Наука и техника
00:28, 3 декабря 2015

Да пребудут с тобой деньги Почему уничтожение Звезды Смерти привело к экономическому коллапсу

Владимир Корягин
Кадр из фильма «Звездные войны: Эпизод 6 – Возвращение Джедая»

Исследователь проанализировал экономику «Звездных войн» и пришел к неутешительному выводу. Оказывается, разрушение повстанцами Звезды Смерти и убийство императора Палпатина Дартом Вейдером не сокрушило Галактическую империю, а привело к экономическому коллапсу далекой-далекой Галактики, не позволив возродить Республику. В чем просчитались Люк Скайуокер и его товарищи — рассказывает «Лента.ру»

Американский исследователь Захари Файнстайн из Университета Вашингтона в Сент-Луисе подробно расписал, что произошло с экономикой далекой Галактики после уничтожения второй Звезды Смерти в шестом эпизоде космической саги — «Возвращении джедая». По мнению ученого, уничтожение гигантской космической станции по сути является атакой на всю финансовую систему. Исследователь упрекает повстанцев в нежелании строить долгосрочные планы, приводя в пример одного из лидеров восстания — Хана Соло, который «сначала стрелял, а потом думал».

За основу своих расчетов экономист взял объем стали, пошедшей на сооружение второй Звезды Смерти, и стоимость стали, использованной для строительства американского авианосца «Джеральд Р. Форд». Получилось, что металл, необходимый для строительства космической станции, обошелся бы в 226 квинтиллионов долларов (1 квинтиллион равен 1018). При этом на внутреннюю комплектацию станции, которая отличалась бы от первой Звезды Смерти лишь диаметром в 900 километров, ушло бы порядка 419 квинтиллионов долларов. Ученый особенно отмечает, что в своих расчетах руководствовался наименьшими возможными суммами и игнорировал стоимость вооружения станции и издержек, связанных с научно-технологическими компонентами.

Таким образом, настоящая стоимость проекта второй Звезды Смерти (с учетом валового галактического продукта — ВГП) им оценивается в 53 секстиллиона долларов (1 секстиллион равен 1024). Для того чтобы корректно оценить масштабы затрат, Файнстайн апеллирует к «Манхэттенскому проекту» — созданию первой в США атомной бомбы. Сравнивая реальный проект со строительством Звезды Смерти, ученый пришел к выводу, что на первую станцию уходило примерно 0,21 процента ВГП в течение 20 лет — то есть 4,6 секстиллиона долларов ежегодно.

Однако на самом деле ученого интересовали не сами расходы, а финансовые механизмы, благодаря которым Империя смогла создать такое колоссальное сооружение. В своих расчетах исследователь решил отталкиваться от стоимости первой Звезды Смерти, которую он оценил в 193 квинтиллиона долларов по курсу 2012 года.

Используя многочисленные материалы из «Вукипедии» — аналога «Википедии» по Вселенной «Звездных войн», Файнстайн предположил наличие галактической банковской системы с активами в 60 процентов ВГП — национализированном во время Войн клонов «Межгалактическом банковском клане» (МБК) и других банках 1,75 миллиона миров — полноценных членов Галактической империи. Именно национализированный МБК обеспечивал стабильность валюты Галактической империи и владел активами в 20 процентов ВГП. При этом во всей далекой-далекой Галактике, по расчетам Файнстайна, оперировал 17 501 банк, а треть из них представляла собой дочерние структуры МБК.

Далее Файнстайн попытался рассчитать последствия уничтожения второй Звезды Смерти, сопровождавшегося гибелью Дарта Вейдера и императора Палпатина. По оценкам ученого, было выплачено порядка 50 процентов стоимости первой станции, в то время как ни одного транша за вторую Звезду Смерти Галактическая Империя перечислить не успела. Кроме того, экономист взял за условие отсутствие у Империи большого государственного долга, а процентную ставку выплат по долгам принял за 0 процентов. Таким образом экономист оценил потери от уничтожения обеих станций (с учетом обесценивания государственных облигаций) в 515,5 квинтиллиона долларов.

Файнстайн брал в расчет и другие показатели — например, взяв параметр ежегодного роста ВГП, равный двум процентам, а также предположив, что Империя учитывала определенные экономические риски. Ученый полагает, что ВГП Галактической Империи во временной отрезок с четвертого по шестой эпизоды составлял порядка 6,090 квинтиллиона долларов. Уничтожение Звезды Смерти экономист сравнил с террористической атакой 9/11 в США, предположив, что рынки после этого рухнули на 20 процентов, спровоцировав технический дефолт. Кроме того, с уничтожением правительства в лице императора Палпатина межгалактические банки должны были отказаться от своих обязательств по страхованию вкладов в случае банкротства банков.

Чтобы спасти эту систему, альянс повстанцев должен был не только добиться политической легитимности после сокрушения верхушки Империи, но и подготовить огромное количество денег для санации финансовой системы. Повстанцы должны были подготовить сумму, равную 15-20 процентам общегалактического ВГП, для снижения рисков и предотвращения коллапса экономики. Поскольку они такими средствами не обладали, скорее всего, экономика далекой-далекой Галактики вступила в период тяжелейшей депрессии. А финансовая несостоятельность повстанцев не позволила им сокрушить Империю и восстановить Республику.

Несмотря на то что выводы Файнстайна, равно как и все его исследование, носят условный характер, можно сказать, что они вполне справедливы. И даже стыкуются с завязкой седьмого эпизода «Звездных войн», который, судя по трейлеру, рассказывает о том, что не знающие экономики повстанцы вместе с возрождающимся орденом джедаев не вернули Республику, хоть и победили Империю. Во многом это исследование объясняет и отказ от канона (книг, комиксов, настольных и компьютерных игр), которые продолжали историю Вселенной «Звездных войн» после шестого эпизода оригинальной трилогии.

< Назад в рубрику