О своих планах как-нибудь съездить в Киев многие россияне в последние пару лет забыли. Из-за геополитических разногласий двух стран жители России едва ли могут чувствовать себя в столице Украины желанными гостями. Но бывают и исключения. Продолжая серию материалов о россиянах, живущих за границей, «Лента.ру» публикует рассказ москвича Алексея Щербакова, который уехал на Украину, чтобы начать собственный бизнес.
Мне 25 лет, я окончил факультет иностранных языков МГУ и устроился в организацию при Минэкономразвития России по поддержке предпринимательства — специалистом международного отдела. Организовывал форумы, конференции и выезды за границу. У нас было около 90 мероприятий в Подмосковье, где мы рассказывали, как здорово заниматься предпринимательской деятельностью. Организовывали российско-китайский форум, где было около 600 участников. Тогда мы привезли из России в Китай 330 предпринимателей и чиновников.
Переехать я решил, когда понял, что на Украине гораздо дешевле начать собственное дело. В июне 2015 года мы с моим бывшим одноклассником, который двумя годами ранее уехал жить в Днепропетровск, обсудили такую возможность и собирались уехать в Киев уже 25 июля, но все затянулось до 4 августа. И вот я уже три месяца здесь и полностью освоился.
Через два с половиной месяца из Москвы приехала моя девушка Мария. Она нашла себе удаленную работу на портале о здоровом образе жизни, работает дома или в кафе. У нее здесь нет ни рабочего коллектива, ни друзей, поэтому она не до конца адаптировалась, но мы думаем, что это дело времени.
Киев очень красивый город, разделенный на правый и левый берег могучим Днепром. Американский художник Рокуэлл Кент после того как побывал здесь говорил: «Я бывал в разных городах, больших и малых. Видел в них чудесные парки, но город в парке вижу впервые». Чистая правда. Любой вид в городе сопровождается зеленым массивом.
Киев похож одновременно на Петербург и на Краснодар. С Питером он сравним размерами: во время занятий спортом я пробегаю центральную часть города примерно за один час 10 минут, — это около 13 километров. Киев значительно меньше Москвы, официально население города составляет 2,8 миллиона человек, а неофициально — около пяти миллионов.
На Краснодар он похож климатическими условиями: здесь практически ежедневно светит солнце. В Питере 62 ясных дня в году, в Москве — 82, а в Киеве — 260. Так что разница ощутима. Климат здесь гораздо приятнее, чаще хорошая погода и нет слякоти на улицах.
На левом берегу, если опять же проводить аналогии с Москвой, находятся районы вроде Жулебино, Ясенево, Бутово: там много высоток и бизнес-центров.
На правом располагается исторический центр, который ночью практически не виден из-за скудной подсветки. Здесь сильно экономят на электроэнергии. Мне рассказали, что так уже два года — бывает, что и на скоростном шоссе фонари горят один через два. По сравнению с Киевом Москва — это Таймс-сквер по степени освещенности.
Мы открыли аутсорсинговый офис продаж для компании в Сан-Франциско, которая занимается продажами авиабилетов бизнес- и первого класса. Из Америки на три месяца приехал наш партнер, который делится с нами опытом и обучает персонал.
Пока что два наших сотрудника на испытательном сроке, а один человек уже ушел. Каждый продажник лично отвечает за отданные ему деньги, а за одну сделку эта сумма может достигать пяти тысяч долларов.
Аренда, зарплаты и расходы обходятся дешевле. Все в пешей доступности. Наш офис располагается на улице Артема (в 2015 году переименована в улицу Сечевых Стрельцов — прим. «Ленты.ру»). Поблизости можно найти все что душе угодно. За помещение мы отдаем на 30-35 процентов меньше, чем платили бы в Москве. Если рабочий день заканчивается поздно, то без напряга оплачиваем сотрудникам такси.
Многие киевляне занимаются IT и часто работают на подряде у западных контор. Если человек знает английский и разбирается в IT — требует от 1000 долларов.
Наша ошибка состояла в том, что мы ожидали большего количества людей со знанием английского языка и опытом в продажах, которые захотят работать на наших условиях. Поэтому сейчас вместо необходимых пяти сотрудников в проекте только два человека.
Почему так вышло? Да потому, что здесь очень много организаций, которые зарабатывают форексами и бинарными опционами. Мы приехали, ожидая, что за те деньги, которые мы предложим, к нам все потянутся, а оказалось, что в этих конторах люди зарабатывают 700 долларов плюс проценты. Грубо говоря, нанимают 200 человек, которые обещают людям богатство за вложенные несколько сотен долларов. Естественно, никто ничего не выигрывает, а эти фирмы зарабатывают до миллиона долларов в месяц этими махинациями.
Оформлять юридическое лицо планируем в следующем году. В принципе, всю бумажную волокиту я решил оставить на потом. Украина — страна, где эти вопросы можно решить быстро и безболезненно.
Для того чтобы получить вид на жительство, нужно прийти в соответствующую контору, где на тебя оформят твою собственную фирму и через нее сделают разрешение на работу. После этого на один год можно стать резидентом. Этот статус продлевается в зависимости от целей пребывания. Если у тебя нет ни прописки, ни поручителя, ни генерального директора, вопрос обойдется в 1000 долларов.
Когда я только приехал, здесь проходил День независимости. Идешь, а со всех сторон толпы военных. Здесь иногда можно встретить националистов, в основном на Крещатике и на Майдане — как у нас на Манежной площади и на Тверской. В начале августа на Майдане поставили фотографию Бориса Немцова — по принципу «враг моего врага — мой друг». Думаю, что до его гибели здесь редко обсуждалась его деятельность.
Однажды в метро я стал свидетелем спора на тему «российские или украинские солдаты первыми открыли огонь в Славянске». Казалось бы, взрослые люди — а чуть не подрались.
Через какое-то время я привык, что под окнами офиса может пройти марш националистов с красно-черными флагами. Политика идет по параллельному пути, а я просто занимаюсь своим делом. Так же считают и мои коллеги. У нас сложился достаточно разношерстный коллектив: киевлянин, житель Донецка, латыш, который живет в Америке, и двое москвичей — и никто о политике не думает.
Недавно был в Одессе. Нас с девушкой подвезли и спросили откуда мы. Разговорились. Водитель сказал, что все националисты засланы из Киева и «здесь такого нет». Он привел в пример случай, когда на День Победы ветеран вышел на улицу в медалях, а на него напали и начали стягивать пиджак. С этими ребятами сразу разобрались.
По говору, конечно, сразу же все понимают, что я не местный. Но интересовались, откуда я, только таксисты — остальным в принципе все равно. В том кругу, где я общаюсь, никто хуже к России и к русским относиться за последнее время не стал.
Иногда при разговоре со мной у людей от удивления искажается лицо: «Из России еще ладно, но из Москвы?! У нас все стараются уехать туда, а ты наоборот — оттуда». После чего традиционно начинается перечисление всех родственников, которые живут у нас: кузен, свояк, двоюродный дед, теща троюродного брата — и так до бесконечности.
Практически все киевляне, которых я встречал, хотят переехать в Москву. Мягко говоря, недолюбливают нашего президента, но хотят такого же: «он даже Крым может отжать».
Несколько раз меня высмеяли за московские словечки. Впервые это случилось, когда я ехал в Днепропетровск через Киев. До вокзала меня подвез мужчина, который родился в Воронеже, но в 80-х годах переехал в Киев. Он спросил, откуда я, и, узнав, что из России, спросил, не опасаюсь ли я такого путешествия. Я ответил, что еду к друзьям и мне ничуть не страшно. Когда на его вопрос, из Москвы ли я, ответил «ага», он рассмеялся и назвал меня москалем. По нашему «ага» можно вычислить москвича всегда и везде.
В Киеве при том же доходе, что и в Москве, можно жить намного лучше. Например, сдавая квартиру в Бутово и занимаясь фрилансом, можно снимать апартаменты в центре Киева и вести более обеспеченный образ жизни. Это не было причиной моего переезда, но это факт.
Продукты, рестораны и алкоголь обходятся в полтора-два раза дешевле. Спиртное продают круглосуточно, да и почти все продуктовые точки работают 24 часа в сутки. Также я заметил, что здесь много пьют и курят. В Москве на улицах так часто не увидишь выпивающих людей.
По-моему, жители Киева в массе своей более дружелюбные и вежливые, чем москвичи. Большинство не употребляет в речи грубых выражений. Однажды в такси я несколько раз сказал одно небезызвестное слово, на что получил неожиданную реакцию — водитель остановился и повернулся к нам со словами: «С этой минуты доплачиваете одну гривну за каждое ругательство к счету за поездку». С трудом могу представить себе, чтобы московские таксисты делали такие замечания! Они и сами не стесняются материться за рулем.
Переезд в Киев для меня в первую очередь — новый опыт. Конечно, приятно жить в таком красивом городе, но не могу сказать, что останусь здесь навсегда. Все зависит от работы. Хотя моя семья и мои друзья живут в Москве, сейчас для меня важнее всего заниматься своим делом.