Культура
00:01, 30 ноября 2015

От феминизма до тоталитаризма Что должны знать российские дети

Наталья Кочеткова (Специальный корреспондент «Ленты.ру»)
Изображение: Bettmann / Corbis / East News

Конец ноября и начало декабря — время проведения ярмарки интеллектуальной литературы Non/fiction — высокий сезон в книгоиздании. Именно к этому сроку издательства стараются выпустить как можно больше новинок, которыми потом будут торговать еще несколько месяцев. Это касается не только взрослых книг, но и детских. В этом году детские издательства оказались особенно плодовиты. «Лента.ру» выбрала 16 новых книг для детей и подростков, которые непременно стоит прочесть этой зимой.

Натан Альтман, Андрей Усачев «Веселая Азбука. Страна Медведия» (изд-во «Гешарим / Мосты культуры»), 0+

Натан Альтман нарисовал не только знаменитый портрет Анны Ахматовой (синее платье, желтая накидка на сгибе локтя), сотрудничал с Михоэлсом и Бабелем. Он — автор детской «Азбуки», не имеющей ничего общего с кубизмом. Про медведей. Милой, уютной, цветной, чуть-чуть в духе примитивизма. Автобус везет медведей к Аэропорту, где в Ангарах их ждут самолеты. Бабушка-медведица Балует внука Бубликом и Баранкой. Вечером мишки моются в Ванне — поворачивают Вентили и мечтают о том, как завтра будут кататься на Велосипеде. Но «Азбука» — это не только картинки, это еще и стихи. Их сочинил замечательный поэт Андрей Усачев.

Петр Багин «В лесу» (изд-во «Мелик-Пашаев»), 0+

Можно было бы сказать, что Петр Багин — художник-натуралист, но это не так. Он просто очень внимательный и много повидавший в жизни уже немолодой человек. Он иллюстрировал книги Коваля, Козлова, Мамина-Сибиряка, Пришвина. В конце 1970-х Багин съездил на Крайний Север, а потом написал и нарисовал книгу о тундре и ее жителях. Неудивительно, что в книге «В лесу» он выступил не только как художник, но и как автор текста, в котором детально, точно и очень понятно описано все, что происходит с природой средней полосы зимой, весной, летом и осенью. Идеальное вступление в предмет «Окружающий мир» для дошкольников.

Кеннет Стивен, Эйвинд Турсетер «Почему у собаки мокрый нос» (перевод К. Коваленко, изд-во Albus corvus), 0+

Очередная веселая и остроумная вариация истории Ноя и его ковчега. От прочих книг на схожую тему она отличается тем, что в ней очень подробно показано, как звери коротали время долгого плавания: ели конфеты на палочке, читали книги, танцевали и играли на музыкальных инструментах. И только собака все плавание провела в трюме, заткнув носом пробоину в днище. Теперь понятно, почему у нее мокрый нос?

«Архив журнала ЕЖ. Том 1. 1928 год» (изд-во Trimag), 6+

Выпустив четырехтомный «Архив Мурзилки» (избранные публикации, собранные за 90 лет существования журнала), издательство решило повторить тот же подвиг с журналом ЕЖ. Детский «Еженедельный журнал» выходил в Ленинграде с 1928-го по 1935 год. По разнообразию и изобретательности в подаче материалов это было лучшее детское отечественное издание своего времени. Там печатались Борис Житков, Михаил Зощенко, Евгений Шварц, Даниил Хармс, Александр Введенский, Николай Заболоцкий. Идеологом журнала был Самуил Маршак. Теперь их материалы можно прочесть не только в специальном отделе крупной библиотеки, но и в свеженьком томе «Архив журнала ЕЖ».

Аня Вагнер «Мадам Мелинда из кухонных часов» (перевод Г. Снежинской, изд-во «Поляндрия»), 6+

«Мадам Мелинда» призвана спасти тех родителей, чьи дети уже выучили наизусть все тома про Элли, Страшилу, Льва и Железного Дровосека, насквозь прочли «Гарри Поттера» и больше не знают, чем себя занять. Волшебная сказка для младших школьников о стране Нигде (не путать с «Никогде» Нила Геймана), в которой злой Принц оставил местных жителей без такого важного компонента существования как счастье. Главные герои просто обязаны помочь бедолагам.

Роальд Даль «Чарли и большой стеклянный лифт» (перевод И. Шишковой, изд-во «Самокат»), 6+

Благодаря экранизации сказки Роальда Даля «Чарли и шоколадная фабрика» с Джонни Деппом в главной роли почти не осталось взрослого или ребенка, не знающих о том, кто такой Вилли Вонка и как устроен его шоколадный завод. А вот продолжение этой истории не столь популярно. Только что в полном собрании сочинений Роальда Даля, которое несколько лет назад начало выпускать издательство «Самокат», вышел том «Чарли и большой стеклянный лифт». Героев и читателей ждет настоящее космическое путешествие.

«Петр I» (изд-во «Лабиринт-пресс»), 6+

Интерактивные энциклопедии для детей, которые выпускает «Лабиринт-пресс», — будь то «Ледовое побоище», «Остров сокровищ» или «Петр I» — внутри не менее привлекательны, чем снаружи. То есть в них не только можно переодеть бояр в европейское платье, увидеть 3D-копию кораблей петровских времен и совершить экскурсию по Кунсткамере. Каждый факт, утверждение и историческое свидетельство в них выверено. Информации, содержащейся в сложно устроенных и очень красивых детских изданиях, можно доверять абсолютно так же, как академическим историческим справочникам. И это, пожалуй, в «лабиринтовских» книжках — самое ценное.

Анна Старобинец «В логове волка» (изд-во Clever), 7+

Во всех смыслах «зверский» детектив. Во-первых, потому что все его герои — лесные звери. Во-вторых, жертва и правда была убита (съедена) с особой жестокостью — от Зайца остался только хвостик. Многодетное заячье семейство потеряло кормильца. Но инспектор Старший Барсук и его помощник Барсукот идут по следу. Те, кто помнит детские книги Анны Старобинец «Страна хороших девочек» и «Котлантида», могут предположить, что и в «Зверском детективе» будет не только занимательный сюжет, в деталях обыгрывающий взрослые книги детективного жанра, но и остроумная языковая игра, в равной степени смешная для детей и родителей. Достаточно сказать, что Барсук по пятницам ходит в бар «Сучок» подергать усом под музыку в стиле плеск-треск и угоститься фирменным блюдом «Пень-Колода» с подкопченными на солнце личинками.

Люси и Стивен Хокинг «Джордж и код, который не взломать» (перевод Е. Канищевой, изд-во «Розовый жираф»), 8+

Банкоматы сами собой выдают деньги, даже когда их никто не просит. Любой товар в магазине можно взять бесплатно. Кажется, что это рай, но на самом деле на Земле начинается хаос. Во всем виноваты космические роботы-злодеи. Остановить их могут только Джордж и Анника. Но не стоит думать, что книга ценна только занимательным фантастическим сюжетом. Ведь ее авторы — гениальный астрофизик и популяризатор науки Стивен Хокинг и его дочь, научный журналист Люси Хокинг. «Джордж и код, который не взломать» — четвертая книга о приключениях Джорджа в космосе. И все, что сказано в этой книге о космосе, — чистая правда от первого до последнего слова.

Кэтрин Тиммеш, Мелисса Свит «Придумано девочками. Истории о выдающихся изобретательницах» (перевод И. Ющенко, изд-во «Манн, Иванов и Фербер»), для широкого круга читателей

Белл придумал телефон, Дагер — фотографию, Дизель — двигатель, Эдисон — лампу накаливания, Попов — радио. Начинает казаться, что все главные изобретения принадлежат мужчинам. Но это не так. Изобретения, сделанные женщинами, возможно, не такие выдающиеся, но без них человеческая жизнь была бы менее приятной и удобной. Мороженое в вафельных стаканчиках, дворники для ветрового стекла, жидкий корректор, латексная пропитка для ткани, бумажные пакеты с плоским дном и еще много всего ждало бы своего часа или не появилось никогда, если бы не практичный женский ум. Всем изобретательным девочкам посвящается.

Лев Кассиль «Кондуит. Швамбрания» (изд-во «А и Б»), 10+

Узнать, что «Кондуит» и «Швамбрания» — на самом деле две разные повести Льва Кассиля, а не одна, для многих наверняка почти то же самое, что внезапно выяснить, что Римский-Корсаков — два разных композитора. Однако это так (про Кассиля, а не Корсакова). Правда, по отдельности повести выходили сравнительно недолго — до 1935 года. Затем были переработаны и превратились в единое произведение. Советские писатели вообще часто вынуждены были переписывать свои уже опубликованные тексты под каждое следующее постановление партии и излом цензурной мысли. Теперь «Кондуит» и «Швамбрания» вышли в первоначальной авторской редакции в серии «Руслит». А один из главных специалистов по истории русской литературы ХХ века Олег Лекманов подготовил подробное послесловие «Как и для кого писались "Кондуит" и "Швамбрания"».

Марина Цветаева «Каток растаял» (изд-во «Август»), 10+

Если у Ахматовой есть хотя бы стихотворение «Мурка, не ходи, там сыч», то отыскать у Цветаевой детские стихи — задача почти непосильная. И все же ее юношеские сборники «Вечерний альбом» и «Волшебный фонарь» — книги если и не детские, то во всяком случае в детство обращенные. В них есть стихи о том, как не хочется играть гаммы и писать диктанты, как приятно слушать мамино чтение вслух, как здорово следить за приключениями Тома Сойера, Гека Финна, Принца и Нищего. Вот из таких стихов и составлена книга «Каток растаял».

«Азбучные истины» (изд-во Clever), 11+

Добро, зло, пошлость, искренность, покой, нужда, свобода, жалость и другие важные для взрослеющего человека понятия описаны по просьбе составителя книги Марии Голованивской совершенно разными авторами. Среди них и профессиональные писатели, и ученые, и музыканты: Борис Гребенщиков, Людмила Петрушевская, Андрей Битов, Максим Кронгауз, Ирина Левонтина, Эдвард Френкель и другие. Азбуку эту можно читать с любой буквы, с любой «истины». Это такая вечная книга для чтения и размышления, одинаково подходящая для подростков и их родителей.

Евгений Рудашевский «Здравствуй, брат мой Бзоу!» (изд-во «КомпасГид»), 12+

По многим причинам примечательная книга о дружбе абхазского мальчика и дельфина. Во-первых, она по-настоящему документальна. Не зря издатели снабдили текст предисловием, послесловием и развернутыми комментариями — чтобы ни один пласт смысла не был утерян. Во-вторых, она легко, спокойно и честно говорит с подростками о том, о чем писатели пока еще не часто отваживаются завести разговор — о войне. Не о той войне, которая была давно и про которую пишут в учебниках, а о той, которая вот-вот настанет. То есть о тревожном предчувствии беды. И, в-третьих, в 2013 году повесть получила главный приз конкурса в области детской и подростковой литературы «Книгуру», что лишний раз доказывает, что связка премия — издатель — читатель в России работает лучше, чем можно было бы подумать.

Лоис Лоури «В поисках синего» (перевод С. Петрова, изд-во «Розовый жираф»), 12+

Продолжение знаменитой антиутопии «Дающий». Мир после апокалипсиса: из достижений человеческой цивилизации почти ничего не уцелело, люди озлобились и готовы уничтожить слабого. Единственное, что их хоть как-то сдерживает, — подобие закона, который дают им Хранители. «В поисках синего» — вторая часть фантастической тетралогии о вывихнутом мире, большая часть жителей которого считает его справедливым и единственно возможным.

Юлия Яковлева «Дети ворона» (изд-во «Самокат»), 12+

То, что у Юлии Яковлевой острый ум и отточенный слог, — известно давно, еще по книгам «Азбука балета» и «Азбука любви». Но что она возьмется за пятитомные «Ленинградские сказки», в которых в жанре магического реализма решит поговорить с подростками о самых сложных и болезненных периодах отечественной истории, мало кто предполагал. «Дети ворона» — история о том, как у девочки и мальчика пропадают папа, мама и младший брат. Куда делись? «Ворон унес» — шепчутся соседи. Что за ворон — понятно сразу. На дворе 1938 год.

< Назад в рубрику