Организовав энергетическую блокаду Крыма, власти Украины готовят для своих граждан то же самое, только в гораздо большем масштабе. Россия в ответ на прекращение энергоснабжения полуострова приостановила поставки на Украину угля, так же поступили и республики Донбасса. У официального Киева есть, по его же словам, порядка полутора месяцев, чтобы придумать, как избежать всеукраинского блэкаута. В последствиях угольного эмбарго разбирается «Лента.ру».
Украина всегда была экспортером угля. В 2011 году за границу отправилось 6,99 миллиона тонн ископаемого топлива. В 2012-м, последнем полностью мирном для страны, — 6,1 миллиона тонн на сумму порядка 600 миллионов долларов. По информации украинского Госстата, уголь экспортировался из Украины в 55 стран мира, а главным клиентом несколько лет подряд была Болгария, на долю которой приходилась примерно пятая часть всего экспорта. Кстати, среди покупателей числилась и Россия — 6,6 процента общего экспорта 2012 года.
По углю интересы Киева и Москвы пересекались на одном из любимых проектов украинской власти эпохи Януковича — так называемой «газификации угля», призванной серьезно сократить закупки российского газа. В 2012 году даже были подписаны соглашения между правительством Украины (конкретнее — Минэнергоугля) и Государственным банком развития Китая, как считалось тогда, главным партнером Киева в непростом деле избавления от российской, как выражались в Киеве, «газовой иглы». Речь идет о постройке мощностей для производства из угля синтез-газа для нужд химических предприятий и населения в Донецкой, Луганской и Кировоградской областях, соответствующей модернизации украинских ТЭС и ТЭЦ. Инвестиции — 3-4 миллиарда долларов.
Сейчас же, главным образом из-за гражданской войны и отделения республик Донбасса, угольная отрасль — явный лидер по падению в украинской экономике. За 10 месяцев нынешнего года отрасль сократилась почти вдвое — на 42,9 процента — по сравнению с теми же месяцами 2014 года, тоже кризисного и военного, который в свою очередь по добыче угля уступил довоенному 2013-му примерно 22 процента. В абсолютных цифрах это выглядит так: за 10 месяцев текущего года на Украине было добыто 23,3 миллиона тонн угля, а в 2013-м — 83,7 миллиона тонн.
Еще 24 ноября, практически сразу после прекращения электроснабжения Крыма, министр энергетики России Александр Новак заявил, что Россия может приостановить поставки угля на Украину. И пояснил, что в краткосрочной перспективе это практически не даст эффекта, поскольку Украина накопила определенные запасы угля и располагает собственной добычей, хоть та, как было показано выше, и дышит на ладан. Но со временем возникнет, конечно, дефицит, подчеркнул Новак, и некоторые электростанции, возможно, потребуют остановки и поиска других источников угля.
Российский министр проявил дипломатичность, смягчив возможные последствия для Украины. Ведь на самом деле здесь на угле полностью или частично работают все 14 тепловых электростанций, из них семь — то есть ровно половина — на угле антрацитовой группы, добывающемся практически только в самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республиках. 25 ноября украинские СМИ сообщили, что российский уголь больше не поступает.
Тогда же министр транспорта ДНР Семен Кузьменко сообщил о приостановке поставок угля на Украину — так республика не только поддержала Крым и Россию, но и отреагировала на целый ворох проблем в отношениях с украинской стороной именно по «черному золоту». Например, сумма задолженности Украины по платежам за уголь ДНР уже достигла нескольких миллионов гривен, а Киев совершенно не демонстрирует стремления к диалогу и преследует предпринимателей, налаживающих торговые связи с угольной отраслью ДНР.
И обратный отсчет пошел — в «Укрэнерго» зафиксировали, что без импорта антрацитового угля украинским ТЭС хватит в лучшем случае на месяц работы, после чего 40 процентов станций останутся без топлива, и, соответственно, часть Украины — без электричества.
Более оптимистичен был приглашенный на отчет в Верховную Раду министр энергетики Владимир Демчишин. Внезапно для всех выяснилось, что в ЮАР законтрактованы два судна с 260 тысячами тонн угля именно дефицитных антрацитовых марок, они уже в пути и прибывают на Украину 4 и 12 декабря. Таким образом, констатировал Демчишин, «запас прочности» для Украины не 30, а почти 50 дней, а за это время власть в Киеве что-нибудь, да придумает.
А в последний день осени министр порадовал украинцев известием о том, что подписаны договоры на поставку в январе-феврале 2016 года еще 170 тысяч тонн угля из ЮАР, однако на всякий случай дал понять, что лучше бы включить для Крыма хоть одну линию, например, «Каховка-Титан», и тогда будут разблокированы поставки угля из зоны АТО (антитеррористической операции, так в Киеве называют боевые действия на юго-востоке Украины — прим. «Ленты.ру»).
Киевские власти не первый раз уповают на угольных поставщиков из ЮАР. Но пока от такого варианта было больше неприятностей, чем пользы. В 2014 году оказалось, что уголь из ЮАР попросту непригоден для сжигания в печах украинских ТЭС и лишь при большом желании его можно использовать, сжигая только в смеси с российским углем (которого на Украине скоро совсем не будет). Тогда Генпрокуратура Украины даже возбудила уголовные дела за то, что ответственные должностные лица своевременных мер для расторжения контракта и применения штрафных санкций не приняли, и в результате допущено приобретение заведомо некачественной продукции на общую сумму почти 30 миллионов долларов США.
Заодно был разбит и аргумент о выгоде закупок твердого топлива именно в ЮАР — в результате неоднократного подписания дополнительных спецификаций к основному контракту фактическая стоимость приобретенного угля выросла с более-менее приемлемых 86 долларов США за метрическую тонну до фантастических 134 долларов, и это в период острой нехватки валюты на Украине, продолжающийся, собственно, и сейчас.
Тогда из миллиона тонн, предполагавшихся по контракту, Украина с горем пополам получила лишь 250 тысяч, а эпопея, за которой затаив дыхание страна наблюдала несколько месяцев, закончилась сменой министра энергетики и срочным подписанием контракта с Россией на импорт электроэнергии для прекращения веерных отключений: украинцы сидели без света от нескольких часов в сутки в крупных городах до 7-10 часов в глубинке.
Сейчас эксперты прямо говорят о том, что даже если все поставки антрацитового угля на Украину из ЮАР пройдут успешно и топливо смогут нормально использовать на станциях, то речь все равно идет об отсрочке максимум на месяц. Глобально проблема угольной блокады все равно не решена. Бодрые же заявления правительства носят исключительно политический характер и призваны показать высокую эффективность Минэнергетики — в связи с грядущим 11 декабря итоговым отчетом кабинета министров, по результатам которого могут быть приняты решения о смене отдельных министров и даже отставке всего правительства Арсения Яценюка.