Россия
00:23, 27 ноября 2015

«Лучше уж отрезать раз и навсегда» Вице-премьер Крыма — об электроснабжении с Украины и ситуации на полуострове

Екатерина Петухова
Фото: Виктор Коротаев / «Коммерсантъ»

Почти неделю Крымский полуостров благодаря украинским радикалам, подорвавшим опоры линий электропередачи в Херсонской области, находится в энергетической блокаде. В некоторых населенных пунктах электричество не подавалось с момента обесточивания региона — с ночи 22 ноября. Там, где нет света, отсутствуют также связь, отопление, а иногда и вода. На полуострове действует режим ЧС. Школы и детские сады не откроются как минимум до 30 ноября. О том, как регион переживает случившееся и к чему готовиться населению, «Лента.ру» побеседовала с вице-премьером, министром внутренней политики, информации и связи Республики Крым Дмитрием Полонским.

«Лента.ру»: Как вы оцените сегодняшнюю ситуацию на полуострове?

Дмитрий Полонский: Врачи такую ситуацию назвали бы стабильно тяжелой, потому как генерируемой в Крыму электроэнергии очевидно не хватает для удовлетворения всех потребностей. 25 ноября на заседании оперативного штаба директор ГУП «Крымэнерго» привел данные о выработке электроэнергии на территории республики — 204 мегаватта. А в свое время мы говорили о том, что при максимальных зимних нагрузках со всеми работающими производственными мощностями потребление могло выходить на 1000-1200 мегаватт. Вот и считайте, какой процент электроэнергии у нас сейчас.

Больницы, интернаты и другие социально значимые объекты обеспечены бесперебойным электроснабжением?

Все социально важные объекты были изначально укомплектованы дизель-генераторными установками (ДГУ), которые заработали в первые часы после обесточивания Крыма. Все эти учреждения сейчас держатся на ДГУ, поэтому там все более-менее стабильно.

Дмитрий Полонский
Фото: Тарас Литвиненко / РИА Новости

Однако в Ялтинской горбольнице накануне сгорело дорогое оборудование для рентгена из-за того, что энергетики не предупредили об отключении. Это единичный случай?

Этот случай, к сожалению, не единичный. Больше того, на заседании штаба по ЧС я открыто заявил, что как профильный министр отказываюсь публиковать в газетах нереалистичные графики веерных отключений, которые выдает «Крымэнерго». На сегодняшний момент у нас главной проблемой является то, что энергетики не могут четко сформулировать, по какому графику подачи электроэнергии мы живем. Население не понимает, когда можно прийти домой и включить свет, чтобы приготовить, помыться и так далее. На предприятиях тоже не понимают, как им работать. В городах еще есть какая-то приближенность к графику, а что касается сельской местности, то там очень тяжелая ситуация. Плюс критическое положение в Керчи, в Щелкино, в Ленинском районе — там большие проблемы с собственной генерацией и с доставкой туда электроэнергии. Я сам живу в деревне, и у нас света нет уже пять дней. Поэтому я прекрасно понимаю, что значит жить без электроэнергии. Спасает только то, что живем мы сейчас на работе.

24 ноября глава республики Сергей Аксенов отправил в отставку министра топлива и энергетики Егорова. Одной из главных претензий к нему как раз была разработка графиков веерных отключений, не соответствовавших реальности. Тогда же Аксенов, назначив Светлану Бородулину на пост министра, заявил, что к 8 утра 25 ноября будут составлены реальные графики. Но ничего не изменилось. Зачем тогда нужно было менять «коней на переправе»?

Коней на переправе не меняют, а ослов менять можно и нужно. Я думаю, что это лучшая характеристика происходящему. Необходимо менять людей, не способных справиться с ситуацией. Это абсолютно законное право руководителя. Он не может дожидаться, пока из-за его некомпетентных подчиненных произойдет что-то совсем плохое. Что касается энергетиков… Как выяснилось, за все это время «Крымэнерго» не озаботилось тем, чтобы оборудовать свои подстанции даже базовой автоматикой и хотя бы понять, какие расходы, какие мощности потребляются и так далее. Поэтому отсутствует точная картина. Нужен точный диагноз, а когда его нет, то и лечение назначить сложно. Насколько мне известно, новый министр Бородулина наводит сейчас порядок в «Крымэнерго». По крайней мере, по некоторым населенным пунктам графики уже соответствуют действительности. В ближайшее время они все равно выдадут нам точные графики, никуда они не денутся.

Если такой бардак в «Крымэнерго», было бы логично отправить в отставку гендиректора компании Виктора Плакиду?

Новый министр разберется, я думаю. Рыба ведь гниет с головы, а головой в данном случае был бывший глава Минтопэнерго. Система электроснабжения республики — не только «Крымэнерго», это крупная инфраструктурная история. Всем дадут оценку. По моим данным, еще целый ряд ключевых руководителей в системе энергообеспечения Крыма в ближайшее время отправится подальше от своих властных кабинетов.

Несколько сотен генераторов, доставленных в регион МЧС России, как-то облегчили положение?

Дело в том, что те генераторы, которые мы запрашивали, и те, которые в итоге получили, не совсем одно и то же. Мы в своей заявке подавали расширенную таблицу, где было указано конкретно в какое место, с какой мощностью и какого плана нужны генераторы. К большому сожалению, данная заявка не удовлетворена в полной мере. Нам привезли маленькие бытовые генераторы. В частности, на отрасль связи мы получили 150 бензогенераторов мощностью 6,2 киловатт. Они однофазные и не были доукомплектованы в нужном виде. Мы сейчас их доукомплектовываем автоматикой, кабелями, заправляем маслом, вкручиваем свечи и так далее. Конечно, эти генераторы нас выручают с той точки зрения, что мы можем какое-то количество базовых станций к ним подключить, и при помощи передвижных экипажей, перемещающихся между башнями, заряжать аккумуляторы, обеспечивая связь. Потому как аккумуляторная батарея держит заряд от 2 до 6 часов. Кроме того, эти генераторы выручат маленькие АТС в отдаленных населенных пунктах. Также они позволили нам «поднять» мобильную и фиксированную связь в Керчи. Но нам нужны и генераторы гораздо большей мощности. А в идеале подача электроэнергии в Крыму, безусловно, должна войти в некую систему, чтобы под нее можно было подстроиться. Сейчас же мы бегаем по районам и пытаемся определить, а где же в следующий раз отключат. Самое главное на данный момент — режим.

Кстати, что со связью? Дозвониться в Крым нынче не всегда легко, мягко говоря.

Стационарную связь на социально значимых объектах, которую предоставляет «Крымтелеком», мы смогли удержать благодаря тому, что в свое время снабдили станции генераторами и автоматизировали. Во всех больницах, муниципальных учреждениях, воинских частях работает связь и есть интернет. Всего у нас 568 АТС. Идет работа, чтобы полностью обеспечить связью и население. Еще 25 ноября у нас порядка 75 тысяч абонентов были отключены, а 26-го — 50934. Сумели перенастроить систему и запустить ее с помощью дополнительных генерационных мощностей. То же самое и с мобильной связью. Если на вечер 25 ноября из 1186 базовых станций в республике Крым и Севастополе не работало 614, то на следующей день — 499. В целом, мы связь не уронили ни на один день, и система выдержала. Я понимаю неудобства людей, особенно проживающих в сельской местности, где наибольшие проблемы с базовыми станциями, и приношу им свои извинения. Но мы находимся в тех условиях, в которых находимся.

А что с топливом происходит? Его нет? Почему на заправках очереди на сотни метров выстраиваются?

Прежде всего, проблема в нормальном и качественном планировании, та же, что и у «Крымэнерго». Ну и второе — любая ЧС для кого-то война, а для кого-то мать родна. Кто-то из нефтетрейдеров, зная ситуацию на рынке, решил остатки придержать, создав искусственный дефицит. Другие просто решили поднять цену. Все эти факты были. Но в ночь на 26 ноября в присутствии всех силовиков, в присутствии главы республики подписали соглашение с нефтетрейдерами, и с 8 утра все АЗС были открыты, резервы собраны, а цены приведены в соответствии с теми, что были до введения режима ЧС. Группы из представителей прокуратуры, МВД и Совмина ездят по АЗС и проверяют, как там обстановка. Кроме того, все нефтетрейдеры, работающие в розницу, подписались под готовность самостоятельно дооборудовать заправочные станции ДГУ и бензогенераторами там, где их не было. Ситуация нормализуется, потому как реального дефицита топлива нет. Есть обычное желание нажиться на проблемах людей. Но это, надо отметить, свойственно не только нефтетрейдерам.

Поскольку вы курируете в республике внутреннюю политику, хочется задать такой вопрос: может, прокуратуре Крыма стоит выйти с какой-то инициативой насчет тех деятелей с крымско-татарскими корнями, которые, будучи гражданами России, сидят в Киеве и громко призывают к дальнейшей энергоблокаде полуострова? Может им, в конце концов, въезд на территорию России запретить или признать их террористами?

Мне кажется, для этих людей самое страшное не то, что их кем-то объявят в законном порядке, а то, что они добились ненависти со стороны собственного народа. Во все времена во всех странах таких называли только одним словом — предатели. Классические. Я внимательно слежу за внутриполитической ситуацией и могу сказать, что самое большое возмущение по поводу блокады полуострова как раз среди крымских татар. Если они раньше просто недолюбливали этих деятелей, то теперь люто ненавидят. Разве есть хуже наказание, чем получить клеймо предателя от своего народа?

Какие у правительства Крыма прогнозы относительно того, как ситуация будет развиваться дальше? К чему готовиться населению?

Ситуация в один момент не улучшится, мы это прекрасно понимаем. Само собой, в первую очередь мы должны систематизировать ту энергию, которую вырабатываем на территории республики, и грамотно интегрировать в систему все те ДГУ, что уже находятся в Крыму и еще придут от МЧС, а также от других регионов России. Однако надо осознавать, что даже если «Крымэнерго» сегодня выдаст четкий график, энергии от этого больше не станет. Полегчает только когда появятся дополнительные резервы, а это произойдет с запуском первой нитки энергомоста, намеченным на двадцатые числа декабря. Окончательно проблема решится с запуском второй нитки. Это примерно июнь следующего года. Рассчитывать на подачу электроэнергии с Украины нам точно не стоит. Лучше уж отрезать раз и навсегда и переждать. Впрочем, мы и не такое в 90-е переживали. Крымчане все проходили, пройдем и это. От своего выбора никто не откажется в любом случае.

< Назад в рубрику