Видимо так, без разрешений, проще летать... Но цена этих полетов написана кровью. Проще запретить, чем создать условия, сделать процедуру регистрации ВС простой и удобной, открыть здесь терруправление воздушного транспорта. Есть специалисты, пилоты, самолеты. Но нет в Совмине республики, конкретно в Министерстве транспорта, ни одного специалиста авиационного, а должны быть. Тогда бы не приходили авантюристы от авиации в Совмин со своими идеями, не имея за плечами не только авиационного, но и высшего образования», — объясняет Зеленина.

Глава Крыма Сергей Аксенов на своей странице в Facebook сообщил, что дал указание начать проверки обеспечения безопасности полетов малой авиации с последующими «жесткими мерами». Есть надежда, что после этого трагического случая местные власти всерьез займутся отраслью, чтобы не было таких полетов в любой момент по собственному желанию — все равно как поймать такси на дороге.

< Назад в рубрику