Культура
00:09, 26 ноября 2015

От политики к эротике ИГИЛ, советские лагеря и расовая дискриминация в главных книгах ноября

Наталья Кочеткова (Специальный корреспондент «Ленты.ру»)
Фрагмент репродукции картины Джулио Розати «Выбор фаворитки в гареме»

Здесь можно было бы написать, что «Лента.ру» выбрала 15 главных книжных новинок ярмарки интеллектуальной литературы Non/fiction, которая открыта до 29 ноября в московском Центральном доме художника. Но это было бы враньем. Потому что в этом году важных, нужных, интересных и заслуживающих внимания книг к концу ноября — пику книжного сезона — издано несколько десятков. Мы выбрали те, которые уж точно нельзя хотя бы не подержать в руках.

Мишель Уэльбек «Покорность» (изд-во Corpus)

Автор «Элементарных частиц», «Платформы» и «Возможности острова» написал сатирическую антиутопию о том, как в 2022 году во Франции к власти приходит президент-мусульманин и довольно быстро европейский жизненный уклад меняется на исламский: с улиц сначала исчезают женщины в коротких юбках, потом и вовсе женщины, а мужчины спешно принимают ислам и задумываются о второй и третьей женах. Роман на русский язык перевели как «Покорность», а могли бы назвать «Подчинением». Ведь Уэльбек не был бы Уэльбеком если бы его интересовала в романе только религиозно-политическая составляющая и совсем не интересовала эротическая.

Терри Гиллиам «Гильямески» (изд-во Corpus)

Вы видели, как он корчит рожи, когда фотографируется? А теперь взгляните на обложку книги. И вам более или менее все станет понятно про ее содержание. Режиссер, сценарист, актер, мультипликатор, художник, участник группы «Монти Пайтон», создатель «Братьев Гримм» и «Страха и ненависти в Лас-Вегасе» не тот человек, от чьей серьезности сводит зубы, мягко говоря. Поэтому и автобиографию он написал соответствующую. Еще в книгу вошли авторские рисунки, редкие кадры из личного архива автора, множество острот и анекдотических историй про Вуди Аллена, Уму Турман, Роберта Де Ниро и других.

Людмила Улицкая «Лестница Якова» («Редакция Елены Шубиной»)

Людмила Улицкая пугала, что больше романов писать не станет, а потом прочла переписку своего деда и поняла, что еще одному роману быть. И так вышло, что «Лестница Якова» — одна из самых сильных книг Людмилы Евгеньевны. Сюжетная канва этой хроники во многом повторяет историю семьи автора: молодая женщина Нора, театральный художник, после смерти бабушки забирает из ее квартиры пачку писем — их с дедом переписку. Яков Осецкий сидел в лагерях и писал жене и сыну. Нора читает, следя за тем, как страстная влюбленность молодых супругов сменяется отчужденностью, старостью и смертью. Сама Нора тоже стареет, ее сын растет — вот она уже дождалась внуков. История шести поколений семьи Осецких развивается на фоне бурной и трагической российской истории ХХ века. И хотя, по признанию автора, письма деда вошли в книгу почти без изменений, трудно найти художественный текст, с которым «Лестница Якова» сравнилась бы по силе эмоционального воздействия.

«Посмотрим, кто кого переупрямит...» Надежда Яковлевна Мандельштам в письмах, воспоминаниях, свидетельствах («Редакция Елены Шубиной»)

Помыслить себе великого поэта Осипа Мандельштама в отрыве от его жены Надежды Яковлевны сейчас уже довольно сложно. С одной стороны, ее силой духа и литературного таланта принято восхищаться. С другой — ее авторитет часто ниспровергают, с ее оценками не соглашаются. Эта книга во многом проливает свет на то, какой была сама Надежда Яковлевна. А лучше поняв ее, легче сформулировать для себя ее роль в последующем читательском восприятии наследия ее мужа.

Джон Бойн «Мальчик на вершине горы» (изд-во «Фантом Пресс»)

Книгу можно было бы поставить в один ряд с «Волной» Тода Штрассера. Она — о легкости и притягательности зла. О том, как маленький французский мальчик Пьер дружил с еврейским мальчиком Аншелем. А потом Пьер стал сиротой, и тетка, служившая экономкой в одном богатом доме, увезла его в Альпы. Там он познакомится с приятным господином, который носит черные усы щеточкой, послушной овчаркой Блонди и красивой женщиной по имени Ева. Там он проникнется разговорами о величии Германии и превратится из Пьера в Петера.

Филипп Майер «Сын» (изд-во «Фантом Пресс»)

Книга придется по вкусу и тем, кто любит «приключения и про индейцев», и тем, кто склоняется к умной прозе о поисках смысла жизни и конфликте поколений. Маленький житель Техаса середины XIX века Илай МакКалоу был воспитан индейцами команчами, которые вырезали всю его семью. Он научился жить как индеец, думать как индеец и чувствовать как индеец. Его внучка Джин МакКалоу — преуспевающая бизнес-леди с ледяной выдержкой представителя племени команчи — унаследовала характер деда. А вот ее отец — сын Илая — совсем другого сорта. Ему от природы досталось склонности к рефлексии за отца и дочь вместе взятых.

Максим Кронгауз «Слово за слово. О языке и не только» (издательский дом «Дело»)

Недаром лингвиста Максима Кронгауза в шутку прозвали «директором русского языка» — он умеет не только, как все академические ученые, читать лекции студентам университета и писать научные тексты, но и говорить с широкой аудиторией на понятном ей языке. А это редкий талант. Собственно, именно популяризации науки в первую очередь и посвящена новая книга Максима Кронгауза. В ней есть тексты, которые будут понятны и интересны ученым, а есть откровенно рассчитанные на «простого» читателя. Идея в том, чтобы прочесть и те другие. Первые — попробовать понять, вторые — попробовать повторить.

Джесси Бертон «Миниатюрист» (изд-во «Эксмо»)

Говорят, что все, кто пришел в восторг от «Щегла» Донны Тартт, не останутся равнодушными и к этой книге — мрачноватой, детальной и захватывающей. Голландия, вторая половина XIX века. Юная Нелла должна стать женой богатого купца по имени Йохан Брандт. Но нареченного девушка почти не видит — он в постоянных разъездах. Зато Брандт дарит ей кукольный дом — уменьшенную копию их собственного дома. Так Нелла сводит дружбу с миниатюристом, который изготавливает все новые предметы для ее домика, по сути дирижируя жизнью Неллы.

Сергей Чупринин «Вот жизнь моя. Фейсбучный роман» (изд-во «Рипол-классик»)

Этот прием уже не нов — журналист пишет цикл заметок или рассказов, выкладывает их в ЖЖ или социальную сеть, а потом собирает из этого книгу. Причем включает в нее не только свои тексты, но и комментарии читателей. Так поступали Борис Акунин, Денис Драгунский, и не они одни. Главный редактор «толстого» литературного журнала «Знамя» Сергей Иванович Чупринин не один год радовал своих подписчиков в Facebook своего рода мемуарами — остроумными, веселыми и занимательными. А потом собрал их в книгу, приправив комментариями. Вышла и правда целая жизнь.

Джонатан Конлин «Из жизни двух городов. Париж и Лондон. Рождение современного города. 1700–1900» («Издательство Ольги Морозовой»)

Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой. Это не только про Онегина и Ленского, но и про Лондон и Париж. Две европейские столицы, разные, но одновременно притягательные. Автор на протяжении двух веков прослеживает историю противостояния и соперничества двух городов, обращает внимание на детали и подчеркивает сходные черты.

«Сцены частной и общественной жизни животных. Этюды современных нравов» (изд-во «Новое литературное обозрение»)

В переводе великой Веры Мильчиной на русском языке вышел сборник 1842 года, в котором описывается, как разные звери собрались на ассамблею, чтобы обсудить свою эмансипацию от человека. При этом каждый из участников — Заяц-конформист, Медведь-байронист, Крокодил-эпикуреец, Лис, влюбленный в Курицу, Английская Кошка, осужденная за супружескую измену, и Французская Кошка, обманутая Котом-изменником, — рассказывают свою историю и делится своими проблемами. Добавляют комизма иллюстрации Гранвиля.

Мартин Гилберт «Черчилль: биография» (изд-во «КоЛибри»)

Выдающийся английский историк, автор более 80 книг, в первую очередь широко известен как официальный биограф Черчилля. И вот, наконец, эта биография выходит на русском. О своей работе автор говорит буквально как об истине в последней инстанции: «Карьера Черчилля является темой бесчисленного количества книг и статей, в которых его порой судят свысока, а то и резко. Я намерен дать сбалансированную оценку, основанную на его реальных мыслях, поступках, достижениях, убеждениях и опровергающую многие существующие недоразумения. Огромный массив сохранившихся прижизненных материалов позволил мне предложить читателю практически полное собрание фактов о жизни Черчилля, воспроизвести почти каждый эпизод, к которому он имел отношение, представить его истинные намерения и действия, а также его собственные слова, аргументы и мысли».

Харпер Ли «Пойди поставь сторожа» (изд-во АСТ)

Книга важная, ценная и показательная по меньшей мере в двух отношениях. Во-первых, все, кто любил «Убить пересмешника» в детстве до бессонных ночей, смогут, читая «Сторожа» (сиквел), повернуть время вспять, снова почувствовать себя юным, а заодно узнать, что же стало с любимыми героями дальше. Во-вторых, издателям не вредно лишний раз задуматься, стоит ли перетряхивать архивы автора, уже не способного принимать адекватные решения, и выносить на суд публики тексты, которые сам писатель предпочел бы оставить в ящике секретера.

Майкл Вайс, Хассан Хассан «ИГИЛ: армия террора» (изд-во «Альпина нон-фикшн»)

Основатель и главный редактор The Interpreter, колумнист Foreign Policy Майкл Вайс и сирийский журналист и аналитик Хассан Хассан, публикующий свои материалы в The Guardian, Foreign Affairs, The New York Times, знают о том, что такое ИГИЛ не понаслышке. После трагических событий последнего времени все больше людей пытаются разобраться, что движет членами официально запрещенной в России террористической организации «Исламское государство». И в этом смысле книга «Армия террора» - самая актуальная книжная новинка этой осени.

Стивен Кинг «Кто нашел, берет себе» (изд-во АСТ)

Год назад на русский язык перевели роман Кинга «Мистер Мерседес», в котором «король ужаса» играл не столько на нервах у читателей, сколько на любознательности. По сути чистый детектив — без всякой мистики. Некто на машине врезается в очередь и убивает сразу несколько человек. Книга «Кто нашел, берет себе» — своего рода продолжение. Трое детективов — Ходжес, Холли и Джером — снова берутся за дело. Но это не единственная связь с предыдущим романом. В ходе повествования окажется, что история Мистера Мерседеса не окончена.

< Назад в рубрику