В Японии прошел последний этап Гран-при по фигурному катанию. «Лента.ру» объясняет, почему в этом сезоне финал серии недосчитается нескольких именитых российских спортсменов.
Японский этап для российского фигурного катания получился невеселым. Из российских участников соревнований в Нагано в финал серии удалось отобраться только танцорам Екатерине Бобровой и Дмитрию Соловьеву.
За Екатерину и Дмитрия без всякого сомнения стоит порадоваться. Ученики Александра Жулина были третьими на первом этапе в Канаде, и в Японии им во что бы то ни стало требовалось занять место не ниже второго. Иначе в финал выходили бы другие. Дуэт задачу выполнил. Решающим аргументом послужил выдающийся с точки зрения артистизма и эмоций прокат произвольного танца «Анна Каренина», благодаря которому Боброва и Соловьев в борьбе за серебро опередили американцев Мэдисон Хаббел и Закари Донохью. Такой эту программу зрители и судьи еще не видели.
Что значит для Екатерины и Дмитрия это попадание в финал Гран-при в полной мере понимают, наверно, только они сами. Прошлый сезон дуэту пришлось пропустить целиком из-за травмы колена у партнера и затянувшегося восстановления после операции. Возвращение после годового простоя — это всегда очень сложно.
Но трудности, вполне способные подорвать уверенность в себе, для фигуристов начались раньше. Очень непростым выдался для них олимпийский сезон Сочи-2014: неудачный произвольный танец, замена постановки по ходу сезона, критика. Олимпийскую же бронзу личного турнира Сочи в итоге завоевали партнеры по сборной России Елена Ильиных и Никита Кацалапов, тогда выступавшие вместе. Хотя еще за год до Игр Боброва и Соловьев считались не менее явными претендентами на эту медаль.
Попав в финал Гран-при в этом году, дуэт доказал, что за время вынужденного перерыва не утратил былых позиций. Это очень важно перед декабрьским чемпионатом России, который в танцах на льду обещает быть самым напряженным за последние годы. Жаль, что, несмотря на прекрасный произвольный танец, шансов на победу в Японии у Бобровой и Соловьева не было. Слишком хороши в этом сезоне американцы Майя и Алекс Шибутани.
У брата и сестры своя не самая простая история. На взрослом уровне они дебютировали, с ходу став третьими на чемпионате мира-2011 в Москве. Но с тех пор ни разу не смогли даже приблизиться к повторению такого успеха. О причинах можно рассуждать долго. Много лет говорили: будучи братом и сестрой, они не имеют возможности катать на льду самую выигрышную тему — любовь. Пытаясь обойти эту проблему, ученики Марины Зуевой несколько сезонов провели с не самыми выразительными программами. И в итоге так ни разу и не получили шанса снова попасть в первую тройку.
Но сейчас что-то изменилось. Известный хореограф Петр Чернышев, придумавший в этом сезоне для Шибутани их изумительный произвольный танец, подошел к проблеме совершенно с другой стороны: предложил Майе и Алексу абстрактную хореографию без объятий и целований рук, но с историей про химию внутри пары. И это сработало.
«Я старался увести их от восприятия себя как брата и сестры, — пояснил Чернышев. — Ведь так они сами отрезали возможность развиваться в понятном для зрителей направлении. Выходя на лед, фигуристы становятся артистами. Они играют то, что нужно. Если бы Шибутани были артистами балета и танцевали Ромео и Джульетту, никто бы никогда не задумался о том, что они брат и сестра. И это не смотрелось бы пошло или некрасиво. Это не более чем условность, которую они сами себе придумали. Мне кажется, Майя и Алекс приняли мою идею. Я вижу, что в этом году у них уже нет страха в программе как-то нежно посмотреть друг на друга».
Как бы там ни было, такими уверенными в себе, как сейчас, Шибутани не выглядели никогда. Именно они кажутся фаворитами в борьбе за статус первой пары в сборной США.
По иронии судьбы, в борьбе за финал Гран-при Боброва и Соловьев вытеснили из итоговой шестерки лучших другой российский дуэт — Викторию Синицину и Никиту Кацалапова, опередив соотечественников по одному из дополнительных показателей. Теперь Синицина и Кацалапов стали первыми запасными и получат шанс выступить в финале Гран-при только в случае форс-мажора у кого-то из топ-6.
Своими руками отдал путевку в финал Гран-при Максим Ковтун, для которого японский этап обернулся катастрофой. Ситуация из разряда «надо было умудриться». У двукратного чемпиона России было 13 очков с французского этапа и дополнительный козырь в виде самого факта выступления в Бордо. Ему можно было стать в общем зачете Гран-при даже седьмым — и он проходил бы в финал благодаря специальному правилу. В Японии Максиму хватало четвертого или пятого места — задача более чем выполнимая, но Ковтун стал десятым, в очередной раз пустив по ветру прекрасный шанс.
Вот так страна Восходящего Солнца для многих имевших виды на финал оказалась самыми настоящими островами невезения.
Среди тех, кому не повезло в нынешней серии Гран-при, и Елизавета Туктамышева. Утвердив около недели назад итоги прерванного на середине этапа в Бордо, ИСУ выставил жесткое условие: участники французского этапа, не сумевшие попасть в первую шестерку на общих основаниях, могут претендовать на дополнительную путевку в финал. Но только с седьмой строчки в таблице Гран-при.
Можно говорить, что это не совсем справедливо, ведь ничто не мешало ИСУ просто выбрать лучшего из числа тех, кто расположился на местах с седьмого по девятое. С другой стороны, не Международный союз конькобежцев виноват в том, что действующая чемпионка мира дважды крайне неудачно откатала короткую программу.
Туктамышева в общем зачете Гран-при осталась восьмой — уступила японке Рике Хонго по дополнительному показателю (сумме результатов коротких программ). Была бы Лиза хотя бы на одно место повыше после короткой программы во Франции, попала бы в финал.
В итоге Россию в Барселоне представит один танцевальный дуэт, две спортивные пары Юко Кавагути — Александр Смирнов и Ксения Столбова — Федор Климов, а также две одиночницы Елена Радионова и Евгения Медведева.
Главным же событием японского этапа стал мировой рекорд от олимпийского чемпиона Сочи-2014 Юдзуру Ханю, набравшего по итогам двух программ фантастические 322,40 балла. В отличие от легкой атлетики или плавания, в фигурном катании подобные достижения не фиксируются официально. Но за ними все равно очень пристально следят.
Ханю — первый фигурист, кому со времен введения новой системы оценок удалось преодолеть отметку в 300 баллов по итогам двух программ. Пару лет назад вплотную к заветному рубежу приблизился канадец Патрик Чан. Но ему тогда немного не хватило.
Легендарное достижение легкоатлета Боба Бимона, в 1968 году улетевшего в длину на 8 метров 90 сантиметров, в свое время назвали «прыжком в XXI век». То, что сделал на японском этапе Ханю — это прыжок в XXII век мужского одиночного катания.
Главная проблема этого вида в невероятной сложности программ, которую демонстрируют сегодня лидеры. В результате им далеко не всегда удается обходиться без ошибок. В Нагано у Ханю получились два почти идеальных проката с пятью удачными четверными прыжками. И вот вам рекорд! Любопытная цифра: только за произвольную японец получил больше баллов, чем Ковтун и еще три спортсмена набрали в Японии по сумме двух программ — 216,07.
Юдзуру, возможно, идеальный фигурист: умеет и прыгать, и кататься, и быть выразительным. Впечатление от выхода японца на лед, если он в форме и настроении, можно сравнить с тем, какую реакцию вызывают у окружающих очень красивые и обаятельные от природы люди. Стоит такому человеку войти в комнату или присоединиться к компании, смотреть все будут только на него. Простым смертным остается только смириться и тренировать чувство юмора.
Удержится ли рекорд Ханю так же долго, как рекорд Бимона, остававшийся недостижимым 23 года? Многие сейчас уверены, что да. Но не факт, что они правы. Рано или поздно даже самые вечные рекорды начинают шататься. Жаль, что среди тех, кто даже теоретически может бросить вызов рекорду Ханю или сподвигнуть чудо-японца взять еще одну высоту, не видно ни одного россиянина.