Потребительский бум 2000-х и сопутствовавшая ему логомания в числе прочих феноменов породил it-bags – стопроцентно узнаваемые и очень дорогие сумки, за обладание которыми жертвы моды были готовы в буквальном смысле продать душу. Но душу, как известно, можно продать только в произведениях художественной литературы, а вот некогда вожделенную it-bag легко пустить с аукциона и даже выручить за нее внушительную сумму.
В Гонконге 2 декабря пройдет аукцион Christie’s Handbags & Accessories — крупнейшие торги редких и очень дорогих сумок. Подавляющее большинство лотов — изделия французского модного дома Hermes. Собственно, самыми первыми it-bags принято считать именно эрмесовские сумки Kelly и Birkin. По легенде бренда, которая вполне может оказаться правдой, свои имена предметы кожгалантереи получили непосредственно от двух знаменитостей первой величины. Классическая, даже несколько чопорная Kelly была названа в честь кинозвезды Грейс Келли, княгини Монако, которая появилась с сумкой на обложке журнала Life (поговаривали даже, что за сумкой звезда скрывала свою уже ставшую очевидной беременность).
Сумка Birkin, по официальной версии, была создана по заказу одной из самых популярных актрис 70-х годов — Джейн Биркин, жены актера, режиссера и певца Сержа Генсбура. Якобы Джейн летела в одном самолете с Жаном-Луи Дюма, исполнительным директором Hermes, и тот стал невольным свидетелем страданий знаменитости, пытавшейся уложить неудобную ручную кладь так, чтобы мелочи не рассыпались по салону. Жан-Луи поступил как джентльмен и как бизнесмен: предложил Биркин создать сумку, полностью отвечающую ее потребностям много путешествующей звезды. А взамен получил аксессуар, который превосходно (несмотря на очень высокую цену) продавался — не только благодаря его неоспоримым потребительским качествам, но потому, что сумка была связана с именем «иконы поколения» и получила ее имя. Кстати, недавно слава Birkin подогрела давно выветрившуюся популярность Биркин: актриса потребовала, чтобы ее имя убрали из «титров» аксессуарного ассортимента Hermes якобы потому, что кожа для сумок добывается негуманно. Бренд заверил, что нарушения будут устранены, Джейн разрешила использовать свое имя по-прежнему и несколько дней наслаждалась им на страницах множества влиятельных западных газет — как в те времена, когда она была трендсеттером для миллионов девушек и завсегдатаем легендарной Studio 54.
И Kelly, и особенно Birkin получили популярность во многом благодаря своей труднодоступности. По заведенному в Hermes порядку сумки изготавливаются вручную, на них уходит не один десяток часов работы высококвалифицированных мастеров разных специальностей, в том числе весьма необычных — скажем, есть особые специалисты и для нанесения тисненых инициалов владелицы на поверхность кожи сумки, и искусные «сабельщицы», лезвием надсекающие верхние нити шелкового полотна для получения рельефного узора. Заказчицы записываются в лист ожидания аксессуаров и стоят в этой «очереди» месяцами, но за это получают возможность не просто получить знаковую сумку, но и (при наличии средств) получить ее практически по спецзаказу: выбрать материал (сорт и цвет кожи или текстиля), отделку и даже металл замочков и пряжек: их можно сделать даже платиновыми. Любой каприз за деньги заказчика.
Любая кастомизированная Kelly или Birkin — произведение искусства, выполненное в единственном экземпляре. Это определяет их стоимость и ажиотаж вокруг них. Именно такие редкости особо удачливые коллекционеры могут приобрести на аукционе в Гонконге. Среди них — крошечная вечерняя сумочка Kelly из полированного серебра (эстимейт 19445-25927 долларов), сумка Birkin из крокодиловой кожи с вышивкой в виде красных тюльпанов на лицевой стороне и фурнитурой из палладия (64818-77782 долларов), Birkin в стилистике colorblocking из кожи нильского крокодила ярких оттенков, с фурнитурой из желтого золота (64818-77782 долларов), Kelly, плетеная на манер корзинки для пикников, с палладиевой фурнитурой (25927-32409 долларов) и, наконец, свежайший, выпущенный в этом году черный клатч из кожи австралийского морского крокодила, или поросуса, с замочком белого золота, павированным бриллиантами (64818-77782 долларов).
Впрочем, ни it-girls, вожделеющие it-bags, ни аукционные дома только Hermes не ограничиваются. Свои знаковые шедевры имеются и у других производителей. Прежде всего — у Louis Vuitton, давнего, еще с позапрошлого столетия, конкурента Hermes в шорном деле. О том, что значит для жертвы моды логотип LV и сумка из за версту узнаваемого текстиля Monogram, отлично показано в кинофильме «Секс в большом городе», где будущая секретарша героини Сары Джессики Паркер появляется на собеседовании с сумкой Louis Vuitton, взятой в аренду в специальной конторе проката (таких контор, кстати, немало не только в США, но и в Европе и даже в нашей стране). Тем же, кто не успел купить редкую сумку в бутике марки и тем не менее желает владеть ею, а не только недолго пользоваться, на торги выставлена сумка-шоппер из текстиля Monogram и отделкой из кожи аллигатора и питона. Стоит, кстати, по сравнению с Hermes умеренно — эстимейт 6482-9075 долларов.
Еще демократичнее предварительные цены на модель Louis Vuitton 2003 года с принтами по эскизам Такаши Мурками (1945-2593 долларов) или it-bag от Bottega Veneta — плетеную сумку Cabat, выполненную в старинной фирменной технике intrecciato из полосок кожи. Эстимейт 1296-1945 долларов даже ниже розничной цены на новую модель. За лоты любимых брендов могут побороться и поклонницы Chanel, Balenciaga и покрытых цветными кристаллами вечерних клатчей Judith Leiber в форме забавных фигурок животных, музыкальных инструментов и прочих неожиданных предметов.