1 января 2016 года в силу вступает новое российское продовольственное эмбарго. На этот раз — против Турции. По оценкам экспертов, вслед за отказом от турецких продуктов стоит ждать очередного всплеска инфляции. В 2016 году рост цен может достигнуть десяти процентов — почти в два раза больше, чем прогнозируют власти.
1 декабря правительство опубликовало перечень запрещенных турецких продуктов. В него входит 17 позиций, большая часть из них — овощи и фрукты. С 1 января 2016 года с прилавков магазинов должны пропасть томаты, огурцы, лук, апельсины, мандарины, виноград, яблоки и еще ряд товаров, например тушки кур и индеек, свежие гвоздики и соль — так Россия наказала Турцию за сбитый бомбардировщик Су-24.
Продовольственное эмбарго, как известно, ведет не только к финансовому ущербу фермерам, которые теряют доступ к зарубежным покупателям, но и является драйвером роста цен в стране, вводящей ограничения. Причин для этого несколько. Привычные схемы поставок ломаются, у торговых сетей возникает дефицит некоторых продуктов. Этим пользуются альтернативные поставщики, резко поднимающие цену товаров. Появляется благодатная почва для спекуляций. Магазинам легче взвинчивать цены (даже без особого повода), так как растут инфляционные ожидания населения. Пока люди готовы платить — все дорожает.
Первое эмбарго России против ЕС, США и других государств, вводивших антироссийские санкции, привело к раскручиванию инфляционной спирали. 30 ноября глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев признал, что осенью 2014 года цена на овощи и фрукты взлетела в три-четыре раза. Инфляция не стабилизировалась, пока не были налажены новые связи с поставщиками. На этот раз Артемьев пообещал держать руку на пульсе потребительского рынка.
О том, что цены могут вырасти, предупредили и в Минэкономразвития. 29 ноября заместитель министра экономического развития Олег Фомичев сообщил, что стоимость продуктов незначительно поднимется, если не удастся оперативно провести импортозамещение по Турции.
Минэкономразвития ждет, что по итогам 2015 года инфляция приблизится к 13 процентам. Предсказание Центробанка — 12-13 процентов. В 2016-м — 6,4 и 5,6 процента соответственно. Похоже, ведомствам придется пересмотреть официальные прогнозы.
Торговые сети уже начали готовиться к новому эмбарго. За месяц им придется изменить продовольственную политику и найти альтернативу товарам из Турции. Их в России достаточно много.
Представитель «Ашана» Мария Курносова сообщила «Ленте.ру», что доля турецкой продукции в ассортименте магазина высока в сегменте охлажденной рыбы — 90 процентов сибаса и дорады закупается в республике. 90 процентов лимонов также завозятся оттуда. Но данные продукты под запрет правительства не попали. «Поставщиков по овощам и фруктам можно заменить на марокканских, израильских и китайских. Однако могут возникнуть трудности с оперативностью», — отмечает Мария Курносова. По ее словам, сейчас «Ашан» изучает возможности замещения турецких поставщиков.
В пресс-службе X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») рассказали, что в их сети доля продовольствия из Турции не превышает процента от годового товарооборота. По словам представителя X5, компания планирует оперативно наладить новые цепочки поставок, в частности, из стран Северной Африки и Ближнего Востока.
При этом в торговых сетях отказываются комментировать ситуацию с ценами. Опрошенные «Лентой.ру» эксперты уверены, что ограничительные меры приведут к всплеску инфляции и ухудшению качества питания россиян.
Убытки от комплекса российских санкций (не только продовольственных) в Турции оценили в 20 миллиардов долларов. Это большая сумма, около трех процентов ВВП государства. Назывались цифры и поскромнее: в ближайшее время турки не смогут доставить в РФ около 190 тысяч тонн фруктов и овощей, они портятся на складах и в портах, — единовременный ущерб экспортеров составляет 150 миллионов долларов. Но заплатить придется и россиянам.
По словам зампреда правления Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров («Руспродсоюз») Дмитрия Леонова, запрещенные к ввозу турецкие томаты занимают в российском импорте долю в 40 процентов, огурцы — примерно в 25 процентов. Эксперт сомневается в том, что отечественные производители смогут полностью заменить выпавшие объемы, особенно зимой: не хватает теплиц и овощехранилищ.
Гендиректор отраслевого аналитического агентства FruitNews Ирина Козий сообщила «Ленте.ру» следующие данные: в сезон с августа 2014 года по июль 2015 года (то есть в течение года после введения первого эмбарго) в общей структуре поставок Турция заняла 36 процентов (в натуральном выражении, по весу) в сегменте цитрусовых; 51 процент — в импорте винограда; 20-30 процентов — клубники; 24 процента — косточковых (абрикосов, персиков, слив и пр.); 29 процентов импорта огурцов. Хуже всего ситуация с помидорами: сейчас самый разгар их поставок, а импорт зависит от турок на 50 процентов. Собственное производство томатов в России зимой замирает, утверждает эксперт.
«Данные нашего мониторинга розничных магазинов в Москве показали, что за год с начала действия российского эмбарго цены на фрукты выросли на 60-100 процентов. Самые недорогие фрукты подорожали сильнее всего», — комментирует Ирина Козий. А турецкая продукция как раз продавалась в низком ценовом сегменте. «Ее уход с рынка окажет наибольшее влияние именно на небогатых потребителей и приведет к еще большему ухудшению их рациона питания. За год потребление свежих фруктов в РФ упало с 48 до 40 килограммов в год», — сетует специалист. Итогом антитурецкого эмбарго станет не только рост цен и падение потребления, отмечает она. Вырастут «серые» поставки продовольствия, а качество продуктов на полках упадет.
В Центре макроэкономического анализа Альфа-банка «Ленте.ру» сообщили, что ограничения на турецкий импорт могут добавить к инфляции 1,5 процентных пункта. «Эффект эмбарго будет особенно сильно ощутим именно в зимний период, когда возможности по импортозамещению у российских производителей гораздо ниже», — подчеркивается в исследовании банка.
Примечательно, что санкции против Турции повлияют и на поведение ЦБ. 11 декабря совет директоров Центробанка рассмотрит вопрос о ключевой ставке. Инфляционные риски, растущие из-за нового эмбарго, повлияют на решение регулятора. В Альфа-банке полагают, что монетарная политика ЦБ не будет смягчена, а ставка останется на уровне 11 процентов. Аналитики кредитной организации прогнозируют, что в 2016 году рост потребительских цен составит 8 процентов. «Потенциальный масштаб дополнительного инфляционного шока (от введения новых санкций — прим. «Ленты.ру»), на наш взгляд, составляет два процентных пункта», — указывают они.
Таким образом, в 2016 году инфляция может составить около десяти процентов, что гораздо выше ожиданий Минэкономразвития и Центробанка.
По последним данным Росстата, реальные зарплаты населения за год уменьшились на 10,9 процента (средний уровень — 33 тысячи 240 рублей). Но дальнейший рост цен скажется не только на платежеспособности россиян, которая неизбежно снизится. Упадет и уровень потребления и, как следствие, оборот розничной торговли (по данным Минэкономразвития, в октябре он уменьшился на 11,7 процента). Значит, все меньше надежд на то, что экономика в 2016 году начнет восстанавливаться.