Интернет и СМИ
00:34, 3 декабря 2015

Теория персональной жертвы Откровения российских журналистов, адресованные обществу и коллегам

Светлана Поворазнюк (Заместитель главного редактора)
Павел Лобков
Фото: Анна Губерт / Интерпресс / ТАСС

1 декабря, во Всемирный день борьбы со СПИДом, ведущий телеканала «Дождь» Павел Лобков признался, что больше десяти лет является ВИЧ-инфицированным. Известно, что это объявление далось журналисту непросто. Зачем он это сделал? По выражению Лобкова, он принес обществу персональную жертву, чтобы избавить людей от страха перед ВИЧ-положительными, общения с которыми в России избегают не только рядовые граждане, но и врачи. «Лента.ру» вспомнила, кто еще из российских журналистов пытался своими откровениями подтолкнуть общество и коллег по цеху к обсуждению важных вопросов.

Лобков рассказал свою историю в эфире программы Hard Day’s Night на «Дожде». Она была посвящена проблемам СПИДа, в гостях у журналистов был руководитель Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом Вадим Покровский — первый лечащий врач Лобкова. Журналист пришел к нему в 2003 году, после того как в поликлинике Управделами президента, к которой сотрудники НТВ были прикреплены по системе ДМС, ему поставили диагноз ВИЧ+.

Журналист обратил внимание, что врачи не умеют информировать пациентов о тяжелых заболеваниях. Врач Лобкова, к примеру, с ним не церемонилась: в резкой форме заявила, что он будет откреплен от поликлиники как ВИЧ-инфицированный, его дело будет передано в Московский комитет здравоохранения для постановки на учет, и распрощалась. Никаких подробностей о заболевании и перспективах лечения доктор не сообщила.

В Центре профилактики и борьбы со СПИДом журналиста успокоили: ему объяснили, что ВИЧ-положительный статус — это не смертный приговор, и назначили терапию.

Лобков также обратил внимание на препятствия, с которыми сталкиваются люди с этим диагнозом в России. Это касается не только стереотипных представлений о небезопасности общения с ВИЧ-положительными. Медики отказываются лечить ВИЧ-инфицированных даже за деньги, сказал журналист. По его словам, он около года не мог найти стоматолога, который бы установил ему зубные импланты, убеждая врачей со ссылкой на научные работы американских коллег, что нет разницы в приживаемости импланта у ВИЧ+ и ВИЧ-.

Извинения Константина Гольденцвайга

В июне нынешнего года известный журналист НТВ Константин Гольденцвайг, проработавший на канале в общей сложности 12 лет, принес публичные извинения зрителям за то, что он, по его выражению, участвовал в пропагандистском безумии, и уволился.

«Да здравствует личная гигиена, ура», — написал он на своей странице в Facebook, сопроводив запись кадром из мультфильма «Мойдодыр».

Ну, и пару слов о наших творческих планах, о которых руководству сообщил ещё в марте.По своему желанию, давно (и всё же...

Posted by Konstantin Goldenzweig on 9 июня 2015 г.

Позже выяснилось, что Гольденцвайга собирались уволить за его интервью немецкому телеканалу Phoenix, в котором он ответил на вопрос, что испытывает российское руководство, которое не пригласили на саммит G7.

Спустя некоторое время, по всей видимости, в ответ на пост Гольденцвайга в соцсети, команда НТВ выложила на сайте канала видео «Прощай, Костя!» — нарезку эпизодов, в которых репортер излагает позицию, противоположную той, что высказал в эфире Phoenix. На это Гольденцвайг ответил, что «приносить извинения за постыдное участие в этом позоре проще, когда все грехи и огрехи собраны воедино», и добавил, что «ушел на дезинфекцию». Несмотря на противоречия, на которых НТВ попыталось поймать журналиста, его поддержали многие коллеги по цеху.

Каминг-аут Антона Красовского

В конце 2013 года Антон Красовский, сооснователь и ведущий канала Kontr TV, в эфире программы Angry Guyzzz заявил о свой гомосексуальности.

«Я гей, и при этом я такой же человек, как вы, мои дорогие зрители, как президент Путин, как премьер Медведев, как депутаты Государственной думы», — сказал тогда Красовский.

Он заговорил об этом неслучайно: в Госдуме в то время обсуждался законопроект о запрете пропаганды гомосексуализма, и передача, в которой журналист совершил каминг-аут, была посвящена именно этой теме.

В тот момент, когда критикуемый со всех сторон законопроект прошел первое чтение, публичное заявление Красовского имело большой эффект и обострило дискуссию вокруг законопроекта. Позже в интервью «Снобу» (этот материал установил рекорд по количеству лайков в соцсетях) Антон признался, что это решение далось ему нелегко. Впоследствии он говорил, что жалеет о своем откровении каждый день. Закон, против которого он боролся, в результате был принят и вступил в силу в том же году.

Алексей Пивоваров о цензуре

В апреле 2012 года ведущий НТВ Алексей Пивоваров в телеинтервью с президентом Дмитрием Медведевым заявил, что сталкивается с препятствиями, которые мешают ему выполнять свои обязанности как журналисту. В сущности, Пивоваров заявил о цензуре на канале, чего от ведущего никак не ожидали в разговоре с президентом.

В 2012 году атмосфера внутри НТВ действительно была непростой. Из-за давления со стороны генерального руководства телекомпании канал покинули ключевые журналисты и редакторы программ «Центральное телевидение» и «НТВшники».

«Коммерсантъ» писал, что разногласия с руководством были и у Пивоварова. В конце 2011 года он якобы отказался вести субботний выпуск программы «Сегодня», поскольку в нем не предполагалось материала о митинге на Болотной площади. Ни канал, ни сам Пивоваров эту информацию не комментировали. Сюжет о митингах в субботнем выпуске все-таки появился, причем его показали первым. В медиасообществе это было воспринято как победа Пивоварова.

Уход основателя «Эха Москвы»

В мае 2015 года радиостанцию «Эхо Москвы» покинул ее основатель Сергей Корзун. Это событие не стало бы большой новостью (Корзун уходил с «Эха» и возвращался несколько раз), если бы не его прощальное письмо, опубликованное в «Живом журнале». В нем Корзун констатировал смерть мозга радиостанции, поскольку на смену эпохе качественной журналистике на «Эхо» пришла эпоха тотальной Леси Рябцевой.

Корзуна возмутило, что главный редактор станции Алексей Венедиктов не отреагировал на несколько постов его помощницы Рябцевой об оппозиции, опубликованных в блогах «Эха». Оппозиция — это «безжалостные, одновременно бесхребетные и врущие самим себе жлобы», «на работе нас окружают ничего не понимающие или не знающие м…даки», писала Рябцева. Корзун воспринял это на свой счет. По его мнению, отсутствие реакции со стороны Венедиктова означало, что главред солидарен со своей помощницей, а значит, берет «курс на поддержание рейтинга в ущерб базовым ценностям» и предает аудиторию.

Речь Леонида Парфенова на вручении премии Листьева

В 2010 году Леониду Парфенову вручили премию имени Влада Листьева. Перед церемонией ему предложили произнести семиминутную речь на тему, которая представляется ему актуальной. Парфенов говорил об огосударствлении российского телевидения.

Журналист начал с эпизода нападения на Олега Кашина, который, по его мнению, до того случая не существовал и не мог существовать для федеральных каналов, поскольку писал про оппозицию. Закончил тем, что телевизионщики больше напоминают чиновников, следующих логике подчинения, а потому полностью утративших объективность. Ничего нового Парфенов коллегам не открыл, однако, по его выражению, реализовал потребность назвать вещи своими именами с трибуны, откуда его услышали и профессионалы, и зрители.

< Назад в рубрику