В начале 2000-х самолеты «Конкорд» встали на прикол, отдав сверхзвуковые скорости военным самолетам и космическим аппаратам. Однако в недалеком будущем у рядовых граждан опять может появиться возможность обогнать звук. В этом месяце в калифорнийском городке Кингс Каунти (Kings County) ожидается начало строительства тестового трека для сверхзвукового поезда Hyperloop, придуманного Илоном Маском.
Уже стало легендой то, что Илон Маск предложил создать Hyperloop в 2013 году, узнав о проекте скоростного поезда California High-Speed Rail между Сан-Франциско и Лос-Анджелесом. Он посчитал позором для американцев строить «самую медленную из скоростных дорог»: проект стоимостью 68 миллиардов долларов рассчитан на соединение двух городов поездом, проезжающим 350 километров в час.
Впоследствии его компании Tesla Motors и SpaceX рассчитали технологическую возможность осуществления проекта сверхзвуковой магистрали Hyperloop. Поезда движутся внутри труб за счет взаимодействия с электромагнитами, разгоняясь до скорости в 1200 километров в час. Для снижения трения из труб откачивается воздух. Подробнее о технологии Hyperloop — в нашей инфографике ниже.
По расчетам Маска, требуется от 6 до 7,5 миллиардов долларов для постройки дороги от Сан-Франциско до Лос-Анджелеса — на порядок меньше, чем для строительства планируемой железной дороги. Расстояние между городами Hyperloop преодолеет примерно за 35 минут — это втрое быстрее, чем могли бы современные скоростные железнодорожные поезда на магнитной левитации, которые передвигаются со скоростью около 500 километров в час, и в полтора раза быстрее самолета.
При этом современные технологии позволят сэкономить на некоторых элементах инфраструктуры. Например, всю энергию (и даже с излишком) планируют получать от солнечных батарей вдоль магистрали.
Маск сам не собирался реализовывать этот замысел, так как хотел сосредоточиться на космическом проекте SpaceX и электрокарах Tesla. Однако у него нашлись последователи, и образовалось сразу два решения на базе Hyperloop: скоростной пассажирской трассы Hyperloop Transportation Technologies (HTT) и грузовой Hyperloop Technologies. Для финансирования проектов они обратились к различным инвесторам. Интересно, что в оба проекта вложились и российские бизнесмены.
Дополнительные ресурсы компания HTT привлекла методом модного сейчас краудсорсинга, и речь не только о деньгах. На нее трудятся около 400 специалистов, включая инженеров NASA, которые применяют свои инженерные знания из альтруистических соображений или за долю в будущем проекте. Средства на постройку тестовой трассы фирма планирует аккумулировать за счет выпуска акций.
Тестовые треки необходимы, так как большое количество инноваций не позволяет предвидеть все сложности и рассчитать окончательную цену проекта. Например, сейчас поезд планируется удерживать в трубе с помощью воздушной подушки, но если она окажется недостаточно надежной, ее придется заменить на технологию магнитной левитации, что повысит стоимость проекта.
Поэтому обе вышеприведенные компании строят испытательные трассы. SpaceX также создаст в 2016 году экспериментальный участок, где будет сравнивать капсулы различной формы диаметром от 1,2 до 1,5 метров. При этом Маск собирается продолжить раскрывать полученные данные для желающих построить дорогу.
Hyperloop Transportation Technologies планирует уже в этом месяце начать строительство демонстрационной ветки Hyperloop в Калифорнии, примерно в городке Кингс Каунти (Kings County), который располагается примерно в центре будущей трассы. Она будет иметь длину около восьми километров.
Постройка трассы и испытания займут 2-2,5 года. В перспективе к концу десятилетия Hyperloop может радикально сократить время перемещения между городами США. Наиболее восторженные эксперты даже сравнивают его с телепортацией.