Наука и техника
09:58, 14 ноября 2015

Сибирский поход Лары Крофт Чем запоминается игра Rise of the Tomb Raider

Игру тестировала Наталья Одинцова
Скриншот: игра Rise of The Tomb Raider

Игра Rise of The Tomb Raider — временно представленная только на консолях Xboх One и Xbox 360 — поступила в продажу в России 13 ноября 2015 года. «Лента.ру» расскажет, как в новинке уживаются две ипостаси — отличный приключенческий боевик и «клюквенное» повествование о Китеж-граде и сибирских трудовых лагерях.

Содержание

Rise of the Tomb Raider продолжает историю, начатую в Tomb Raider 2013 года. В том выпуске знаменитой расхитительнице гробниц Ларе Крофт сменили имидж: показали юной и неопытной, хотя в играх 1990-х она была невозмутимой авантюристкой с арсеналом гаджетов не хуже, чем у Джеймса Бонда. В Rise of The Tomb Raider Лара стала отчаяннее и уже не плачет от жалости над убитыми ею же оленями. Ее образ соответствует духу времени — независимая молодая максималистка, готовая сорваться и бежать в самые дикие уголки планеты в поисках смысла жизни и внутреннего умиротворения. В том числе, совершенно не продумав план действий и пути отступления. Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть, как героиня без запаса оружия, боеприпасов и даже без теплой шапки прибывает в Сибирь, зная, что ее конкуренты — банда вооруженных до зубов фанатиков.

По ходу событий все навыки Лары пройдут проверку: и талант к акробатическим трюкам (лазать с ледорубом по скалам и скакать через пропасти — конек героини), и умение выживать в глуши, мастеря стрелы из веток и перьев, и навыки прицельной стрельбы. Приключения не предполагают разных вариантов исхода событий. Все вехи в основном путешествии искательницы сокровищ предопределены, и сценарий ведет ее из точки А в точку Б.

Маршрут не всегда задан жестко. Как только линейные обучающие этапы остаются позади, мир превращается в череду сравнительно больших территорий, соединенных «коридорами» — участками, по которым существует только один путь. Один щелчок клавиши — вокруг высвечиваются маяки, указывающие, куда идти дальше. Но можно отвлечься — заняться изучением сибирских просторов и собиранием предметов, которые помогут Ларе выжить. В некоторые зоны не пустят, пока не будут добыты необходимые для преодоления преград инструменты. Так мотивировали возвращение в уже изученные места еще в выпусках платформеров Metroid.

Хотя Лара восхищается древними фресками и скульптурами, действует она скорее как черный археолог, чем историк. Стоит ей куда-нибудь залезть, как стены начинают рушиться, двери разлетаются в щепки, а бесценные артефакты заваливает камнями. Если какой-нибудь саркофаг внезапно уцелел, можно смело биться об заклад, что простоит он недолго, однако разрушат его очень эффектно. Зрелищность — один из ключевых элементов Rise of the Tomb Raider. От видов захватывает дух, от драматических погонь — сплошной адреналин, пускай разворачиваются они строго по намеченному плану и не предполагают импровизации со стороны игрока. Не успел вовремя прыгнуть — уже погиб. Наказание не будет строгим, героиня возродится сразу перед роковым испытанием.

Что нового

Все ключевые особенности игрового процесса Rise of the Tomb Raider позаимствованы у предыдущей части Tomb Raider. В снегах Сибири Лара действует, как на острове Яматай: разыскивает повсюду письма и обрывки дневников, чтобы узнать больше об окружающем мире, греется у костров, которые служат одновременно и телепортами, и мастерскими для создания оружия и брони, решает головоломки, основанные на базовых знаниях законов физики.

Менее увлекательными от этого приключения не становятся. Например, все серьезные перестрелки с врагами оформлены как мини-головоломки. Вместо того чтобы непрерывно отсиживаться за укрытиями, Лара может устранять противников, обрушивая им на головы забытые кем-то мешки и поджигая брошенные канистры.

Лук помогает в битвах с врагами не меньше, чем при охоте на диких зверей. Он считается бесшумным оружием, и рядовые противники на нормальном режиме сложности гибнут от одной стрелы. Действуя скрытно в Rise of the Tomb Raider, чувствуешь себя почти всесильным: злые искатели сокровищ крайне беспечны и почти не смотрят по сторонам, даже когда соратника душат рядом в кустах на манер Assassin’s Creed. C другой стороны, прятаться в тени в битвах с ключевыми противниками особенно не дают: напротив, стараются спланировать арены так, чтобы вынудить пользоваться остальным оружием.

Головоломки встречаются в основных миссиях, но им также посвящены многочисленные необязательные испытания, щедро рассыпанные по миру. Руины, где спрятаны опциональные сокровища, называют гробницами, хотя по факту это может быть, например, византийская галера, волей сценаристов застрявшая в горах Сибири. Смысл заданий одинаков: где-то вдалеке есть сокровище, и до него нужно добраться, сообразив, как задействовать окружающие декорации. Например, подняться на плоту на второй этаж сооружения, залив шахту водой, либо разбить импровизированным тараном заслон.

Игровые условности в таких приключениях неизбежны, и в Rise of the Tomb Raider их не слишком стараются обосновать сюжетом. Идея с документами, из которых героиня узнает различные дополнительные сведения, вполне уместна при исследовании древних гробниц, где могли сохраниться какие-то послания от давно умерших людей. Но маниакальное стремление вполне живых противников Лары письменно фиксировать свои переживания выглядит надуманным. Другой пример: оружие выдают постепенно, чтобы пользователь успел привыкнуть к уже имеющемуся. Для игры это вполне логично, однако со стороны выглядит странно. Вот противник стреляет в Лару, она его убивает, но не может подобрать ружье, пока по сюжету не разрешат.

Антураж

Ларе мельком показывают Сирию и надолго отправляют за Урал — к медведям и памятникам социалистической эпохи. В Rise of the Tomb Raider Сибирь выглядит так, как будто кто-то понадергал обрывки разных сведений — легенду о Китеж-граде, сталелитейные заводы, плакаты с призывами ударно работать, исправительно-трудовые лагеря, — а затем слепил по собственному разумению, чтобы в результате получить «Код да Винчи» с северным колоритом.

В России существовали общины старообрядцев? В Rise of the Tomb Raider в глуши найдут приют выходцы из Византии, последовавшие за неким загадочным Пророком, открывшим секрет бессмертия. В советских городах ставили памятники Ленину? Они будут на каждом мало-мальски значимом объекте в тайге. В легендах упоминается ушедший под воду Китеж-град? Нужно переместить его в Сибирь, в снегах он будет смотреться экзотичнее. При этом не продумано, на каком языке британка Лара общается с византийскими экспатами, если игра упоминает, что ее русский оставляет желать лучшего, а собеседники долго жили в изоляции и скорее будут говорить на среднегреческом или русском, но никак не на английском.

Похожие вольности легко простить игре вроде Metal Gear Solid 3. Создатели добавили в нее настолько абсурдные детали, что это сразу делало бессмысленными все претензии. Так, главный герой нашел в России джунгли и сражался в них с крокодилами. При этом сюжет описывал вполне правдоподобную ситуацию: ученый из типичной советской «шарашки» задумывает сбежать на Запад. Rise of the Tomb Raider, напротив, старается быть донельзя серьезной, из-за чего нелепые ошибки сильно бросаются в глаза.

Яркий пример недосмотра — казус с надписями. Путешествуя по советским руинам, героиня находит звезды и доски с надписями. Лара всякий раз вычитывает на них какой-нибудь реально существовавший слоган («Ночь работе не помеха», «Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить»). При этом любой русскоязычный игрок поймет, что везде написано одно и то же: «Они боролись за свободу». Фрески на стенах древнего храма действительно похожи на византийские, однако якобы сделанная начальством завода надпись на стене исковеркана донельзя.

Похожие игры

Формально Rise of the Tomb Raider во многом напоминает Uncharted — тот же дух «Индианы Джонса», те же перестрелки и погони по заранее прописанным маршрутам. При этом разница все же есть: в приключениях Лары более сильный акцент на задания по выживанию, больше головоломок, напоминающих те, что нужно решать в выпусках ролевых игр The Legend of Zelda. Самый близкий родственник новинки — Tomb Raider 2013 года.

Локализация

Все меню и сопроводительные тексты в Rise of the Tomb Raider переведены, а диалоги и монологи персонажей полностью переозвучены.

Дополнительные факты

Если играть в Rise of the Tomb Raider на Xbox One в режиме «Экспедиция» и вести с помощью сервиса Twitch прямую трансляцию происходящего, то зрители могут повлиять на события, голосуя за модификаторы условий, в которых сражается Лара. Им предлагают на выбор два варианта, голосование проводится приблизительно каждые шесть минут. Некоторые модификаторы усложняют задачу для героини (например, отмена автоматического восстановления здоровья), другие оставлены для комедийного эффекта.

< Назад в рубрику