Бывший СССР
12:49, 28 ноября 2015

Блокадное продолжение Выборы в Приднестровье ухудшат положение республики

Геворг Мирзаян
Фото: Amos Chapple / REX Shutterstock

В воскресенье, 29 ноября, в Приднестровье пройдут местные выборы, итог которых, каким бы он ни был, обострит ситуацию в республике. На протяжении нескольких месяцев здесь усиливается турбулентность: этому способствует блокада со стороны соседей и углубление экономического кризиса. Политические и экономические проблемы в совокупности вполне могут поставить под вопрос само существование ПМР как независимого государства. «Лента.ру» попыталась разобраться в вызовах, стоящих перед самопровозглашенной республикой, и понять, как в этой ситуации вести себя России.

Ни людей, ни товаров

Неминуемое развитие кризиса в Приднестровье уже очевидно для многих — это как раз тот случай, когда проблемы вполне прогнозируемые, более того, о них постоянно говорил президент ПМР Евгений Шевчук. «Впервые за 25 лет мы находимся в окружении таких факторов как определенное отношение Киева к нам, напряженные отношения с Кишиневом, региональная экономическая нестабильность и мировая экономическая турбулентность, — объяснял он на одной из встреч с жителями страны. — Как предсказать с высокой долей вероятности, что будет в экономике соседних государств, которые ранее покупали у нас товары и реализовали нам сырье?»

Ситуация для ПМР действительно складывается аховая. Экономика республики изначально была ориентирована на экспорт. «Наш потенциал состоит из 11 отраслей крупной промышленности — это энергетика, металлургия, пищевая и легкая промышленность. В каждой отрасли, соответственно, функционирует несколько предприятий. У ПМР 90 стран-партнеров, но в первую очередь мы ориентированы на Молдавию и Украину, в связи с чем возникает много сложностей в нашей деятельности», — говорит министр экономического развития ПМР Алевтина Слинченко.

Режим блокады со стороны Молдавии и сложности в перевозке товаров через украинскую границу уже привели к тому, что за первые десять месяцев 2015 года объем экспорта из ПМР сократился почти на 18 процентов (до 460 миллионов долларов), а импорта — на четверть (до 893 миллионов долларов). И, соответственно, резко сократились налоговые поступления: по состоянию на середину года — в три раза.

При этом с каждой неделей ситуация ухудшается. В частности, ожидается синхронизация блокады Приднестровья Украиной и Молдавией. Еще в начале ноября Киев и Кишинев подписали соглашение о введении с января 2016 года совместного контроля над украинско-приднестровской границей. Первым пунктом пропуска, в котором планируется разместить молдавских силовиков, станет КПП «Кучурган». «Этот участок границы должен стать надежным заслоном от контрабанды и незаконного перемещения товаров и комфортным для жителей пограничной зоны, их социальных, семейных и дружеских контактов», — заявила начальник Одесской таможни Юлия Марушевская.

Однако в Приднестровье говорят не о контактах, а о злоупотреблениях. «Импорт через украинскую границу на протяжении многих лет оставался для Приднестровья единственной возможностью реализовывать свое законное право на независимую от Молдовы торговлю, — говорит исполняющий обязанности министра иностранных дел непризнанной республики Виталий Игнатьев. — На практике реализация инициативы Молдовы и Украины будет означать, что товары для приднестровских предприятий подвергнут тройному таможенному контролю, к ним в полной мере будут применяться требования молдавского законодательства».

Кроме того, по словам министра, молдавские пограничники на украинской границе будут препятствовать внешнеэкономической деятельности приднестровских предпринимателей, на которых в Молдавии заведены политически мотивированные уголовные дела. А это уже означает усиление торговой блокады, которое приведет к обострению экономического кризиса в Приднестровье и усилению давления на президента и правительство.

«С угрозами внешнеэкономического характера, Приднестровье сталкивается с момента своего образования», — убежден местный оппозиционер Вадим Дони. По его мнению, в республике уже «накоплен опыт антикризисных решений и действий», но при этом «главным условием преодоления сложнейших ситуаций всегда являлось единство общества и доверие к власти».

Дони убежден, что новая власть по итогам почти четырех лет правления лишилась поддержки граждан. Оппозиционер подчеркивает: говоря об отставке, прежде всего надо иметь в виду, что речь должна идти не об очередной кадровой замене одного министра на другого. «Вопрос стоит о формировании правительства, пользующегося поддержкой Верховного Совета ПМР, а также имеющего кредит доверия у наших коллег в России», — полагает он.

Между «ненадежными»...

29 ноября в Приднестровье пройдет единый день голосования. Граждане республики будут избирать депутатов городских советов, депутатов сел, сельских глав администраций и депутатов Верховного Совета, а в более широком смысле — выбирать между двумя группами элит: командой президента Евгения Шевчука и партией «Обновление», близкой к крупнейшему экономическому игроку республики — холдингу «Шериф». Обе группы активно используют внешний фактор для внутренней борьбы, пытаясь активно втянуть в нее Россию. По сути, Москву ставят перед выбором: бороться с ненадежными политиками или бороться с олигархами.

Противостояние между президентом и «Шерифом» началось уже давно, чуть ли не с момента избрания Шевчука главой государства. Сам выходец из «Шерифа», президент разошелся с бывшими соратниками из-за иного взгляда на будущее республики. «"Шериф" — это традиционная команда, которая сложилась уже давно и которая опирается на свои персонифицированные отношения с РФ, в основном по линии силовых структур. Евгений Шевчук же пришел к власти как независимый президент, который пытался изменить концепт приднестровской государственности», — говорит политолог Владимир Брутер.

Шевчук хотел при сохранении безусловной ориентации на Россию одновременно развивать тесные торгово-экономические связи с Евросоюзом. Вполне разумная стратегия для экспортоориентированной экономики с серьезным промышленным потенциалом, и она даже приносила определенные плоды. Так, Тирасполь сумел договориться с Европой об относительно свободном доступе приднестровских товаров на европейский рынок. Однако затем грянул украинский кризис и, поскольку Шевчук находился «в российском окопе», — обострение отношений с Украиной, Молдавией и ЕС.

Сейчас президенту предлагают из этого окопа выйти. В частности, используют европейский фактор. 1 января 2016 года заканчивается период льготного доступа приднестровских товаров на европейский рынок. «С 2016 года вся продукция, которая пойдет в ЕС, будет считаться "продукцией неизвестного происхождения" и облагаться дополнительными тарифами, после чего наши товары просто станут неконкурентоспособными», — говорит замминистра иностранных дел Приднестровья Игорь Шорников. А это треть всего приднестровского экспорта.

Для продления же преференционного режима торговли с ЕС Брюссель требует от Тирасполя присоединиться к Соглашению об ассоциации между Евросоюзом и Молдавией. То есть не просто выйти из-под влияния России (Соглашение в данном случае подразумевает как экономическую, так и политическую интеграцию, привязку внешней политики «ассоциируемых» стран к позиции Брюсселя), но и поступиться суверенитетом, сделать первый шаг по реинтеграции в Молдавию на условиях ЕС и Кишинева.

«В случае присоединения к ассоциации мы должны допустить молдавских специалистов налоговой и таможенной служб на свою территорию и по сути распространить законы Молдовы на свою территорию», — поясняет президент Евгений Шевчук. Он заявляет, что торговать суверенитетом не намерен. Однако поскольку переговоры все же идут, в ряде российских СМИ появляются намеки на то, что президент просто согласовывает цену за сдачу Приднестровья. И, соответственно, делаются намеки на то, что Москве, если она хочет сохранить контроль над ПМР, стоит сделать ставку на «Шерифа».

... и «олигархами»

С другой стороны, команда президента проводит массированную дипломатическую атаку на своих противников. В ответ на лозунг «нет сдаче Приднестровья» они выдвигают лозунг «нет приходу к власти олигархов». Ни для кого не секрет, что фракция «Обновление», составляющая большинство в Верховном Совете, мешает президенту.

«В текущем году Верховный Совет принял только пять президентских законопроектов. За весь период полномочий депутаты поддержали менее половины из 200 представленных главой государства документов», — возмущался в октябре Евгений Шевчук. Сейчас президент хочет решить часть экономических проблем республики за счет интересов местного бизнеса, и решает их в обход Верховного Совета (фракция президента просто не приходит на заседания, из-за чего нет кворума, и законы могут приниматься через распоряжения главы государства).

В частности, закон по взиманию десятипроцентного налога за оффшорные операции, которые давно превратились не только в канал для торговли приднестровских компаний с третьими странами, но и в банальный инструмент вывода денег из страны. Так, по данным Приднестровского республиканского банка, за 3,5 года из Приднестровья в оффшоры было выведено 293 миллиона долларов. Сейчас ситуация еще хуже — по словам Евгения Шевчука, если в 2014 году клиентами только одного «Агрпромбанка» было выведено 85 миллионов долларов, то уже за первое полугодие 2015 года эта сумма достигла 81 миллиона долларов, что представляет угрозу для экономической безопасности ПМР. По расчетам Минэкономразвития ПМР и банкиров, при ставке оффшорного сбора 10 процентов государственная казна может дополнительно получить около 15-16 миллионов долларов в год.

Позиция депутатов от «Обновления» понятна: они защищают интересы бизнеса, справедливо, в общем-то, утверждая, что изымание средств из экономики чревато потерей рабочих мест и усугублением кризиса, а шельмование бизнесменов — по сути атака на кормильцев. «Люди "Шерифа" являются патриотами Приднестровья. Ни из Украины, ни из Молдовы, ни из России сюда не спешат вкладывать деньги, а эти люди вкладывают», — поясняет член фракции «Обновление» в Верховном Совете Григорий Дьяченко.

Однако если «Обновление» триумфально выиграет выборы, возможности лишать Верховный Совет кворума не будет, и они могут перейти от защиты к нападению. Заблокировав все инициативы президента, они не просто сделают его виновным в дальнейшем ухудшении ситуации, но и (при наличии достаточного количества мандатов) могут отстранить от власти, в результате чего и.о. президента до выборов станет председатель Верховного Совета.

Пытаясь не допустить такого сценария и понимая, что средств для борьбы с «Шерифом» у него недостаточно, Шевчук обращается за помощью к Москве, позиционируя своих противников как «антинародных олигархов». И эту поддержку он, судя по всему, получает. Так, первый зампред председателя Госдумы Леонид Калашников уже советует приднестровцам «ни в коем случае не привлекать крупную олигархию во время выборов к власти».

Между тем очевидно, что вмешательство России в приднестровские выборы должно быть умеренным и взвешенным. Нужно понимать, что антироссийских кандидатов там нет — есть борьба двух группировок в элите. В этой ситуации Москва не должна повторять ошибки, сделанные на абхазских и южноосетинских выборах. Она не должна вставать на сторону одной группировки, называя другую антироссийской, тем самым создавая эту «антироссийскость» в рядах противника и оскорбляя приднестровских избирателей. Кремль должен сосредоточиться на мерах по выводу Приднестровья из режима блокады, оставив вопрос выбора между пророссийскими кандидатами гражданам республики.

< Назад в рубрику