Примерно с середины 2000-х в России активно развивается «легальный» стрит-арт. Причем если изначально это был скорее инструмент самовыражения уличных художников, то в последнее время стрит-арт «взяли на вооружение» и застройщики в своих жилых проектах. Вопрос же о том, истинное это искусство или, скорее, порча фасадов, многие горожане для себя пока так и не решили.
Уличная живопись, оформившись как определенное движение в 70-е в Нью-Йорке, уже лет через десять была в фокусе внимания серьезного творческого сообщества. Райтеры становились гостями серьезных выставок вместе с именитыми живописцами. С этой точки зрения, стрит-арт — конечно, одно из направлений современного изобразительного искусства.
«Художнику и творческому человеку стрит-арт дает возможность использовать новые материалы, поверхности, среду. Художник создает не "комбинацию красок" на одной поверхности, а впечатление. Рисуя на холсте, он творит атмосферу в рамках холста. Рисуя на стенах города — атмосферу в целом переулке, улице, квартале», — делится своим видением вопроса дизайнер Виталий Ивлев.
Однако тогда же, в 80-е, одновременно с признанием, направление начинает испытывать на себе «санкции», связанные с потребностью в контроле процесса со стороны города. По этой причине стрит-арт нередко приравнивают к вандализму — «новую реальность» в историческом окружении принять не всегда просто, да не всегда, пожалуй, и необходимо.
Запреты только стимулировали райтеров развиваться — придумывать новые способы самовыражения. Из-за запретов художникам пришлось искать другие пути — так появилось множество направлений.
В Россию движение пришло в 90-е. «Главной составляющей и определяющей темой уличной графики в тот момент было отсутствие явно выраженного смысла, с преобладанием формы над содержанием. В основном, это были работы в очень экспрессивном стиле — яркие надписи, которые нелегко прочитать. Но инструментарий уличных художников постепенно расширялся, рисунки наполнились содержанием. Сегодня улицы городов украшают плакаты, наклейки, трафаретные рисунки, уличная скульптура. Интересно, что работы чаще всего носят философский или провокационный характер», — говорит Ольга Слинько, управляющий партнер проектного бюро «НЛТР Практика».
Сегодня на улицах появляются настоящие картины. В центральных районах и в оживленных местах теперь можно наблюдать «легальные» произведения изобразительного искусства. Правильнее стрит-арт в этом случае называть паблик-артом. Такие рисунки делают на заказ — со стороны властей либо коммерческих структур. Вместе с легализацией уличного художественного искусства, по словам Ольги Слинько, появились и проблемы. Раньше у райтеров в принципе не было никаких ограничений —работали они все равно незаконно. Теперь работы могут подвергаться цензуре. И, к сожалению, исключительно коммерческие («без души») работы иногда выполнены в довольно низком качестве.
Впрочем, в некоторых спальниках, отличающихся унылой однообразностью застройки, и особенно — в холодное время года, —даже такие объекты вызывают положительные эмоции. Вообще, стрит-арт особенно выигрышно смотрится именно в «серых» однообразных районах старой советской застройки. Это подтверждает и психолог Лариса Суркова: «В скучных и темных кварталах стрит-арт может быть даже хорошим способом в борьбе со страхами, если использованы позитивные изображения, конечно. Красочные рисунки на асфальте, например, — хорошее средство от страха темноты».
Иногда в создании стрит-арта принимают участие обычные горожане. В Самаре, например, таким способом была украшена застройка в центральной части. Художники расспрашивали местных жителей об истории домов, о том кто в них жил, и создавалипо мотивам услышанного картины. Интересно, что к рисованию привлекли и местных детей — те вносили свои «штрихи» в уже готовые работы профессионалов. Так получилось одновременно отреставрировать дома, порадовать местных старожилов и привить подрастающему поколению «историческую память».
Интересные примеры паблик-арта приводит и Владимир Щекин, председатель правления инвестиционно-девелоперского холдинга «Группа Родина»: «Подобные работы — это неплохой способ социальной рекламы. Не оставляют равнодушными произведения с героями войны, например, большое изображение Воина-освободителя на торце дома прямо напротив Кремля. Хороший пример проявления уличного искусства — изображение буржуа начала прошлого века на одном из домов в Астраханском переулке в районе Проспекта Мира».
Стрит-арт на городских зданиях подлежит обязательному согласованию с градостроительными властями, в Москве — с Москомархитектурой, кроме того, свое согласие на раскрашивание дома должны дать его жильцы. Частным художникам при этом приходится обходить гораздо больше инстанций, чем крупным подрядчикам и, тем более, девелоперам.
Использование стрит-арта в оформлении жилых комплексов дает возможность придать им индивидуальность. Особенно это актуально для бюджетных проектов — разрисовать стены домов или объекты инфраструктуры, определенно, дешевле, чем использовать дорогие отделочные материалы.
В типовом микрорайоне индивидуальная роспись может исполнять чисто утилитарные функции — рисованные персонажи могут использоваться как элементы системы навигации: для оформления нумерации домов, например. К примеру, в ЖК «Митино-Дальнее» каждый дом имеет свой цвет, рассказывает Ирина Игнатьева, директор по маркетингу, рекламе и реализации «КомСтрин».
По мнению заместителя руководителя департамента новостроек компании «НДВ-Недвижимость» Антона Конобеевского, в новостройках паблик-арт пока используют все же не очень часто, поскольку он воспринимается все же как искусство именно «уличное», не «домашнее». «Впрочем, молодые люди более лояльны к этому виду искусства и позитивно воспринимают его — так что ситуация может постепенно измениться», — говорит эксперт.
Чаще всего новостройки раскрашивают в нейтральном стиле, чтобы учесть вкусы всех покупателей, Бывает и так, что для этого привлекают именитые дизайнерские студии. Нередко в «семейных» ЖК используют изображения сказочных героев, животных и других персонажей, привлекательных для детей.
Пользуются застройщики стрит-артом и в пиар-целях — уличное искусство привлекает к себе внимание и запоминается. В результате об интересном и необычном объекте рассказывают друзьям и знакомым, показывают гостям, на фоне него делают фотографии и, конечно, селфи, объясняет Дмитрий Власов, коммерческий директор RDI.
Так что девелоперы, решившие использовать такой ход, стараются делать рисунки в своих комплексах как можно более интересными. «В нашем ЖК "Новое Сертолово" в Ленинградской области, самой необычной постройкой мы решили сделать детский сад. Фасады не просто будут разукрашены в яркие цвета – так делают многие. На них появятся сюжеты с персонажами-символами нового зеленого микрорайона – Лось, Еж и Кабан», — рассказывает руководитель отдела по связям с общественностью ГК «КВС» Екатерина Степанова.
Анна Карпова, руководитель департамента элитной недвижимости Est-a-Tet, называет ЖК «Литератор» и «Английский квартал», где произведениями уличных художников были украшены ветхие постройки, не подлежащие сносу. Также среди проектов, где был использован паблик-арт можно отметить ЖК «Арт» в Красногорске, «Граффити» в Санкт-Петербурге, ЖК «Карасьеозерский-2» в Екатеринбурге.
В столичном проекте «Загородный Квартал» компании RDI на центральной площади планируется организовать уличную инсталляцию. Успешные примеры использования паблик-арта в жилых комплексах имеются в еще двух проектах компании — «Западная Долина» и «Ново-Молоково», в которых разрисованы технические подстанции. Применяется такое решение и в UP- квартале «Западное Кунцево» от ФСК «Лидер»: водозаборный узел здесь расписан в стиле раннего Миядзаки.
Интересен и опыт Urban Group. Стрит-арт в своих проектах компания начала применять около года назад. В первых таких проектах — ЖК «Город набережных» в Химках и «Опалиха О2» в Красногорске — были раскрашены мусорные контейнеры. Причем не просто так — а репродукциями картин итальянских художников Франческо Гварди и Джованни Каналетто с видами Венеции. В результате из неприглядных участников дворовой жизни контейнеры превратились практически в музейные экспонаты.
«Потом мы изобразили на антипарковочных столбах в "Городе набережных" сов. И совсем недавно в этом же комплексе мы изобразили на пешеходных переходах фрагменты картин выдающихся авангардистов — Пита Мондриана, Казимира Малевича и Василия Кандинского. Таким образом мы надеемся увеличить безопасность на дорогах, и, кроме того, содействовать воспитанию эстетического вкуса, интереса к искусству среди маленьких жителей новостроек», — рассказывает Леонард Блинов, заместитель генерального директора компании Urban Group.
Как видим, тенденция «разрисовывания» новых ЖК только набирает обороты — и это явно благое начинание, когда качество исполнения находится на уровне. Тем более что, помимо оживления «пейзажа», паблик-арт может отчасти выполнять и образовательную функцию.