19 ноября пройдет торжественная церемония вручения премии «Просветитель», в шорт-лист которой попали восемь книг. Как уговорить ребенка выпить микстуру и при чем тут апельсин? Почему Местный Пузырь превратился в Трубу? Дружил ли СССР с нацистской Германией? На эти и на многие другие вопросы отвечает обзор книг-финалистов от«Ленты.ру»
Математика — универсальное средство постижения загадок природы, однако восприятие и освоение ее языка препятствуют популяризации этой науки. Авторы книги «Математическая составляющая» попытались объяснить, что вроде бы столь абстрактная наука намного ближе к повседневности, чем кажется на первый взгляд.
Идея книги возникла в Математическом институте имени Владимира Стеклова РАН. В нее вошли тексты советских и российских ученых-математиков, некоторые из которых уже ушли из жизни. Всего около 50 коротких рассказов о самых разнообразных и неожиданных проявлениях самой точной науки.
Почему паспорт гражданина России имеет формат В7? Как уговорить ребенка выпить микстуру и при чем тут апельсин? Почему у железнодорожных колес не цилиндрическая форма, как у всех, а конусообразная? Есть ли альтернативы григорианскому календарю и зачем для этого могут понадобится цепные дроби?
Современная математика все менее доступна для неспециалистов. Это связано с тенденцией ее аксиоматического изложения и отказа от геометрического описания в пользу алгебраического. «Математическая составляющая» в этом смысле консервативна и активно использует наглядные иллюстрации.
Для любителей математики составители книги поддерживают сайт «Математические этюды», который содержит опубликованные в книге и другие очерки. «Математическая составляющая» доступна любому, кто знаком с основами геометрии. Короткие тексты заканчиваются быстро, так что читатель не успевает заскучать, а полученными знаниями можно (и нужно) блеснуть в любом месте и в любой момент.
Гуманитарную часть шорт-листа открывает научно-популярный труд питерского историка Евгения Анисимова «Императорская Россия» — выстроенная хронологически история двух веков нашей страны. Анисимов приобрел известность благодаря своим монографиям о различных сторонах жизни XVIII столетия: податях, тайной полиции, городского быта Петербурга. Главные его труды посвящены «межвременью» между смертью Петра I и воцарением Елизаветы. «Императорская Россия» являет собой именно популярную историю: книгу оживляют многочисленные врезы-отступления — биографические («Действующие лица»), анекдотические («Легенды и слухи») и документальные («Заглянем в источник»).
Примечательно, что автор избрал традиционный, восходящий еще к Карамзину, способ изложения — от начала до конца каждого из царствований 14 монархов. Принципиальна для него и литературная яркость повествования (в одном из интервью Анисимов рассказал о своем упоении Ключевским, «который настоящий маг»). Проблемные моменты социально-экономического и политического развития Российской империи, вызывающие сейчас жесточайшие споры (и не только в научной среде), в книге Анисимова не замалчиваются (иначе она превратилась бы в патриотический лубок), но излагаются в отдельных авторских ремарках («Заметки на полях») и подглавках. Этим «Императорская Россия» отличается от сопоставимого по размаху труда другого питерского специалиста — «Социальная история России периода империи (XVIII — начало XX вв.): генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства».
В отличие от Анисимова, его автор (Борис Миронов) опирается на цифры и пишет о тенденциях общественного развития: ему важна не яркость повествования, а доказательство определенной гипотезы о «позитивном» векторе имперского развития (эта гипотеза и вынесена в название книги). Анисимов же свои мнения подчеркнуто оставляет на полях.
Прежде чем написать книгу на вечно актуальную и не менее спорную тему, историк и публицист, а по совместительству и главный научный сотрудник Эрмитажа Юлия Кантор немало времени провела в российских и немецких архивах, изучая прежде неизвестные документы. Наверняка многие интересные факты были найдены ею при подготовке еще одной книги — труда «Война и мир Михаила Тухачевского».
Основной лейтмотив книги — развитие сотрудничества между СССР и Германией. Секретные контакты 1920-х не прервались с приходом ко власти Гитлера, а продолжали набирать обороты. Во многом автор рассматривает исторические процессы через призму судьбы Тухачевского и репрессий военных в конце 1930-х, однако это не мешает использовать неизвестные документы для рассказа как о «деле военных» в целом, так и о многих интересных фактах, например, о производстве химического оружия на территории Советского Союза.
Научный журналист и главред научно-популярного портала «Антропогенез.ру» Александр Соколов решил собрать главные мифы об эволюции человека, и так образовалась эта книга. А начиналось все со статьи «13 мифов об эволюции человека». В книге их куда больше — целых 65. Соколов разоблачает очевидные, а порой и не совсем очевидные заблуждения людей о самих себе, рассказывая просто и весело о том, о чем принято говорить серьезно и скучно.
«Чаще всего миф рождается там, где кончается знание. Когда кончается знание отдельного человека, это несложно поправить, если есть желание учиться. А вот когда кончается знание всего человечества — с этим справиться гораздо труднее. Выбрать легкий путь — выдавать полузнание за знание — и возникнет еще один миф», — уверен Александр Соколов.
Читая эту книгу, можно не только узнать много нового, но и весело провести время.
Еще одна книга об эволюции (продолжение книги «Рождение сложности»). На этот раз хардкорная, но не менее увлекательная. Ее авторы — супруги Александр Марков и Елена Наймарк, работающие на сайте «Элементы.Ру», в красочной и строгой форме рассказывают об эволюции во всех ее проявлениях, о том, как новейшие исследования и открытия подкрепляют успевшую постареть, но не состариться теорию Дарвина и ее постулаты.
К слову, в начале 2015 года Марков получил премию «За верность науке» и был признан главным популяризатором года. Это еще один повод прочитать книгу, а также сходить на лекцию Александра Маркова и увидеть его выступление вживую.
Написанная известными российскими учеными-астрономами во времена, когда станция Voyager 1 вышла в межзвездное пространство, а New Horizons еще не достигла Плутона, четвертая книга серии «Астрономия и астрофизика» подробно для широкого круга читателей рассказывает о том, как устроены галактики и их совокупности в представлении современных астрономов.
В книге можно узнать о рождении, эволюции, строении и классификации галактик. Обсуждаются бурно развивающиеся области астрофизики, связанные с темной материей и активными ядрами галактик. Вместе с авторами читатель пропутешествует от единичных звезд нашей галактики ко все более крупномасштабным проявлениям мира.
Это позволит проследить за масштабами расстояний и энергий во Вселенной. Подача материала (его структурированность и понятийный аппарат) выгодно отличают книгу российских авторов от аналогичных зарубежных изданий, которым зачастую присуща фрагментарность изложения. Это как раз тот случай, когда советская естественнонаучная школа все еще оказывает свое положительное влияние.
Какое из звездных скоплений ближайшее к нам? Почему Местный Пузырь превратился в Трубу? Как устроено кольцо Эйнштейна-Хвольсона? Что произойдет с галактиками через миллиарды лет? В книге «Галактики» есть ответы на эти и многие другие вопросы. Ее можно порекомендовать всем, кто считает себя образованным человеком. Таким людям наверняка интересно, как устроен окружающий мир в радиусе 14 тысяч мегапарсек.
Эта книга изначально была написана по-английски. Автор, эмигрант из России, профессор социальной и культурной антропологии в Калифорнийском университете в Беркли, представил ее в виде монографии в 2007 году. Книга сыграла важную роль в понимании России/СССР западными учеными — и заслуженно. Во-первых, Юрчаку удалось описать позднесоветское общество, точнее, язык и биографический опыт различных его граждан с привлечением философских авторов «высшей лиги» (Мишель де Серто, Жиль Делез, Хоми Баба), сделав рассказы комсомольцев и питерских интеллигентов достойными потребителей «высокой теории» в американском академическом мире.
Во-вторых, что еще более важно, труд Юрчака немало помог борьбе со стереотипным восприятием СССР на Западе — как империи зла, где все люди зомбированы партией (кроме кучки свободолюбивых диссидентов). Главная идея книги — это, пожалуй, гегемония формы. То есть субъект советского общества, когда, например, выступал на партсобрании, отличался не оруэлловским двоемыслием (говорю одно, думаю другое), а исполнял некоторый ритуал «нормального человека», а форма «правильных» слов для него была важнее содержания. В СССР после смерти Сталина, пишет Юрчак, «позиция господствующей фигуры советского идеологического дискурса, способной рассматривать и комментировать этот дискурс извне, была уничтожена… Стало важнее воспроизводить точную структурную форму идеологических высказываний и ритуалов, чем слишком подробно вдаваться в их буквальный смысл».
Однако возникает вопрос: да, на Западе книга изрядно помогла более нюансированному и менее идеологизированному пониманию советского опыта — но зачем переводить ее на русский? Некоторые критики подчеркивают, что без этой монографии невозможен серьезный разговор о советском и постсоветском обществе, однако при обратном переводе на русский рассказанное автором о нашем прошлом выглядит очевидным, а многие «местные» способы осмыслять советское даже более сложны и теоретически нагружены. Например, можно вспомнить о книгах Натальи Козловой, которая еще в середине 1990-х спорила со стереотипами о «совковом быдле» и пыталась (с помощью тех же, кстати, французских философов) реконструировать всю амбивалентность и многослойность голоса «простого советского человека».
Особое место среди финалистов премии занимает книга Михаила Яснова «Путешествие в Чудетство. Книга о детях, детской поэзии и детских поэтах». Это не научная монография и даже не популярное изложение сложных теорий, а своего рода энциклопедия русской детской литературы ХХ-начала ХХI века. Автор — поэт и переводчик, выросший в том же послевоенном Ленинграде, что и Иосиф Бродский (его отец был репрессирован). В советское время печатался мало, а с 1970-х годов стал все более активно писать стихи и прозу для детей (помимо этого, широко известен переводами французских литераторов XIX-XX века).
Представленная на премию книга отличается смешением жанров. Автор начинает с рассказа о своем детстве и первых запомнившихся ему стихах. Хронологически организованное повествование о находках детской литературы, ее принципах и отношении к ребенку доходит до современности (перемежаясь с серией отступлений, в том числе о цензуре и диссидентстве). Основную часть книги составляют очерки о детских писателях позднесоветского периода («Из портретов») и современников Яснова, от Эдуарда Успенского до Галины Дядиной. Завершает сборник мини-хрестоматия детской литературы 2004-2013 годов («Из книг»). Почему книга Яснова попала в шорт-лист «Просветителя»? Видимо, потому что это максимально полное, авторское (яркое), и, главное, доброжелательное к самым разным по своей литературной и политической позиции авторам описание современной детской литературы в России.