Интернет и СМИ
00:16, 24 ноября 2015

Липовый амир Кому выгодны фейковые филиалы «Исламского государства» в России

Владимир Корягин
Сайфуддин аль-Татари
Кадр: YouTube

В интернете распространялось видео с угрозами некоего «татарского филиала Исламского государства». Выяснилось, что это фейк. Кому нужны фальшивые террористические франшизы в России, в чем прокололись создатели ролика из Татарстана и как организована настоящая пропаганда боевиков — разбиралась «Лента.ру».

Хоум-видео

12 ноября в сети появилось видео «Исламского государства» (запрещено в РФ) под названием «Одинокий волк». В 22-минутном ролике джихадисты угрожали России и проводили сомнительные исторические аналогии, повествуя об истории «порабощения» российских мусульман. В качестве точки отсчета боевики выбрали взятие Казани Иваном Грозным. Одновременно опубликовали русскоязычный клип на нашид «Скоро, очень скоро», также с антироссийской риторикой. В течение двух с половиной часов обе видеозаписи были удалены со всех хостингов.

Спустя девять дней в интернете распространился ролик под названием «Обращение отряда И.С.А. к татарскому народу. То, что отнято силой, нельзя вернуть, кроме как силой». Некий Сайфуддин аль-Татари, названный представителем отряда «Исламской северной армии» обратился к своим врагам и союзникам. В отличие от других видео ИГ, этот материал никак не продвигался подконтрольными боевиками медиа. Более того, по стилистике ролик принципиально отличается от других агиток боевиков.

Отличается он и безграмотностью. Так, сама «Исламская северная армия» в видео названа «جنود الشمال الاسلامي», что правильно переводится как «Войска исламского Севера». То есть создатели ролика не знают толком арабский язык. Кроме того, флаг ИГ в видео демонстрируется на зеленом фоне, хотя традиционно он представляет собой сочетание написанных белым слов «Аллах», «пророк», «Мухаммад» на черном фоне.

Видео выпустило неизвестное агентство Al-Bushra Media, впервые упомянутое в интернете за несколько дней до этого: когда кто-то создал на YouTube одноименный канал. Название подобрано не самое удачное — шесть лет назад католические священники уже создали свой Al-Bushra Catholic Media Watch.

На видео тот самый Сайфуддин аль-Татари восседает со своим ноутбуком и автоматом Калашникова в комнате с красно-золотыми шторами. Сбоку от джихадиста — полка, заполненная книгами на арабском языке. Учитывая «трепетное» отношение ИГ к книгам, такое их количество как минимум удивляет. Видео смонтировано неровно — наложенная звуковая дорожка отличается перепадами звука, а картинка порой просто трясется.

Ролик начинается с двухминутной тирады «боевика» на арабском: он цитирует хадисы и аяты, например, 102-й аят третьей суры Корана «Аль Имран». Столь длинное вступление совершенно не характерно для материалов ИГ: обычно их «ораторы» тратят на религиозную часть не более минуты. И хотя ролик — это «обращение к татарскому народу», на татарском не сказано ни слова: только по-русски.

Ролики ИГ выдержаны в единой визуальной стилистике — неважно, сняты они в Ливии, Сирии или в Сомали. Тут стилистика совсем другая. Вызывает сомнение и отсутствие «байят» (присяги) ИГ со стороны так называемой «Исламской северной армии». События подобного масштаба всегда становятся для джихадистов информационным поводом, как это, например, произошло, с объявлением «вилаята Кавказ» и присяги местных «амиров» самопровозглашенному «халифу» Абу Бакру аль-Багдади.

Помимо всего прочего, Сайфуддин аль-Татари нарушает один из главных постулатов ИГ, говоря о татарском народе. Боевики «Исламского государства» не признают деление на народы и национализм как явление. Приезжающие в «халифат» боевики сжигают свои паспорта, отказываясь от своей национальности.

Ролик удалили с YouTube через пять дней, он успел собрать 15 тысяч просмотров. В общем, говорить о том, что «Исламская северная армия» — филиал ИГ и «духовный наследник» ликвидированной в 2012 году группировки «Моджахеды Татарстана» определенно не стоит.

Настоящая пропаганда

Сделанные по франшизе ролики группировок, входящих в «Исламское государство», активно и централизованно распространяются в социальных сетях. При этом среди джихадистов, которые в них снимаются, сложилась настоящая конкуренция.

Публичные сообщества «Исламского государства» появились в российских соцсетях, например во «ВКонтакте», еще до вторжения группировки в Северный Ирак и последующего провозглашения на захваченных территориях «халифата». Осенью 2013 года было создано крупнейшее русскоязычное сообщество сторонников ИГ ShamToday, на момент блокировки администрацией соцсети насчитывавшее более 12 тысяч подписчиков.

Одна из основных медийных фигур группы — чеченец Ильяс Дениев, известный как Сайфуллах Шамский. Он был членом боевого подразделения «Катибат аль-Акса», в основном состоящего из выходцев с Северного Кавказа и тесно связанного с полевым командиром Тарханом Батиашвили, известным под именем Умар аш-Шишани. До присоединения к ИГ уроженец Грузии принимал участие в южноосетинском конфликте, а к радикальному исламу приобщился в тюрьме, куда попал в 2010 году за незаконное хранение оружия. В 2012-м транзитом через Турцию перебрался в Сирию, где вскоре стал одним из главных полевых командиров джихадистов. Западные СМИ неоднократно сообщали о его гибели, но он раз за разом «воскресал».

А вот Дениеву повезло куда меньше — в апреле 2015 года он был убит в бою с иракскими правительственными войсками. Однако до своей гибели Сайфуллах Шамский развел в российских соцсетях бурную деятельность по пропаганде идей «Исламского государства», вербовке сторонников и сбору пожертвований для террористов. В ShamToday публиковались ежедневные русскоязычные сводки новостей, а также ссылки на проповеди идейных вдохновителей террористов из числа бывших граждан стран СНГ. Несмотря на смерть Дениева, один из каналов боевиков на сервисе аудиоподкастов Zello до сих пор имеет более 20 тысяч подписчиков.

В группе нередко публиковались и видео с призывами вступать в ряды ИГ. Один из самых известных роликов — снятое во время боев в сирийском Кобани обращение чеченца Мусы Абу-Юсуфа чеченской диаспоре в Европе. В Австрии сегодня проживает более 17 тысяч чеченцев, а в Германии и Франции — 10 тысяч, так что призыв джихадиста вряд ли остался неуслышанным.

Не менее активно в ShamToday размещались и призывы о материальной помощи джихадистам, сопровождаемые необходимыми платежными реквизитами. Чаще всего для этих целей использовались электронные кошельки Qiwi, зарегистрированные на нелегально приобретенные сим-карты. После принятых в мае 2014 года изменений в законодательстве об электронных платежах за один анонимный перевод террористы могли получить не более 15 тысяч рублей, что не мешало им публиковать регулярные отчеты о пожертвованиях в сотни тысяч рублей.

Группа ShamToday была закрыта администрацией «ВКонтакте» в рамках масштабной кампании по удалению противоправной и экстремистской информации. Однако, невзирая на постоянные блокировки, джихадисты до сих пор активно распространяют в соцсети свои видеоролики и создают информационные сообщества.

Этим пропаганда ИГ не ограничивается. Так, в конце мая 2015 года известный салафитский проповедник из Дагестана Надир Медетов присягнул на верность лидеру «Исламского государства» Абу Бакру Аль-Багдади. В видеозаписи «байят» (присяги) видно, что у Медетова, получившего от исламистов имя Надир Абу Халид, клятву верности принимает соратник Умара аш-Шишани Абу Джихад. Медетов призвал всех мусульман Дагестана последовать его примеру.

До этого на верность ИГ присягали в основном полевые командиры боевиков стремительно теряющего сторонников и влияние «Имарата Кавказ» (запрещен в России). В ноябре 2014 года в ряды джихадистов вступил один из командиров дагестанских боевиков Сулейман (Мовсар) Зайланабидов, а месяцем позже в верности ИГ поклялся амир Дагестана Абу-Мухаммад.

В июне 2015 года было опубликовано свидетельство присяги боевиков, входящих в структурные подразделения «Имарата Кавказ». Согласно аудиозаписи, все боевики вилайатов Дагестан, Нохчийчоь (Ичкерия), Галгайче (Ингушетия) и Кабарды, Балкарии и Карачая единогласно приняли подобное решение.

Тем не менее за пропаганду отвечают другие люди: в марте 2015 года на верность ИГ присягнули трое дагестанцев, ранее обучавшихся в исламских вузах, но отчисленные за неуспеваемость. Один из них — бывший студент Исламского университета в Медине Ахмад Мединский, уже в середине мая выпустивший видео с напутствием таджикским смертникам перед их отправкой на операцию.

Со временем Мединский стал одним из ведущих проповедников русскоязычного медиацентра «Фурат», распространяющего еженедельную сводку новостей и видеозаписи с отчетами боевых действий с русскими комментариями. Он выступает как религиозный и социополитический эксперт, рассуждающий на широкий круг тем, а в его группе «ВКонтакте» уже более 6 тысяч подписчиков. В своих регулярных проповедях он освещает вопросы истории ислама, правильного следования основным религиозным постулатам, а также отвечает на вопросы подписчиков. Кроме того, в ряде его видеозаписей фигурируют и другие «исламские эксперты». Спецслужбы и администрация соцсети пока не прикладывают никаких усилий для того, чтобы удалить экстремистский контент или заблокировать соответствующие группы.

< Назад в рубрику