Сбои в работе системы взимания платы с 12-тонников в первые дни после запуска и стихийные протесты дальнобойщиков заставили чиновников пересмотреть размеры штрафов для владельцев большегрузов. Их пообещали снизить с сотен тысяч до щадящих 5-10 тысяч рублей. Но технические огрехи в работе системы будут устранять как минимум несколько месяцев, а водители фур тем временем доехали до Смольного и угрожают перекрыть МКАД.
Правительство решило установить так называемую плоскую шкалу штрафов за проезд большегрузов по федеральным дорогам, снизив их размеры для владельцев фур почти в сто раз, сообщил на пресс-конференции 24 ноября замглавы Росавтодора Дмитрий Прончатов.
«На совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича было принято решение, что размер штрафа для юрлиц за первое нарушение будет составлять 5 тысяч рублей, за повторное нарушение — 10 тысяч рублей», — сообщил он. По словам чиновника, это решение поддерживают депутаты Госдумы. Заместитель главы комитета по транспорту Государственной думы Михаил Брячак подтвердил «Ленте.ру», что соответствующий законопроект внесен на рассмотрение в нижнюю палату и его планируют принять до конца года. Законопроект о снижении штрафов для 12-тонников также отменяет предоплату за перевозку, рассказал Брячак. «Это очень важно для перевозчиков, испытывающих трудности с оборотными средствами. А предоставить предоплату за месяц вперед без привлечения кредитов сложно почти всем компаниям», — пояснил депутат.
В настоящее время штрафовать на 5 и 10 тысяч рублей за невнесение платы за проезд по федеральным трассам, согласно КоАП, можно только физические лица, для юрлиц штрафы куда серьезнее — 450 тысяч рублей за первое нарушение и миллион рублей — за последующие. Прончатов подчеркнул, что при среднем пробеге грузовика в 500 километров и действующей ставке 1,53 рубля за километр владельцу грузовика придется заплатить максимум 750 рублей. Поэтому выгоднее зарегистрироваться в системе взимания платы с грузовиков, чем раскошеливаться на штрафы. Напомним, что изначально правительство установило размер платы 3,73 рубля за километр. Но за пять дней до внедрения системы, 10 ноября, в документ внесли изменения: до конца февраля 2016 года будут брать 1,53 рубля, а с марта — 3,06 рубля.
При этом в Росавтодоре опровергли обнародованное ранее заявление Минтранса о действующем моратории на взимание штрафов с владельцев грузовиков за неоплату проезда. Прончатов пояснил, что для введения временного ограничения необходимо соответствующее решение правительства России. Он уточнил, что наказывать за нарушение правил проезда по федеральным трассам может ГИБДД, но пока ни одного штрафа выписано не было. «Информация со стационарных рамок и мобильных устройств контроля будет поступать в ГИБДД с некоторой задержкой. Например, вы нарушили правила оплаты первого числа, а информация поступит седьмого или восьмого», — объяснил он.
Дальнобойщики тоже не верят заявлениям чиновников об отсрочке штрафных санкций. «Пока штрафов нет, но никто не гарантирует, что они не всплывут через две-три недели. Ведь положения КоАП никто не отменял», — заявил «Ленте.ру» координатор ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко. По его словам, опасаются выходить на маршруты даже те водители, грузовики которых зарегистрированы в системе оплаты. Подтверждает это и директор по операциям FM Logistic в России Александр Павлов. «Они стоят на парковках, потому что нет веры в работоспособность системы "Платон". Несколько первых дней была просто катастрофа. Сейчас она работает значительно лучше, но водителям и собственникам по-прежнему не хватает уверенности в том, что они не получат случайные штрафы в сотни тысяч или миллионы рублей, которые придется оспаривать в суде», — пояснил он.
Разработчиком и оператором системы «Платон», заработавшей в России 15 ноября, является компания «РТ-Инвест транспортные системы» (РТИТС), основным владельцем которой изначально была госкорпорация «Ростех». В начале 2015 года блокпакет приобрел сын бизнесмена Аркадия Ротенберга Игорь. Затем предприниматель выкупил еще 25 процентов, получив контроль в РТИТС. Оператора системы сбора платы с тяжелых грузовиков по федеральным трассам планировалось определить в ходе конкурса.
Но осенью 2014 года в правительстве решили назначить концессионера без проведения соответствующих процедур, на чем настаивал глава «Ростеха» Сергей Чемезов. Свою просьбу он мотивировал соображениями безопасности: система должна быть на сто процентов отечественного производства (это условие впоследствии было выполнено). Осенью прошлого года РТИТС подписала концессионное соглашение с Росавтодором. Согласно его условиям, РТИТС разработала систему, внедрила ее и будет обслуживать в течение 13 лет. За это государство обязано платить компании 10,6 миллиарда рублей в год из средств, собранных за проезд. Остальное пойдет в Федеральный дорожный фонд для ремонта федеральных трасс.
Росавтодор предлагает часть собранных «Платоном» средств направить в региональные дорожные фонды для софинансирования проектов государственно-частного партнерства. «Это капиталоемкие проекты, которые субъекты из-за дефицита средств в своих дорожных фондах не могут финансировать», — рассказал Прончатов. В качестве примера он привел строительство объездной дороги вокруг Хабаровска стоимостью 40 миллиардов рублей, вылетной магистрали до трассы М7 (30 миллиардов рублей) в Башкирии. За первый год эксплуатации с помощью системы «Платон» оператор рассчитывает собрать в дорожный фонд около 40 миллиардов рублей.
Внедрение «Платона» вызвало массовые протесты дальнобойщиков. Они уверены, что покилометровый сбор с тяжелых грузовиков приведет к росту транспортных издержек и, как следствие, увеличению цен на продукты. В Росавтодоре полагают, что подорожание будет незначительным — в пределах одного процента исходя из десятипроцентной транспортной составляющей в их общей стоимости.
В Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) оценивают средний рост цен в два процента при тарифе 3,06 рубля за километр, а общий рост себестоимости грузовых перевозок в этом секторе — до 14 процентов. «Новый дорожный сбор затронет весь товарный спектр грузовых автоперевозок, особенно перевозки продовольственных товаров и товаров первой необходимости, а также сырья для их производства», — сообщила «Ленте.ру» представитель ассоциации и пояснила, что к подорожанию продуктов в магазинах может привести и перераспределение перевозок с большегрузного на малотоннажный транспорт. Александр Павлов из FM Logistic отмечает, что эффект подорожания для товаров, перевозимых специализированным транспортом (например, цистернами или контейнеровозами), будет вдвое больше из-за значительного порожнего пробега. При этом FM Logistic, по его словам, все издержки уже заложила в стоимость перевозок — они вырастут на 10-15 процентов.
Даже если на время забыть о финансовой стороне дела, приходится констатировать, что внедрение «Платона» не прошло гладко. Сбои в работе 15 и 16 ноября компания-оператор объяснила атакой неизвестных хакеров. По словам директора РТИТС Александра Советникова, в течение первых дней работы на систему было совершено несколько DDos-атак, которые удалось отбить и оперативно восстановить работоспособность благодаря российскому ПО.
Однако даже спустя неделю до идеальной работы «Платону», по словам пользователей, еще далеко. По словам Войтко, система до сих пор «подвисает», есть проблемы с входом в личный кабинет, контролем и учетом поступающих средств, плохо работает обратная связь с разработчиком.
В АКОРТ тоже отмечают многочисленные трудности в работе с системой: неготовность к стандартным процессам (к примеру, при выходе из строя бортового устройства не смогли зарегистрировать неработоспособность по телефону), списание некорректных сумм. «Оформить маршрутные карты на несколько автомашин — задача, требующая терпения. Проблема — в невозможности произвести оплату по маршрутной карте. Отсутствуют бортовые устройства в необходимом количестве. Деньги списываются несколько раз. Километраж начисляется до двух раз больший, чем фактический», — перечисляют проблемы сотрудники АКОРТ. У половины перевозчиков по Москве и Московской области, по словам представителя ассоциации, оплата списывается по тарифу 3,73 рубля вместо 1,53 рубля. Некоторые торговые сети уже получают уведомления от поставщиков о переносах сроков поставок. В Росавтодоре признают технические трудности — например, дефицит бортовых устройств (в настоящее время их выпускает лишь одно предприятие в Петербурге), но обещают устранить их к марту-апрелю.
В АКОРТ отмечают, что большая часть собственных логистических мощностей ретейлеров уже оборудована бортовыми устройствами, но со сторонними транспортными компаниями возникают сложности. «Создается сложнейшая информационная система; для того чтобы ее отладить было бы логично предусмотреть как минимум год периода опытно-промышленной эксплуатации», — полагают в ассоциации. Предложение о переходном периоде поддержали некоторые депутаты Госдумы и бизнес-омбудсмен Борис Титов, который попросил премьер-министра Дмитрия Медведева освободить владельцев грузовиков от уплаты сбора до 1 июля 2016 года.
Пока чиновники правительства предпринимают судорожные попытки «с колес» отрегулировать ситуацию, Росавтодор просит вмешаться МВД России, а дальнобойщики продолжают осаждать властные структуры. В Санкт-Петербурге 24 ноября около полусотни дальнобойщиков собрались на Софийской улице, где в знак протеста жгли покрышки. Затем колонна в несколько сотен фур двинулась в сторону Кольцевой автодороги (КАД) откуда водители планировали добраться через Октябрьскую набережную до Смольного.
Координатор протестующих в Волгоградской области Алексей Ульянов рассказал РБК, что они намерены собрать 400 фур и 27 ноября двинуться в сторону Москвы. «Похоже, это единственный способ привлечь внимание власти. Пока мы устраиваем акции в регионах, нас не замечают», — пожаловался он. А дальнобойщики из Дагестана пообещали приехать в Москву и перекрыть МКАД.