Вкладывать деньги в рестораны, магазины и отели уже не модно. Другое дело — информационные технологии. На днях великий Майкл Джордан с завидной легкостью вложил несколько десятков миллионов долларов в компанию Sportradar, обещающую революцию на рынке спортивной статистики. Чуть ранее теннисист Энди Маррей щедро профинансировал сразу несколько британских стартапов. Не остались в стороне и такие звезды, как Майкл Оуэн, Тьерри Анри и Сеск Фабрегас. «Лента.ру» рассказывает о самых видных инвесторах-спортсменах.
Швейцарская компания Sportradar специализируется на сборе и анализе спортивной информации. Сегодня это один из лидеров на рынке статистики. Информация предоставляется в режиме реального времени по 48 видам спорта. Компания сотрудничает с букмекерскими конторами и фэнтези-лигами, делится данными с Google и Yahoo Sports, а несколько месяцев назад заключила многолетние контракты с НХЛ и НФЛ. В конце октября Sportradar привлек 44 миллиона долларов инвестиций. Именно столько в компанию вложили владельцы трех клубов НБА — Майкл Джордан («Шарлотт Хорнетс»), Тед Леонсис («Вашингтон Уизардс») и Марк Кьюбан («Даллас Маверикс»).
Это первый опыт Джордана как инвестора, но легенда баскетбола может позволить себе не скупиться: в 2014 году экс-защитник «Чикаго Буллс» стал первым в истории Национальной баскетбольной лиги игроком-миллиардером. Это произошло после того, как Джордан увеличил свою долю акций в «Шарлотт Хорнетс» с 80% до 89,5%.
Единственный способ узнать, чем Дэвид Бэкхем занимается прямо сейчас, — воспользоваться приложением для видеотрансляций MyEye (аналог модного нынче в России Periscope). По сути, это социальная сеть, куда пользователи выкладывают видео в режиме онлайн. Камера на телефоне транслирует события, происходящие вокруг конкретного человека, прямиком в интернет. Посмотреть получившееся видео в течение 72 часов можно из любой точки земного шара. Через три дня трансляция стирается из памяти приложения навсегда.
Бывший полузащитник сборной Англии, а также клубов «Манчестер Юнайтед» и «Реал Мадрид» вложился в MyEye минувшим летом. Общая сумма инвестиций, включая средства Бекхэма, — два миллиона фунтов стерлингов. Экс-футболист не только поверил в идею британского стартапа, но и сам стал одним из пользователей приложения.
«Я уверен, что MyEye изменит мир социальных медиа», — заявил он журналистам вскоре после заключения сделки. Благодаря маркетингу, выстроенному на имени Бэкхэма, в первые 48 часов приложение на свои смартфоны скачали четыре миллиона человек по всему миру. Правда, легенда футбола не спешит превращать жизнь в одну сплошную онлайн-трансляцию, лишь изредка радуя поклонников уникальным контентом. Например, пользователи MyEye могли увидеть, как Бэкс гуляет по Лос-Анджелесу или общается с вьетнамскими мальчишками во время поездки в Хошимин.
Grabyo — один из самых успешных британских стартапов. Компания придумала технологию, позволяющую вырезать видео непосредственно из прямых трансляций, после чего делиться им в социальных сетях. В клипы интегрирована реклама, таким образом вещательные компании и правообладатели получили возможность дополнительной монетизации.
К финансированию стартапа подключился целый пул звезд — футболисты Тьерри Анри, Сеск Фабрегас и Робин ван Перси, а также 4-кратный чемпион НБА Тони Паркер. Спортсмены вложили в компанию около двух миллионов долларов и занимались ее активным пиаром в соцсетях. «Люблю смотреть видео в Twitter и Facebook и рад, что видеоклипов с лучшими моментами матчей стало еще больше», — сообщил поклонникам Фабрегас.
Сегодня Grabyo сотрудничает с BSkyB, ITV, Channel 5 и другими обладателями телеправ на трансляции. Компания успела поработать на матчах английской премьер-лиги, испанской Ла Лиги и Лиги чемпионов, а также в НХЛ и на Уимблдоне. В октябре объявили о возможности создавать квадратные и прямоугольные видео для постинга в Instagram и Snapchat.
В другой видеостартап вложился полузащитник «Барселоны» Андрес Иньеста. Футболист всерьез заинтересовался миниатюрной камерой, которая, словно в фильмах про шпионов, встраивается в футболку на уровне груди и позволяет смотреть матч глазами игрока. «Умную» одежду придумала испанская компания FirstV1sion. Стартап планирует привлечь около трех миллионов евро до конца года.
Технология была успешно опробована в баскетбольном матче между «Барселоной» и «Реалом» и теперь регулярно проходит испытания в Евролиге. Камеры встроены в футболки рефери.
Подался в сферу технологий и Криштиану Роналду. Объединившись с компанией Monster, футболист выпустил линейку беспроводных наушников под брендом ROC Live Life Loud. Музыкальные аксессуары стоимостью от 170 до 300 долларов поступили в продажу в конце лета. Помимо наушников, Роналду предлагает стереоколонку ROC BackFloat, умеющую плавать.
Меломаны сразу же раскритиковали новые гаджеты, назвав их необоснованно дорогими. А издание The Verge в обзоре отметило, что «единственная классная особенность наушников — это их название». «Они броские, черно-золотые, но больше ничем не выделяются среди конкурентов. Почему же они так много стоят?» — удивлялись журналисты.
Бывший игрок английской сборной Майкл Оуэн в 2013 году инвестировал несколько сотен тысяч фунтов в социальную сеть Sportlobster — что-то вроде «спортивного Facebook» для болельщиков. Платформа агрегирует новости, статьи, видео и прочий контент в одном месте — ленте пользователя. Поток новостей и постов от других пользователей формируется, исходя из интересов болельщика. Если ему нравятся «Челси», Мария Шарапова и мотоспорт, то читать он будет только про них. Как пояснили создатели Sportlobster, «людям теперь не придется носиться по всему интернету в поисках новостей о любимой команде».
Еще один звездный инвестор соцсети — австралийский автогонщик Марк Уэббер, бывший пилот «Формулы-1». Знаменитости быстро привлекли внимание к платформе: за год на ней зарегистрировались 1,85 миллиона пользователей.
Для небольшого британского стартапа, сумевшего разогнаться за первые 12 месяцев быстрее, чем Twitter, Pinterest или Tumblr, это был большой успех. И Уэббер, и Оуэн, и даже Криштиану Роналдо завели на Sportlobster свои блоги. Правда, активным пользователем остался только Оуэн. Бывший футболист, а теперь комментатор телеканала BT Sports, регулярно делится прогнозами на матчи, снимками селфи и комментариями во время и после игр.
Рекордсменом по числу инвестиций в стартапы следует признать теннисиста Энди Маррея, который при помощи краудфандинговой платформы Seedrs вложился сразу в несколько проектов. Ни один из них не имеет отношения к спорту. Trillenium — магазин виртуальной реальности, Shavekit доставляет бритвенные станки на дом, а My Mini Factory позиционируется как социальная сеть для фанатов 3D-печати.
Кроме того, чемпион Уимблдона-2013 профинансировал сеть ресторанов здорового питания Tossed. «Я инвестирую в то, что мне интересно, — объясняет Маррей. — Здоровая еда очень важна для спортсменов, мне это близко. А остальные проекты просто раздвигают границы технологий».
Еще один любитель технологий, Шакил О’Нил, потратился как минимум на десяток стартапов — от мобильного приложения Speakerfy, синхронизирущего музыку между различными девайсами, до платформы Loyal3, позволяющей покупать акции компаний всем желающим.
Рассказывают, что когда О’Нил собирался вложиться в Loyal3, он встретился в ресторане с гендиректором компании. Тот показал ему на смартфоне, как работает приложение. Пока Шак игрался с телефоном, проходившая мимо девушка поинтересовалась, чем занята звезда баскетбола. «Сейчас покажу», — ответил О’Нил и за пару кликов купил акции компании Apple.
Один из лучших центровых в истории НБА — большой фанат мобильных игр (в двух из них — Shaq Jack и Caddy Shaq — он является главным героем) и дронов. Как-то раз О’Нилу подарили 50 квадрокоптеров — добрую половину из них он разбил во время пробных запусков. Известно, что Шакил тратит около тысячи долларов в неделю на покупку новых приложений.
О своих инвестициях «самый длинный в мире гик» (он сам себя так называет) говорит: «Я никогда не думаю о деньгах. Не в них смысл. В первую очередь это возможности, веселье и способ хорошо провести время. Я спрашиваю себя, верю ли я в этот продукт и классный ли он. И насколько трудолюбивы парни, которые будут его создавать».