В последние недели в Кишиневе заметно активизировались сторонники объединения Молдавии и Румынии — так называемые унионисты. В минувшие выходные они провели ночной флешмоб с требованием создать объединенный Центральный банк, позднее председатель инициативной группы партии «Правые» Анна Гуцу представила на пресс-конференции декларацию об объединении двух стран. А уже 17 ноября Министерство обороны Молдавии попросило у правительства сто тысяч лей (порядка пяти тысяч долларов) для участия взвода почетного караула в военном параде в честь дня национального объединения Румынии. «Лента.ру» попыталась разобраться, с чем связано оживление унионистов.
С 2009 года, когда к власти в Молдавии пришли партии, выступающие за идею европейской интеграции республики, в молдавском обществе значительно популяризировались лозунги 1990-х годов о «воссоединении с матерью Румынией». Как водится, параллельно с новой силой вспыхнули дискуссии о национальном языке (молдавский предлагается называть румынским), а в школах страны появился новый предмет — история Румынии.
Развивалась эта тема и в общественно-политическом поле, марши и факельные шествия унионистов перестали восприниматься как нечто из ряда вон выходящее. В подобных акциях принимают участие от нескольких сотен до нескольких тысяч человек, часть которых специально завозят из румынского города Яссы — древней столицы Молдавского княжества, где в 1711 году молдавский господарь Дмитрий Кантемир присягнул на верность России.
В Яссах находится крупнейший в Румынии университет. Его студенты, в том числе граждане Молдавии, участвуют в маршах унионистов, причем, как рассказывают на условиях анонимности сами участники, иногда не по своей воле. Насколько можно судить по рассказам молодых людей, проходящих обучение на факультете информационных технологий, студентов запугивают тем, что лишат общежития. Кроме того, немалое число студентов университета родом из Кишинева, и они используют возможность побывать дома бесплатно.
Власти Румынии прилагают немалые усилия к тому, чтобы вопрос объединения оставался в повестке дня официального Кишинева: например, ежегодно увеличивают квоты для обучения молдавских школьников и студентов в румынских лицеях и вузах. Только на 2015-2016 учебные годы Бухарест выделил 1500 мест в учебных заведениях по подготовке к университету, 2800 мест в вузах, 550 мест для желающих продолжить обучение в магистратуре, 125 мест для докторантов и 25 бесплатных мест в медицинских университетах для выпускников колледжей Молдавии.
Инициативы Румынии по вовлечению молодежи поддерживают и родители студентов из Молдавии, поскольку эти образовательные программы открывают неплохие перспективы. В соседней стране неплохой уровень образования, а кроме того — Румыния входит в Евросоюз, где впоследствии будет куда легче найти работу, чем в Молдавии, состояние экономики которой неуклонно ухудшается.
В немалой степени росту интеграционных настроений способствует и тот факт, что многие граждане Молдавии имеют еще и румынское гражданство. Согласно данным официального Бухареста, с 1991-го по 2014 год румынские паспорта получили свыше 445 тысяч жителей Молдавии. Чаще всего молдаване преследуют этим вполне прагматические цели: до получения Молдавией безвизового режима со странами Евросоюза в 2013 году румынский паспорт был золотым ключиком, позволяющим пересекать границы и получать работу в странах ЕС.
Важно и то, что обладателей румынских паспортов немало среди представителей молдавской политической элиты и чиновников высшего ранга. Гражданами Румынии являются пятеро из шести членов Конституционного суда, в том числе его председатель Александру Тэнасэ. Такие «двойные граждане» нередко напрямую лоббируют интересы бизнеса или политических кругов соседней страны.
Чаще всего в связи с этими процессами в Молдавии вспоминают скандал, случившийся в стране несколько лет назад. Тогда выяснилось, что подряд на реконструкцию поездов республики по неизвестным причинам отдан румынским предприятиям. Как водится в таких случаях, выяснилось, что за ремонт одного состава из бюджета Молдавии в соседнюю страну утекло около 2,2 миллиона евро, при том что на реконструкцию было отправлено в общей сложности пять составов.
Модернизация поездов происходила в то время, когда министерство транспорта возглавлял член Либеральной партии с двумя паспортами Анатол Шалару. Широкую известность бывший руководитель ведомства получил после того, как перебрался на должность министра обороны: свою деятельность он начал с демонтажа советского танка Т-34, стоявшего в виде военного памятника на территории мотострелковой бригады, и приказа о создании в Молдавии музея советской оккупации.
Примечательно, что место Шалару в Минтрансе занял другой гражданин Румынии — Юрие Киринчук. Одним из первых его распоряжений было исключение использования в подведомственном ему министерстве и его подразделениях любого языка, кроме румынского.
Нелишним будет вспомнить, что идея объединения двух стран значится в программе правящей Либеральной партии. Ее лидер Михай Гимпу часто подчеркивает, что именно «великая Румыния» является решением всех проблем страны. Его позицию поддерживают и коллеги — например, спикер парламента демократ Андриан Канду не так давно предложил провести референдум по вопросу объединения, и есть подозрение, что такие призывы будут звучать в Кишиневе все чаще.
Бывший представитель Молдавии в Совете Европы Алексей Тулбуре в интервью «Ленте.ру» объясняет активизацию унионистов тяжелейшим политическим и социально-экономическим кризисом, из которого страна не может выбраться вот уже долгое время. «Когда власть не может найти решений, на арене появляются унионисты со своим этнократическим подходом. Они объявляют, что объединение, реализация националистической идеи — единственный выход из положения», — поясняет он. И резюмирует: «На самом деле это дорога в никуда».
Однако унионисты с обоих берегов Прута так не считают. Бывший президент Румынии Траян Бэсеску уверен, что объединение Бухареста и Кишинева «должно стать новым национальным проектом Румынии — как вступление в НАТО или интеграция в ЕС». Унионисты пытаются обосновать свою позицию и цифрами: на сайте румынского посольства в Кишиневе указан национальный состав жителей Молдавии, и «молдавские румыны» якобы по переписи 2004 года составляют свыше 2,6 миллиона человек, то есть 78 процентов населения.
Однако согласно данным этой переписи румынами себя считают всего два процента населения, остальные называют себя молдаванами, а свой язык — молдавским. Данные переписи 2014 года еще не представлены, но неправительственные организации, осуществлявшие ее мониторинг, неоднократно заявляли о нарушениях, в том числе о прямом принуждении граждан заполнять анкеты карандашом либо объявлять себя румынами в графе «национальность».
Работа ведется — немалые субсидии из Румынии получают, например, средства массовой информации, учрежденные и зарегистрированные в Молдавии. Среди них газеты TIMPUL («Время») и LITERATURA SI ARTA («Литература и искусство»), которые довольно часто обвиняют в проведении откровенно пропагандистской политики. По данным румынского правительственного департамента по связям с диаспорой, Бухарест в 2015 году выделил деньги для финансирования 22 медийных проектов в Молдавии, в том числе печатных СМИ, телевидения, интернет-ресурсов.
В этих условиях единственной надеждой Молдавии на сохранение независимости является отсутствие социальной базы для проведения плебисцита. Социологические опросы по теме противодействия объединению с Румынией специалисты проводить, конечно, опасаются, однако опосредованно полученные результаты говорят о том, что граждане в массе своей не разделяют чаяний унионистов. По данным апрельского «Барометра общественного мнения», процент противников вступления Молдавии в Евросоюз впервые за последние десять лет превысил число сторонников (против — 41,8; за — 35,9).
Как свидетельствуют результаты более свежего опроса, проведенного Международным республиканским институтом на деньги американского Национального фонда в поддержку демократии (National Endowment for Democracy) в сентябре-октябре во всех районах Молдавии за присоединение к Евросоюзу выступают лишь 38 процентов граждан. Согласно данным опроса интернет-издания Bloknot, опубликованным 12 ноября, свыше 80 процентов граждан Молдавии относятся к идее объединения отрицательно.