Спорт
13:35, 19 ноября 2015

Забыть Ким Кардашьян Почему Юлия Липницкая решилась на смену тренера

Екатерина Кулиничева
Юлия Липницкая
Фото: Владимир Песня / РИА Новости

Олимпийская чемпионка Сочи в командном турнире Юлия Липницкая официально рассталась с тренером Этери Тутберидзе. Теперь она будет работать под руководством обладателя золотой медали Лиллехаммера-1994 Алексея Урманова. «Лента.ру» объясняет причины и рассуждает о будущем спортсменки.

Семейный кризис

Говорят, что большинство отношений рано или поздно заканчивается. Особенно профессиональных. В России принято воспринимать связку тренер-ученик скорее как семейную, по аналогии с родителями и детьми. Традиция эта основана на многолетней практике, где наставник для спортсмена — и мамка, и нянька, и лучший друг, и психолог, и глава генерального штаба.

Но на самом деле эти отношения — все же рабочие. И не всегда стоит спасать их, как многолетний брак с детьми и совместно нажитым имуществом. Ведь даже в семейных отношениях это далеко не всегда работает.

Каждый, наверное, может представить себе ситуацию: трудишься в компании и понимаешь, что на этом конкретном месте достиг потолка и уже какое-то время топчешься на месте. А вариантов сменить вектор не предвидится. Начальник, у которого много других дел, совершенно не обязательно готов входить в твое положение. А разрулить карьерную ситуацию самостоятельно не хватает знаний, опыта или связей. Могла ли Юля в группе Этери Тутберидзе почувствовать себя примерно так? Могла.

Процесс растрескивания этой чашки, каким он видится со стороны, подробно задокументирован, и с минувшей среды, когда о переходе фигуристки к новому тренеру Алексею Урманову объявили официально, описывался неоднократно. Первая ласточка вылетела на публику прошлой зимой. В случае с Липницкой даже новое платье становится громким информационным поводом, а уж такое — и подавно.

В январе СМИ впервые растиражировали информацию о разрыве спортсменки с тренером, но конфликт удалось потушить с применением тяжелой артиллерии из Министерства спорта. Фигуристка осталась у Тутберидзе, под руководством которой отработала весь московский этап своей карьеры после переезда из Екатеринбурга и стала одной из главных звезд Сочи.

Этой осенью слухи начали циркулировать с новой силой на фоне дебюта во взрослом катании другой ученицы Тутберидзе — Евгении Медведевой. Потом тренер перестала сопровождать Юлию на соревнованиях. Сейчас очевидно, что болезненный процесс расставания к тому моменту продолжался уже некоторое время, просто без громкого информационного сопровождения.

Девочка без красного платья

Есть мнение, что мирить тренера и спортсменку в январе 2015-го не стоило — что Юля просто упустила время. Безусловно, аргумент «чем раньше начнешь строить новое взамен пришедшего в негодность старого, тем лучше» силен.

С другой стороны, отправлять Липницкую прошлой зимой было особенно некуда. Все именитые российские специалисты были заняты с другими сильными фигуристками. А это с учетом всех обстоятельств и тогда, и сейчас рассматривалось как проблема. Альтернативы из «новичков» большого тренерского цеха (вариант пары Татьяна Волосожар — Максим Траньков или биатлониста Антона Шипулина) тоже, видимо, не было. Отправить спортсменку в Америку не было возможности по многим причинам, включая возраст и языковой барьер.

Олимпийский чемпион Лиллехаммера-1994 Алексей Урманов тогда еще не работал в Сочи, где теперь у него есть лед, поддержка, время и другие необходимые для работы вещи. Да и обстановка спокойнее, чем в Москве. Возможно, поэтому переход и состоялся именно сейчас. Пазл, наконец, сложился. Все обдумали, взвесили и не рубили с плеча. Тот же Урманов в комментариях для прессы признался, что предложение тренировать Липницкую обдумывал долго — несмотря на его очевидную заманчивость.

К тому же нынешние программы Липницкой, сделанные Мариной Зуевой в США, однозначно поставлены «на вырост». И это колоссальный плюс — в них есть люфт для профессионального роста. А значит, Юля и ее новый тренер, проделав всю предварительную работу, не обнаружат однажды, что постановки стали ей малы, как это случилось в прошлом сезоне с волшебным, но еще детским «Воздушным змеем», устаревшим к чемпионату России. Более того, эти программы вполне могут прожить еще один сезон. Хотя на то, чтобы оставить обе постановки, в фигурном катании обычно не идут.

До очередного чемпионата страны осталось чуть больше месяца. На работу, которую задумали Урманов и Липницкая, нужно куда больше времени. Вариант, что в декабре Юля, с учетом нынешней конкуренции среди российских одиночниц, может не отобраться в сборную на чемпионаты Европы и мира, вполне реален. А значит, и этот сезон для нее может завершиться досрочно. Только не нужно воспринимать это как трагедию. Вряд ли 17-летнюю Липницкую, раз уж она решила остаться в спорте, интересует конкретно этот сезон. Затевать смену тренера в середине года ради этого не стал бы никто.

Какие задачи предстоит решить Юле под руководством Урманова? Прежде всего, как можно скорее понять, какой она хочет видеть себя на льду. Девочки в красном платье из «Списка Шиндлера» давно уже нет — несмотря на то, что значительную часть материалов о ней в СМИ до сих пор иллюстрируют сочинскими фото. Нынешняя Липницкая не похожа на нее даже внешне. Ее новое тело требует иных образов и иной пластики. Но на освоение необычной, неклассической хореографии, которую Липницкая сейчас пробует (посмотрите хотя бы ее новый произвольный номер), нужно время и много сил.

Пока Юля на распутье. Как описала ситуацию Татьяна Тарасова в одном из телерепортажей, Липницкая «пока не понимает, что именно катает». Возможно, потому, что еще не определилась, какой девушкой, каким человеком она хочет быть. Без этого понимания полноценный профессиональный ребрендинг фигуриста невозможен. Неправильно думать, будто спортсмену можно выдать гениальную постановку, которая все решит без усилий с его стороны.

Предстоит разобраться и с техникой прыжков, но эта задача по отношению к первой кажется второстепенной. Наконец, Юле нужно определиться и со своим отношением к славе. Понять, что не обязательно быть Ким Кардашьян, живущей в режиме реалити-шоу 24\7. Можно быть Леонардо Ди Каприо, который на публике говорит редко и почти исключительно об экологии.

Понятно, что Липницкая по своему характеру ближе к Ди Каприо. Значит, нужно просто перестать бояться известности, от которой ей все равно никуда не деться, принять ее и использовать личный бренд во благо. Люди, готовые ей в этом помогать, наверняка есть.

< Назад в рубрику