В ночь на воскресенье, 22 ноября, в 00:22 мск Крымский полуостров полностью погрузился во мрак. Украинские радикалы реализовали свою давнюю угрозу энергетической блокады. Без электричества остались почти два миллиона человек. И если социально значимые объекты удалось вскоре подключить к дизель-генераторам и мобильным подстанциям, то в жилых домах свет появился только к утру, но далеко не во всех. На полуострове объявлена чрезвычайная ситуация, 23 ноября в Крыму и Севастополе сделали нерабочим днем для всех, кроме госслужащих.
Чрезвычайной ситуацией запахло в пятницу, 20 ноября, когда в граничащей с Крымом Херсонской области подорвали две опоры высоковольтной линии электропередачи (ЛЭП), через которую на полуостров подается электроэнергия. Ответственность за подрыв официально на себя никто не взял. Однако сомнений, что это сделали радикалы из непризнанного крымско-татарского меджлиса и запрещенной в России экстремистской группировки «Правый сектор» (ПС), ни у кого не возникло. Ведь именно они в конце сентября организовали так называемую продовольственную блокаду региона со стороны Украины, не пропуская фуры с товарами, и неоднократно призывали к тому, чтобы на государственном уровне было принято решение о прекращении энергоснабжения Крыма. В противном случае они обещали самостоятельно сделать это. И сделали.
Специалисты, осмотрев место подрыва двух из четырех опор ЛЭП, зафиксировали, что другие две имеют критические повреждения. В «Укрэнерго» предупредили: если выйдет из строя еще хоть один элемент, произойдет полное обесточивание не только Крыма, но и большой части Херсонской и Николаевской области. Это заявление стало, по сути, катализатором всех процессов — бойцы меджлиса и ПС блокировали в субботу подступы к опорам для ремонтных бригад. К вечеру в районе Чаплинки, где находятся конструкции, разыгралась трагикомедия.
Бойцы Нацгвардии и батальона «Херсон» под руководством начальника департамента противодействия наркопреступности МВД Украины Ильи Кива взяли в кольцо радикалов, дабы оттеснить их от опор ЛЭП. Завязалась потасовка. Впрочем, скоро Кива заявил, что с участниками блокады Крыма удалось договориться. Дескать, они отступили, допустив ремонтников к работе.
Но не тут-то было. Через пару часов Кива сообщил на своей странице в Facebook: «Во время нападения на полицейских протестующими пострадал полковник полиции, которого со спины ударили ножом, пытаясь завладеть его оружием». Еще спустя пару часов полицейский отчитался на странице в соцсети, что взорваны еще две опоры ЛЭП. Эту запись он сделал около полуночи, а через 20 минут полуостров погас. Вместе с ним — и часть Херсонской области. По некоторым данным, там без света остались около 100 тысяч человек.
Более того, как проинформировали в «Укрэнерго», отключение высоковольтных линий «Каховская — Островская» и «Каховская — Джанкой» привело к необходимости дополнительного отключения 13-го блока Приднепровской ТЭС и 1-го блока Углегорской ТЭС, а также разгрузки с аварийной командой Запорожской АЭС на 350 МВт и Южно-Украинской АЭС на 150 МВт. Как сказано в официальном заявлении, по поручению премьер-министра Украины, министерства энергетики и угольной промышленности и «Укрэнерго» специалисты «принимают срочные меры по выполнению аварийно-восстановительных работ на поврежденных воздушных линиях».
В 01:42 22 ноября власти Крыма ввели режим чрезвычайной ситуации. Сколько он продлится, пока неизвестно. Зато есть информация, что развлекательные заведения в регионе в связи с ЧС будут работать только до 22 часов. Понедельник, 23 ноября, объявлен нерабочим днем как в республике, так и в городе федерального значения Севастополь. Все социально значимые объекты, в том числе аэропорт Симферополя, Керченская переправа, Черноморский флот, обеспечены электроэнергией за счет генераторов. Их хватит примерно на месяц. А вот населению предстоит теперь привыкать к веерным отключениям не только света, но и воды.
В Севастополе в воскресенье обнародовали примерный график отключений. Как рассказали наши собеседники в Севастополе, в некоторых отдаленных селах целые сутки не видели света. В такой же ситуации и часть других населенных пунктов полуострова. Там тоже составили графики отключений электроэнергии и воды. Из крупных городов, констатировали в ГУП «Крымэнерго», самая тяжелая обстановка сложилась в Керчи. «Город ограничен всего лишь 4 мегаваттами. Это все достанется объектам социального значения, органам управления и инфраструктуре водоснабжения и водоотведения», — пояснил гендиректор предприятия Виктор Плакида. Также по всему полуострову наблюдаются сбои в работе мобильной связи, в некоторых районах она отсутствует полностью.
«Сидим при свечах. Шесть часов света нет, три часа есть. А что генераторы? Они не предназначены для постоянной работы, если они будут непрерывно работать, то каждые несколько дней там надо менять масло. Это решение для экстренных случаев. Мы еще год назад говорили, выдвигали идеи, что сюда надо заводить маленькие российские станции. Но по этому пути не пошли, решили заводить сразу большие. Случилось то, что случилось. Эту зиму мы точно вынуждены будем пережить без собственной генерации. Но если, как обещает Минэнерго России, к январю бросят кабельную вставку (первую часть энергомоста из материковой России в Крым), это, конечно, существенно облегчит ситуацию. А так — все совершенно ожидаемо. Было полтора года гандикапа. Даже грустно комментировать», — оценил положение дел в беседе с «Лентой.ру» председатель заксобрания Севастополя Алексей Чалый.
Произошедшее в Херсонской области жители Крыма считают терактом. Такого же мнения придерживается и глава РК Сергей Аксенов. «Подрыв опоры я кроме как терактом назвать не могу никак, но в этом пусть разбираются соответствующие службы на территории Украины», — заявил он на брифинге, подчеркнув, что «крымчан никто этой ситуацией на колени не поставит, языком шантажа и силы мы никому разговаривать с нами не дадим».
Рядовые крымчане и вовсе не стесняются в выражениях в адрес тех, кто устроил полуострову блэкаут. Своими впечатлениями они делятся в социальных сетях с ночи воскресенья. «Лента.ру» приводит несколько комментариев жителей 82-го и 92-го регионов России.
«Что должна сделать Россия немедленно в ответ на теракт на границе с Крымом? 1. Полная выплата Украиной кредита в 3 миллиарда долларов без рассрочки через суд. 2. Полная остановка поставок газа Украине без предоплаты, пересмотр цен на газ и доведение их до европейского уровня. 3. Введение визового режима с Украиной. 4. Полное прекращение поставок на Украину электричества. 5. Немедленный запрет поставок продуктов из Украины».
«Россия не простит Украине сегодняшнего отключения электроэнергии в Крыму. Порошенко это прекрасно понимает, но обстановку в собственном государстве не контролирует. Лидеры меджлиса из "героев" и "борцов за возвращение Крыма" рискуют превратиться в бандитов и аферистов, то есть получить такую же оценку в украинском обществе, какую они уже получили в среде крымчан».
«Мне кажется, что подрыв ЛЭП — от злобы. Не удалось заставить крымчан голодать, вот и препятствуют поступлению электричества для того, чтобы холодильники разморозились и продукты испортились... Глупцы и враги Крыма, а не активисты».
«Стал свидетелем жаркого диалога крымских татар на рынке в Судаке, впервые я понял все, что они говорят! Как вы понимаете, разговор шел о блокадниках. Почему я все понял? Крымско-татарский язык, очевидно, беден на мат, поэтому фамилии Чубарова и Ислямова (Рефат Чубаров и Ленур Ислямов, лидеры меджлиса, организовавшие сначала продовольственную, а теперь и энергетическую блокаду Крыма — прим. «Ленты.ру») гармонично звучали с русским матом».
Надо отметить, мы выбрали самые безобидные комментарии, не содержащие ненормативную лексику.
Тем временем прокурор Крыма Наталья Поклонская обратилась в ФСБ с просьбой возбудить дело против организаторов подрыва опор ЛЭП по статье «Диверсия». В качестве пострадавших глава надзорного ведомства назвала всех жителей республики, проживающих в 876 населенных пунктах. Статья предусматривает до 20 лет лишения свободы.