Из жизни
00:15, 16 ноября 2015

«Мужчины отказываются летать со мной» Как живется единственной женщине-пилоту ВВС Афганистана

Юлия Верби
Фото: Xinhua Kabul / Zumapress / Global Look

Нилуфар Рахмани 23 года, но к этому возрасту она успела немало: в 2012 году стала единственным пилотом женского пола в ВВС Афганистана, как самая храбрая женщина мира получила премию International Women of Courage Award из рук супруги президента США Мишель Обамы в 2015-м, не на шутку разозлила талибов… Столь исключительной для жительницы Ближнего Востока карьерой прежде восхищались в основном западные СМИ, но теперь, похоже, ее уникальность готов признать и весь арабский мир: большой репортаж о летчице опубликовала Al Jazeera. К Международному дню толерантности, отмечаемому 16 ноября, «Лента.ру» собрала самые интересные факты об одной из самых ярких представительниц современного исламского мира.

В подавляющем меньшинстве

«Я думаю, все собрались посмотреть на мой первый полет, чтобы увидеть, как я напортачу, а может, даже разобьюсь», — вспоминает Рахмани свой дебют за штурвалом Cessna 182. Полет прошел безупречно.

Отец Нилуфар был пилотом, и небо с детства восхищало девочку. Она вообще всегда была бойкой: в первый раз прокатившись на американских горках, не расплакалась, как сестра, а пришла в восторг от скорости и ощущения отрыва от земли.

Рахмани признается, что во время двухлетней учебы на курсах коллеги мужского пола относились к ней не слишком хорошо: дело обошлось без открытых оскорблений и харассмента, но было много шушуканья за спиной, сплетен о безнравственности и общее ощущение, что все желают ей провала.

Афганская мечта

Cessna 182 — небольшой самолет общего назначения — вовсе не был пределом мечтаний Нилуфар. Ей хотелось пилотировать более крупные военные воздушные судна, и после дополнительного курса подготовки ей доверили C-208.

Женщинам-пилотам запрещено перевозить раненых солдат, но, освоив C-208, Рахмани первым делом нарушила распоряжение и доставила пострадавших в зоне военных действий в госпиталь, а о несоблюдении устава доложила задним числом. На нее не стали накладывать дисциплинарное взыскание.

Неудобная слава

После учебного полета на маленьком Cessna 182 Рахмани сфотографировал кто-то из иностранных коллег, прибывших на экзамен. Снимок попал в соцсети, и Нилуфар вмиг стала известной на всю страну — и не в самом позитивном ключе.

Снимок, на котором девушка отмечает успешно сданный экзамен с американскими коллегами женского пола, показался афганским пользователям соцсетей разнузданным, интернет-тролли называли новоявленного пилота алкоголичкой и проституткой, позорящей ислам. Фотография обросла невероятными слухами, и вскоре даже те, кто ее не видел, были уверены: в кадре Рахмани была вовсе не с женщинами, а с иностранными мужчинами, которые то ли накачивали Нилуфар спиртным, то ли крестили ее…

Нилуфар стала первой за 30 лет женщиной-пилотом летательного аппарата с неподвижным крылом и первой со времен падения Талибана представительницей прекрасного пола в ВВС Афганистана. Но далеко не все, кто узнал об этом, испытали восторг. Девушке и ее ближайшим родственникам стали поступать угрозы расправы — от радикальных исламистов и консервативно настроенных родственников и знакомых: телефонные звонки, подброшенные к дверям письма.

Нилуфар и ее родным пришлось несколько раз переезжать, ведь у них не было оснований полагать, что угрозы были пустыми. Но несмотря на переезды семью выслеживали, и все начиналось заново.

«Худшее во всем этом — угрозы от дальних родственников. Они как тень, которая всегда со мной», — говорит Рахмани. Ее отец потерял работу; коллеги стыдили его, говоря, что дочь покрыла его позором. В брата Нилуфар стреляли, когда он однажды поздно возвращался из университета.

Когда Рахмани попросила помощи и совета у своего руководства в ВВС, они только плечами пожали: «Ты знала, что так будет, знала наше общество и все равно поступила, как поступила. А теперь происходит то, что происходит, и мы ничего не можем поделать — ты должна позаботиться о себе сама». После разговора со старшими по званию капитан Рахмани поплакала в объятиях мамы.

Западный ветер

Вооруженные силы Афганистана сегодня почти полностью финансируются Соединенными Штатами. Щедрые дотации имеют ряд условий, одно из которых — в армии должно быть больше женщин. Изначально США настаивали на том, чтобы не менее десяти процентов военнослужащих должны быть представительницами прекрасного пола. Это больше, чем, например, в Норвегии или Дании, но меньше, чем в Штатах (там 15 процентов).

Сейчас спонсоры из США упорно убеждают афганских партнеров в том, что через десять лет в армии страны должно быть как минимум пять тысяч женщин. Пока их меньше тысячи, из них всего 50 служат в ВВС (но не пилотами, как Рахмани). Многие девушки заканчивают курсы, но под давлением социума и семьи отказываются от идеи служить родине.

«Некоторые мужчины в Афганистане воспринимают как личное оскорбление тот факт, что женщины-военные выполняют мужскую работу», — высказал мнение американский чиновник, пожелавший остаться неизвестным, в интервью Al Jazeera.

Кроме Нилуфар в афганских ВВС есть еще одна девушка-пилот военного самолета, но ее имя никому не известно: она позаботилась об анонимности. За Рахмани же все решил случай, но сейчас она и не хочет приватности. У нее есть страницы в Facebook и Twitter, она считается активисткой движения за права женщин и несмотря ни на что уверена, что когда-нибудь в афганских ВВС будет больше девушек.

«Другие женщины пойдут за мной», — говорит Нилуфар. Своим кумиром она называет десантницу Катул Мохаммадзай — самую известную представительницу прекрасного пола в национальной военной авиации, которая вступила в ряды армии Афганистана еще в «коммунистическую» эпоху. Однажды двум летчицам довелось встретиться: Рахмани приезжала в гости к пожилой коллеге в Джелалабад; та крепко обняла девушку и сказала, что очень ею гордится.

О коллегах, дружбе с женщинами и поисках любви

Большинство подруг Нилуфар — иностранки, с которыми она познакомилась во время учебы. У американок и англичанок девушка нахваталась жаргонных словечек, западные подруги импонируют ей своим свободомыслием.

Отношение коллег-мужчин и начальства к Рахмани очень медленно меняется в лучшую сторону. В ее обязанности входит, в частности, перевозка высокопоставленных военных и чиновников по стране. Капитан признается, что многие пассажиры-мужчины поначалу выражают возмущение, узнав, что за штурвалом будет женщина, и отказываются лететь.

«Я стараюсь не расстраиваться: они просто никогда не видели раньше женщину-пилота. Просто говорю: "Сэр, самолет готов, мы вылетаем через пять минут"», — рассказывает Нилуфар. Поскольку полет всегда проходит без сучка и задоринки, с удовольствием добавляет Рахмани, многие пассажиры потом извиняются, признавая, что были несправедливы к ней.

Нилуфар пока не думает об отношениях с мужчинами. «Честно говоря, я встречала слишком много плохих, бесчестных мужчин по работе. Ни одному из тех, с кем я общалась по долгу службы, мне не захотелось довериться, они не показались мне хорошими людьми. У меня пока нет никаких мыслей о романтике», — говорит девушка.

На людях Рахмани всегда носит фальшивое помолвочное кольцо — как защиту от любых приставаний. Она даже рассказала некоторым знакомым, что у нее есть жених.

По словам Нилуфар, место, где она действительно забывает обо всех сложностях — это кабина самолета: «Когда я в воздухе, я чувствую, как все тяжелые мысли улетучиваются. Это настоящая свобода».

< Назад в рубрику