Спорт
14:22, 8 ноября 2015

Асада Пекина Как российские фигуристы удивили китайских

Екатерина Кулиничева
Юко Кавагути и Александр Смирнов
Фото: Shingo Ito / AFLO / Global Look

Невероятная победа Юко Кавагути и Александра Смирнова над китайскими парами, сложное начало для Елены Ильиных, Руслана Жиганшина и Елены Радионовой, а также триумф японки Мао Асады. «Лента.ру» — о том, чем и кем запомнится китайский этап серии Гран-при по фигурному катанию.

Парная гонка вооружений

Победа Юко Кавагути и Александра Смирнова, в напряженной борьбе опередивших в Пекине три китайских дуэта, — для российского фигурного катания лишь вторая на этапах Гран-при нынешнего сезона. Первую на Skate America-2015 одержала две недели назад 15-летняя Евгения Медведева.

Ученики Тамары Москвиной, пережившие в своей карьере уже столько взлетов и падений, порадовали не только стопроцентным результатом и набранными 15 очками, но и самим катанием: уверенным, мощным, завораживающим даже на фоне очень сильных соперников из Поднебесной. В Пекине одной из самых опытных пар мира удалось блистательно преподнести обе свои программы, что можно считать заявкой на будущее и ответом скептикам одновременно.

Прекрасно смотрелась необычная для Кавагути и Смирнова короткая программа под поп-балладу. Это большая творческая удача для пары. С одной стороны, после всех классических постановок остается приятное ощущение новизны. С другой, перемены не слишком радикальны и, позволяя выйти из зоны комфорта, все же не требуют от спортсменов чрезмерных актерских подвигов в ущерб технической начинке программы. Нравится нам это или нет, но в современном парном катании в бой все чаще бросаются с элементами повышенной категории сложности (так называемые «ультра-си»). Тут зачастую просто не до того, чтобы играть лицом.

Кавагути и Смирнов первой из российских пар в полной мере включились в «гонку вооружений», тон в которой задают канадцы Мэган Дюамель и Эрик Рэдфорд. С большим энтузиазмом поддерживают тренд и китайские пары во главе с серебряными призерами чемпионата мира Венцзинь Сюй и Цунь Ханем.

Козыри Юко и Александра — два четверных выброса в произвольной программе, с которыми они в Китае едва ли не впервые справились в условиях соревнований. Правда, второй выброс Юко и «приземлила» на две ноги, из-за чего фигуристы приобрели меньше баллов, чем могли бы.

Элементы «ультра-си» — вообще любопытная штука. С одной стороны, они далеко не всегда приносят своим исполнителям ощутимый математический бонус, если выполнены с помарками. С другой, нельзя недооценивать психологический эффект. Сами китайцы после прекрасного проката россиян не пошли на четверные выбросы, ограничившись сверхсложной подкруткой, к тому же допустили несколько заметных ошибок. Это в итоге и стоило им победы.

В поисках Фриды

В начале сезона, комментируя выбор музыки для своих программ, Елена Ильиных подчеркнула: они с Русланом Жиганшиным прекрасно понимают, что, имея такие постановки, обязаны исполнять их максимально качественно. Тогда и только тогда эксперимент оправдает себя, и программы будут смотреться по-настоящему здорово.

В Китае откатать наотмашь по тем или иным причинам нашим танцорам не удалось: из-за акклиматизации, непривычного часового пояса или чего-то еще — не так важно, чего именно. Всего лишь третье место в итоговом протоколе потенциально может осложнить россиянам борьбу за выход в финал серии. Теперь Елене и Руслану нужно стараться забраться как можно выше на московском этапе Гран-при. А конкуренция там будет еще более серьезной, чем в Китае.

Ильиных и Жиганшин — единственные из ведущих дуэтов мира, сохранившие экспериментальный короткий танец. Поначалу тренд на необычный вальс поддержали американцы Мэдисон Чок/Эван Бэйтс и канадцы Кэйтлин Уивер/Эндрю Поже. Но получив негативный отзыв от специалистов после выступлений на турнирах категории «В», оба дуэта меньше чем за месяц поставили новые, более консервативные программы. Речь о замене короткого танца у россиян уже вряд ли зайдет. Даже трех недель до ближайших соревнований у Ильиных и Жиганшина попросту нет.

Не вполне получилось показать все, что хотелось, и в произвольном танце. Самим фигуристам, судя по интервью Елены, это было особенно обидно. Понять эмоции спортсменки легко: «Фрида» — давняя мечта Ильиных, и за этот танец она болеет особенно.

Со стороны было заметно и другое. Старт в Китае, при всех проблемах, еще раз показал одно важное достоинство «Фриды». Программа очень легко смотрится и пролетает незаметно, не провоцируя у зрителей предательской мысли: когда же, наконец, закончится эта невыносимая красота? На главных стартах сезона значение будут иметь любые мелочи, и этот козырь может сыграть дуэту на руку.

Победу же одержали опытные Анна Каппеллини и Лука Ланотте. Их пример может многому научить коллег. Итальянцы уже давно не гоняются за модой и много лет разрабатывают свой собственный стиль: веселый, очень танцевальный, с правильной пропорцией театральности. Словом, итальянский. Не изменили фигуристы себе даже после всех сложностей прошлого сезона, когда они были вынуждены досрочно завершить выступление в Гран-при и заняться доработкой своих программ, а затем проиграли чемпионат Европы и остались без медалей на чемпионате мира.

В этом году на волне успеха Габриэлы Пападакис и Гийома Сизерона многие бросились ставить «легкие» танцы во французском вкусе. А Анне и Луке все равно! Они вышли с произвольной программой на музыку из великого фильма «Сладкая жизнь» Федерико Феллини и более чем уверенно обыграли американцев Чок и Бэйтса.

Звезды зажигают

Китайский этап был интересен еще и потому, что стал первым стартом в серии сразу для нескольких больших звезд фигурного катания. Первое впечатление, даже если речь идет всего лишь о конкретном сезоне, нельзя произвести дважды. Действующий чемпион мира в мужском одиночном катании Хавьер Фернандес и вернувшаяся в спорт многократная чемпионка мира японка Мао Асада в итоге записали на свой счет по победе и 15 баллов в придачу. И что куда более важно, заставили говорить о себе исключительно в превосходных тонах.

Похудевший и заметно возмужавший по сравнению с прошлым годом Фернандес сначала поразил всех своим фламенко в короткой программе, над которой с ним работал известный хореограф Антонио Нахарро — специалист, отвечающий и за «Фриду» Ильиных и Жиганшина.

К испанской теме Хавьер шел долго и осторожно. Может быть, ждал момента, когда дорастет, и его фламенко будет смотреться не утрированной стилизацией, а произведением искусства. Или просто не стремился лишний раз напоминать миру фигурного катания, по-своему очень консервативному, что он — парень из не самой богатой победными традициями в этом виде спорта страны.

В произвольной Хави выдал идеальную легкую программу под Guys and Dolls Фрэнка Синатры. Легкую в том смысле, что там нет страстей-мордастей, овердрамы и черного бархата с блестками. Примерно так должно в идеале выглядеть то, что катает в этом году в короткой Юлия Липницкая. Сопоставив, можно понять, сколько работы на самом деле требует этот несерьезный вроде бы жанр.

На примере Фернандеса отлично видно, что нынешнее мужское одиночное катание в лучших его проявлениях — почти как балет от знаменитого современного танцовщика Ивана Васильева, удивительная смесь атлетизма и эстетики. Или как хорошая классическая архитектура. По существу — все те же тонны камня, которым нужно простоять века. Просто создатели с помощью профессиональных приемов сумели добиться того, что, смотря на такое здание и наслаждаясь красотой пропорций, о весе, количестве рабочих и затраченного раствора ты думаешь в последнюю очередь.

Именно благодаря этому найденному балансу Фернандес совершенно заслуженно обыграл в Пекине молодого китайца Бояня Цзиня с его шестью четверными прыжками. Парню, тем не менее, нужно отдать должное. Способ заявить о себе вчерашний юниор выбрал верный. В свое время именно так сократил путь к сердцу судей и зрителей сам испанец. После чего той же дорогой успешного исполнения рекордного числа четверных прыжков последовали и многие другие товарищи.

Ставку на сочетание выдающегося артистизма и технической сложности сделала и Асада. Фигуристов, особенно женского пола, часто называют то танками, то бронепоездами в кружевах и блестках, намекая на скрывающийся под всем внешним гламуром этого вида спорта железобетонный характер и силу воли. В этом году практически во всех видах программы у претендентов на что-то серьезное в ход идет самая тяжелая артиллерия.

В Пекине Мао, завершившая было карьеру после чемпионата мира-2014, но передумавшая год спустя, успешно исполнила два тройных акселя и показала две выдающиеся с артистической точки зрения программы, подняв собственную и без того высокую планку на какую-то совершенно недосягаемую высоту. Каковы бы ни были причины ее возвращения на лед, уже сейчас понятно, что мы все, как зрители, от этого несомненно выиграем.

Особенно много восторженных отзывов заслужила ее короткая программа Bei mir bist du schoen, поставленная на одну из самых популярных эстрадных мелодий XX века. Это еще один пример легкого жанра, но как же блистательно Асада его отыгрывает! К тому же прокат получился практически безошибочным, что всегда усиливает впечатление.

Произвольная программа Мао «Мадам Баттерфляй» в Пекине получилась чуть менее удачной: недокрученные прыжки, падение и досадный штраф за задержку в начале исполнения. Но и в таком виде постановка смотрелась, а не рассыпалась на элементы.

Второй этап Гран-при у Мао — в Японии. До него еще почти три недели, и можно не сомневаться, что фигуристка проведет их с пользой. К тому же, там ей будут помогать родные стены. И должно произойти что-то совсем невероятное, чтобы Асада в год своего возвращения на лед осталась без финала Гран-при.

Из двух российских девушек-одиночниц на пьедестал в Китае поднялась только Елена Радионова. Вице-чемпионка Европы и мира неудачно выступила в короткой программе, не попав в пятерку лучших, но затем в стиле Елизаветы Туктамышевой все же выкарабкалась в топ-3. Правда, не на второе место, а на третье. Елене стоит посочувствовать: в больницу попала ее тренер Инна Гончаренко, и в Китай пришлось лететь одной. Это усугубило все прочие сложности. Заметно, что Радионова за прошедшее лето сильно выросла, и ей сейчас приходится осваиваться с новой длиной ног и «новым» телом.

Вторая россиянка Анна Погорилая была четвертой, проиграв Радионовой несколько десятых. Это принесло ей всего девять баллов в зачете Гран-при и делает перспективы выхода в финал более туманными. Хотя и тут еще не все потеряно. Правда, на втором этапе в Японии россиянку будут ждать уже имеющая 15 баллов Асада и американка Эшли Вагнер, также выигравшая свой первый этап в Канаде.

< Назад в рубрику