«Исламское государство» опубликовало фотографии паспортов пассажиров с рейса A321, а также бомбы, с помощью которой был взорван самолет. Тем временем в Telegram начались блокировки аккаунтов и каналов, принадлежащих боевикам. О чем пишет глянцевый журнал джихадистов Dabiq и что обсуждают террористы в соцсетях, помимо секретов пикапа и терактов, разбиралась «Лента.ру».
В предисловии свежего номера глянцевого журнала Dabiq, выпускаемого «Исламским государством» (запрещено на территории России), кратко рассказывается о катастрофе российского самолета А321 в Египте и терактах в Париже. Теракт на борту авиалайнера боевики назвали местью за «самонадеянное решение» — начатые Россией бомбардировки позиций ИГ в Сирии.
Джихадисты хвастаются, что выждали момент, а затем обнаружили способ обойти меры безопасности в аэропорту Шарм-эль-Шейха. Боевики опубликовали и фото взрывного устройства, замаскированного под банку ананасового напитка Schweppes Gold, который пронесли на борт воздушного судна.
Отмечается, что по своей конструкции бомба схожа с устройствами, использовавшимися при терактах в Москве в 1999 году. Предположительно, для ее подрыва использовался стандартный электродетонатор советского образца, а также китайский электровыключатель, применяемый в бытовых приборах. С помощью изоленты к выключателю был прикреплен таймер, собранный из литиевых батареек и микросхемы, играющей роль замедлителя. Таймер приводился в действие нажатием кнопки на выключателе.
Впоследствии появилась информация, что на воротах аэропорта Шарм-эль-Шейха, через которые на летное поле подвозились продукты питания и топливо, были ослаблены меры безопасности. Местные отели доставляли еду для рейсов прямо к самолетам, а охранники пропускали их без досмотра, поскольку знали водителей в лицо.
Ранее при изучении обломков фюзеляжа A321 эксперты ФСБ обнаружили пробоину в обшивке примерно метр в диаметре, края которой были выгнуты наружу. Она могла образоваться в результате применения взрывчатки на основе пластида. По предварительной версии, эпицентр взрыва находился в конце салона, а взрывное устройство могли заложить под пассажирское сиденье у окна. Его детонация привела к частичному разрушению корпуса самолета и резкой разгерметизации, после чего лайнер развалился в воздухе, а пассажиры почти мгновенно погибли от резкого перепада давления.
На соседнем фото изображены «полученные муджахедами» удостоверение военного пенсионера и два российских паспорта. Указанные в документах данные совпали с именами погибших при крушении. Судя по снимку, в руках террористов оказались только первые страницы биометрических загранпаспортов, которые сканируются при прохождении паспортного контроля. Это еще раз свидетельствует о том, что у террористов мог быть один или даже несколько сообщников в аэропорту Шарм-эль-Шейха.
Помимо похвальбы успешно проведенными терактами в Ливане и Франции и подробностей о взрыве российского лайнера джихадисты ИГ в очередной раз выступили на страницах журнала с критикой «Аль-Каиды» (запрещена в России). В частности, обвинили своих «конкурентов» в нечестной игре и вступлении в переговоры с Саудовской Аравией. Главные претензии адресованы группировке «Сыны Хадрамаута», образовавшейся в результате ребрендинга франшизы «Аль-Каиды» в Йемене — организации «Ансар аш-Шариа» (обе организации запрещены в России), которая попыталась построить на территории страны свое небольшое исламское государство, а затем начала сотрудничать со свежеобразованным переходным советом.
Судя по свежим новостям и интервью посла России в Йемене Владимира Дедушкина, о происходящем в стране джихадисты осведомлены куда лучше дипломатов и журналистов. Происходящее в Йемене может привести к полномасштабной войне, наподобие той, что разгорелась в Сирии в 2011 году. Джихадисты, кроме того, констатируют, что произошла деисламизация йеменских боевиков — террористы сменили религиозные лозунги на националистические.
В журнальной публикации организация «Сыны Хадрамаута» сравнивается с «Джебхат ан-Нусрой»: по сути, это является косвенным обвинением последних в сотрудничестве с режимом Башара Асада. Затем ИГ обвиняет все подконтрольные «Аль-Каиде» сирийские группировки в готовности сложить оружие ради того, чтобы начали выполняться Женевские соглашения и Россию заставили прекратить бомбардировки позиций джихадистов. При этом ИГ ссылается на документ, который подписали не только миньоны «Аль-Каиды» (в том числе входящие в состав «Джебхат ан-Нусры» группировки), но и представители так называемой светской оппозиции, например, «Сирийская свободная армия».
Не устроило джихадистов и предложение подписавшихся вести войну до тех пор, «пока не будут уничтожены или изгнаны из Сирии представители иранского "Корпуса стражей Исламской Революции" и "Исламского государства"». Особенно уязвило боевиков ИГ то, что документ подписали участники немногочисленной христианской оппозиции, имеющейся в Сирии.
Кроме того, «светская оппозиция» и другие подписанты оказались недовольным Башаром Асадом. Правда нашли для этого довольно странный повод: в качестве главной претензии ими была названа «проигранная "Исламскому государству" война, которая привела к появлению в Сирии армии России». Хотя именно представители вооруженной «оппозиции» с 2011 года отвлекали на себя внимание регулярной сирийской армии.
Помимо проблем политических волнуют боевиков и сексуальные вопросы: целая статья в журнале посвящена пользе многоженства. Главное правило — не иметь более четырех жен. Раскрываются в статье и секреты исламского пикапа: с женщиной предлагается не флиртовать и не обсуждать мыльные оперы, а действовать — рассказывать о семейном укладе, завещанном пророком Мухаммадом, а затем аккуратно сообщать о появлении второй, третьей и четвертой жены соответственно.
Обсуждают джихадисты и семейные неурядицы, настаивая, что ни в коем случае нельзя позволять детям получать светское образование — в противном случае они отрекутся сначала от родителей, а затем и от ислама (или наоборот).
Имеется в журнале и раздел, связанный с экзотическим местами, где рассказывается о джихаде на территории Бангладеша и Шри-Ланки. Тут же приводится статья о «правилах жизни» боевика из Сомали.
Dabiq публикует также статью журналиста Джона Кентли, судьба которого до этого момента оставалась неизвестной. Три года назад Кентли делал материалы для The Sunday Times и The Telegraph, перемещаясь по району боевых действий вместе с американским коллегой Джеймсом Фоули. Оба репортера 22 ноября 2012 года были захвачены исламистами в 45 километрах от турецкой границы. Спустя некоторое время Фоули убили, видеозапись его казни стала одним из наиболее известных роликов «Исламского государства», распространенных в сети.
Многие полагали, что террористы казнили и Кентли. Предполагалось также, что он мог погибнуть в ходе авианалета войск коалиции или стычки с курдскими пешмерга. Однако представители спецслужб не исключали, что журналист мог перейти на сторону джихадистов, и их версия нашла свое подтверждение. Прежде Кентли проявлялся в выпусках аудиоподкаста ИГ, а также на видео, где проводил «экскурсии» по территориям «халифата». На одной из последних записей эксперты отметили на лбу экс-журналиста следы, похожие на те, что появляются у неистово молящихся мусульман: это позволило предположить, что он принял ислам и присоединился к боевикам. Похоже, эти предположения подтвердились.
На последних страницах Dabiq сообщается, что пленники из Норвегии и Китая, которых в предыдущем номере журнала предлагалось купить всем желающим через Telegram, казнены. В доказательство прилагаются фотографии их тел.
Несмотря на то что ИГ продолжает активно выпускать пропагандистские материалы, террористы уже испытывают серьезное давление со стороны администрации сервисов, которыми они пользуются для распространения информации и координации своих действий. Еще в конце сентября основатель часто используемого джихадистами шифрованного мессенджера Telegram Павел Дуров утверждал, что не чувствует за собой никакой вины, а в случае закрытия этого сервиса члены ИГ найдут другую платформу для коммуникации. Однако мессенджер сыграл не последнюю роль в организации и последующем освещении «Исламским государством» терактов в Париже, что приковало к нему повышенное внимание общественности.
В результате администрация Telegram была вынуждена начать активную борьбу с экстремистами, хотя ранее выступала за неприкосновенность частной переписки пользователей. Так, в разделе FAQ мессенджера к публичному контенту теперь относятся не только боты и стикеры, но и групповые чаты Channels, на которые теперь можно пожаловаться в случае наличия там противоправной информации. Команда Telegram призвала пользователей активнее жаловаться на каналы ИГ.
Администрация сервиса уже отчиталась о блокировке 78 каналов джихадистов на 12 языках. По подсчетам «Ленты.ру», на просторах мессенджера было отключено более 80 процентов связанных с террористами ботов. Боевики попытались замаскироваться и приступили к переименованию каналов: появились такие названия как «Канал граждан республики Дагестан» и арабоязычное новостное агентство «Россия уходи». Вскоре они были заблокированы, а лояльные Telegram боты стали распространять в твиттере сообщения о том, что мессенджер начал блокировки боевиков.
В ответ «Исламское государство» выпустило обращение к своим сторонникам, в котором призвало не прекращать войну на просторах интернета. По утверждениям террористов, блокировки аккаунтов ИГ в соцсетях не несут никакой угрозы. Однако на самом деле одна из мощнейших площадок коммуникации преступников временно или навсегда стала для них недоступна.