Доллар за последние два дня стал дороже на два рубля, евро — более чем на три. Соединились сразу несколько негативных факторов, которые влияют на курс национальной валюты. Эксперты сходятся в том, что предсказать движения рубля в краткосрочной перспективе невозможно, но уверены, что его ждет глубокое падение. Виной всему — нефть и действия американского и европейского центробанков. Эту статью мы включили в число лучших публикаций 2015 года. Другие лучшие материалы можно посмотреть пройдя по этой ссылке.
Ни для кого не секрет, что основным фактором, определяющим курс российской валюты, являются нефтяные котировки. В пятницу, 4 декабря, когда на лондонской бирже ICE начались торги, январские фьючерсы на нефть Brent подскочили до 44 за баррель. Но накануне цены рухнули до 40 долларов за бочку — с начала года североморская марка подешевела на 25 процентов.
Падение нефтяных котировок связано с фундаментальным фактором: на мировом рынке сложился переизбыток предложения углеводородов. Ценовой скачок в конце недели связан в том числе с заседанием ОПЕК, начавшимся 4 декабря, на котором будет решаться ключевой для картеля вопрос: объем разрешенной добычи. Сейчас он составляет 30 миллионов баррелей в сутки — именно столько могут производить члены организации. Правда, квота постоянно нарушается. В сентябре, к примеру, страны ОПЕК вместе выкачивали 31,71 миллиона бочек в день.
Если картель поднимет квоту на добычу, стоимость нефти обвалится (так как вырастет объем предложения). Если снизит — котировки пойдут вверх. Фактор неопределенности добавляет нервозности на глобальный сырьевой рынок и оказывает влияние на валютный. Особенно на рубль, крепко связанный с нефтью.
Но нефть — не единственный рычаг воздействия на отношения доллар-рубль.
«Сейчас курс рубля к доллару достаточно сбалансирован, однако для всех очевидно, что это равновесие крайне неустойчиво и очень легко может быть нарушено», — отмечает советник генерального директора по макроэкономике брокерского дома «Открытие» Сергей Хестанов. Эксперт обращает внимание на неизбежность повышения ставки Федеральной резервной системы (ФРС) США, которое укрепит доллар и, соответственно, окажет давление на рубль.
Сейчас базовая ставка ФРС находится на рекордно низком для Соединенных Штатов уровне — 0,25 процента. Американский центральный банк понизил ее во время финансового кризиса 2008 года, чтобы поддержать национальную экономику. Дешевые кредиты — эффективный метод ее оживления. Вот уже полтора года в Федрезерве идет дискуссия о повышении ставки. Для этого необходимо соблюдение нескольких условий: стабильная ситуация на рынке труда, достижение целевого показателя по инфляции (2 процента) и рост ВВП. Три этих условия соблюдены, рынок ожидает увеличения базовой ставки. Следующее заседание ФРС начнется 15 декабря.
Возвращаясь к рынку нефти, Сергей Хестанов говорит, что здесь положение еще более серьезное. «До конца нынешнего года вряд ли можно предсказать динамику курса: могут произойти самые разные события, но в первом квартале следующего года Иран с большой вероятностью выйдет на рынок со своей нефтью, и тогда начнется "война скидок"», — объясняет он.
«Для Ирана Европа была традиционным рынком сбыта. Теперь он поделен между Россией и Саудовской Аравией. Как только Иран освободится от санкций, он непременно попытается вернуться в Европу, а никто из его конкурентов, разумеется, просто так свою долю рынка не уступит», — убежден эксперт. Все участники рынка будут стараться продать нефть по самой привлекательной цене, а значит, цены резко снизятся.
Пострадавшими в этой демпинговой войне будут бюджеты стран-поставщиков углеводородов, так как доходы от продажи нефти резко сократятся. «Совершенно очевидно и то, что любые проблемы бюджета будут решаться в России с помощью девальвации рубля» , — полагает Хестанов.
Примечательно, что появление новых очагов напряженности на Ближнем Востоке слабо влияет на рынок нефти. Конфликт в Сирии, растущее напряжение в отношениях между Турцией и Россией, активность запрещенной террористической группировки «Исламское государство» — казалось бы, все это должно давить на стоимость углеводородов, ведь речь идет о нефтеносных регионах.
Но партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин называет разговоры о влиянии сирийского фактора на нефтяные цены «домыслами». Эксперт решительно отвергает версию о том, что Россия участвует в антитеррористической операции в Сирии, чтобы подтолкнуть котировки вверх. «Пока не затронуты крупные источники добычи и основные пути доставки нефти на рынок (такие, как Персидский залив), баланс спроса и предложения — главный и единственный фактор ценообразования», — подчеркивает Крутихин. Но и он не исключил отдельных ценовых скачков, вызванных ближневосточными новостями.
«Взлеты под воздействием нервишек трейдеров или разовых спекуляций никуда не денутся, но не они определяют коридор цены, формируемой спросом и предложением. Взлетели — просели. Кто-то нажился на фьючерсах. А реальные продажи по реальной цене как шли, так и идут», — отмечает он. По его словам, даже гражданская война в Ливии (а страна прекратила экспорт углеводородов) не сказалась на ценах — резко выросла добыча сланцевой нефти в США, рынок остался в равновесном положении.
На курс рубля к доллару сильнейшее влияние оказывает нефть. С евро — иная история. 1 декабря единая европейская валюта торговалась чуть выше 70 рублей. 2 декабря добралась до отметки в 71 рубль. 3 декабря рубль сдался: евро подскочил почти на три рубля — с 71,46 до 74,24 (максимум за два последних месяца).
Национальная валюта обвалилась сразу после выступления главы Европейского центрального банка (ЕЦБ) Марио Драги. Во-первых, ЕЦБ принял решение оставить базовую ставку на прежнем уровне — 0,05 процента. Во-вторых, регулятор объявил о продлении программы поддержки экономики в еврозоне до марта 2017 года. В целом Драги позитивно оценил ситуацию в Европе. По его мнению, экономика восстанавливается благодаря помощи ЕЦБ (стимулирующая и мягкая монетарная политика), низким ценам на нефть (Европе это выгодно, поскольку она является одним из крупнейших потребителей топлива) и растущие реальные доходы населения.
Обилие позитивных новостей и неоправданные ожидания (многие участники рынка играли на понижение в надежде, что ЕЦБ уменьшит ставку и опустит евро) привели к росту единой европейской валюты. 4 декабря на Московской бирже за нее дают 73,45 рубля (данные на 16:00 мск). Официальный курс евро на 5 декабря — 73,67 рубля (рост — две десятых рубля в сутки).
В глобальном масштабе рубль ждут тяжелые времена, считает Сергей Хестанов из «Открытия». Впрочем, с ним могут не согласиться специалисты финансово-экономического блока правительства. 10 ноября Алексей Улюкаев заверял, что никаких предпосылок для девальвации и потрясений на валютном рынке нет. А заместитель министра финансов Алексей Моисеев говорил, что рубль к концу года ослабеет, но только под действием сезонных факторов. Россияне между тем готовятся к новому падению рубля. Согласно опросу ВЦИОМ, большая часть населения (52 процента) уверены, что доллар будет стоить 69 рублей (текущий курс на бирже — 67,5).