Россия
23:00, 27 ноября 2015

На личном фронте Путин подчеркнул роль «фронтовиков» в борьбе с бюрократией и коррупцией

Роберт Берновский
Фото: Алексей Дружинин / РИА Новости

Общероссийский народный фронт состоялся как народное движение, бюрократия в котором практически сведена к нулю. Об этом президент Владимир Путин заявил 27 ноября на встрече с активом ОНФ. «Лента.ру» проанализировала месседжи, которые были посланы на этой встрече российским чиновникам.

«На мой взгляд, ОНФ состоялся как солидная большая общенациональная организация, и даже не организация, а движение», — сказал Путин «фронтовикам», подчеркнув, что бюрократия во фронте «минимизирована почти до нуля». По оценке президента, ОНФ опирается в основном непосредственно на граждан, «и это самая прочная опора, без всяких сомнений». Одной из ключевых тем обсуждения стали результаты работы проекта ОНФ «За честные закупки», который президент назвал «чрезвычайно востребованной вещью». По словам Путина, он помогает очищать экономику «от всего, что нам мешает».

Активисты проекта «За честные закупки» борются с бюджетным расточительством. В рамках этого проекта, в частности, проводился анализ «золотых гарантий» для отставных губернаторов, анализ стоимости приобретаемых за бюджетный счет автомобилей и других закупок. Иногда статьи для «транжирства» бывают более чем неожиданными: например, глава Иркутской области коммунист Сергей Левченко после сигнала «фронтовиков» отменил госзакупку перьевых ручек и блокнотов с обложками из натуральной кожи на сумму около 1,4 миллиона рублей. Заказ был размещен еще при исполняющем обязанности главы региона Сергее Ерощенко. Цена перьевых ручек, которыми планировали снабдить чиновников за бюджетный счет, доходила до 7-8 тысяч рублей за штуку, а стоимость каждого блокнота превышала 6 тысяч рублей.

К встрече с Путиным «фронтовики» сделали акцент на анализе деятельности АО «Особые экономические зоны». Эта организация учреждена Министерством экономического развития и является на сто процентов государственной. На создание и развитие семнадцати особых зон с 2005 года планировалось выделить более 230 миллиардов рублей, однако некоторые филиалы до сих пор не могли похвастаться никакими особыми успехами, кроме разве что разработки самой концепции экономической зоны. Активисты ОНФ привели президенту примеры того, как регионы, вложившие свою часть финансирования, до сих пор не дождались создания у себя особых экономических зон.

Зато обеспечение сотрудников проводилось по высшему разряду. Активисты ОНФ в результате проведенного мониторинга установили, что государственная компания обеспечивает своим сотрудникам добровольное медицинское страхование на суммы до нескольких миллионов рублей на одного человека. Так, ДМС для филиалов АО в Москве и Санкт-Петербурге стоило в 2013 году 11,9 миллиона рублей; в 2014 году — 14,6 миллионов рублей; в 2015 году 480 сотрудников еще трех филиалов из Иркутской, Ульяновской областей и республики Бурятия застраховали на 20 миллионов рублей. В среднем в 2015 году каждому из сотрудников «Особых экономических зон» досталась страховка стоимостью более 280 тысяч рублей, а страховая сумма на каждого составляла не менее 7 миллионов рублей. При этом в перечень услуг по страховке помимо стандартных врачебных манипуляций и анализов включалась лечебная физкультура, массаж и даже мануальная терапия.

Некоторые проекты компании «фронтовики» оценить не смогли: руководство попросту отказалось ознакомить с ними представителей общественности, ссылаясь на некую секретность. По мнению общественников, ОАО «ОЭЗ» на самом деле хранит выделенные ему средства на счетах в банках, не вкладывая их в реальные проекты. «Мы предлагаем расформировать АО "ОЭЗ", — сказала на встрече с президентом замруководителя проекта «За честные закупки» Анастасия Муталенко, — а полномочия и средства на развитие особых экономических зон передать в регионы, под личную ответственность губернатора».

«Не знал о том, что деньги, которые выделяются из федерального бюджета на эти цели (создание и развитие особых экономических зон — прим. «Ленты.ру»), вместо того, чтобы вкладываться в реальное производство и создание инфраструктуры, просто оседают на счетах, в банках крутятся для получения соответствующей прибыли, непонятно куда идущей», — отреагировал президент на замечания «фронтовиков». И пообещал: «Мы, безусловно, все это проверим».

Теперь антикоррупционная деятельность ОНФ может быть усилена. «Фронтовики» рассказали президенту, что существующий портал zakupki.gov.ru работает со сбоями, а введение с 1 января 2016 года единой информационной системы — «просто смена таблички». Идея состоит в том, чтобы создать экспертную группу с участием представителей ОНФ, продумать и протестировать новую единую информационную систему в сфере госзакупок. А если не удастся вовремя все подготовить, то попросить Минэкономразвития перенести ее ввод на 2017 год.

Владимир Путин с этим согласился. «Я думаю, что это реализуемые предложения, — сказал он. — Я с Улюкаевым (министр экономического развития — прим. «Ленты.ру») переговорю сегодня, он человек достаточно здравый и специалист хороший на самом деле».

Так ОНФ в очередной раз подтвердил свой имидж главного борца с коррупцией. Несколько лет назад эта повестка считалась оппозиционной, теперь ситуация переломлена: «фронтовики» ясно продемонстрировали, что если обществу нужны не безрезультатные «разоблачения» ради пиара, а реальное решение наболевших коррупционных проблем, то это поле ОНФ.

На встрече было четко обозначено два посыла элитам относительно положения ОНФ в российской модели управления. Первый: это не бюрократическая, а народная организация — не для легкой карьеры, а для решения реальных проблем на местах (что отнюдь не снижает значения фронта как социального лифта и кадрового резерва). Второй: это организация, на которую возложены важные функции оздоровления госаппарата, в том числе борьбы с коррупцией. Эта деятельность одобрена самим президентом, поэтому к рекомендациям ОНФ стоит прислушаться (как это благоразумно сделал губернатор Левченко, вовремя отменивший закупку своего предшественника). Собственно, сила фронта как общественной организации в том и состоит, что классические административные методы давления на нее не работают, поскольку к этому народному движению с вниманием относится сам президент.

< Назад в рубрику