Не получив ответа властей на свой ультиматум, дальнобойщики, протестующие против системы «Платон», приготовились к блокаде Москвы. В акции собирались участвовать более тысячи фур, но до столицы добрались не все. Попытка заблокировать МКАД 4 декабря не увенчалась успехом, но водители большегрузов не готовы сдаться. Тем временем в Госдуме собираются приравнять автопробеги к митингам. Это позволит запрещать их и привлекать участников к ответственности в случае несанкционированных действий. «Лента.ру» наблюдала за тем, как развивался автодорожный протест.
Дальнобойщики уже три недели протестуют против системы оплаты проезда по федеральным трассам «Платон». По всей стране проходят митинги и пикеты, водители перекрывают дороги и не выходят в рейсы. 2 декабря на сходе активистов в Подмосковье, где присутствовали координаторы из 36 регионов, было решено взять Москву в клещи, перекрыв две трассы — на юге и на севере. Предполагается, что участвовать в акции будут более тысячи машин.
В ночь на 4 декабря фуры из разных регионов стали съезжаться к Москве. Колонны из грузовиков формировались на стоянках около торговых центров МЕГА в Химках и в Люберцах.
Местные жители, судя по всему, были информированы о предстоящей акции. Сочувствующие привозили водителям еду и горячий чай, приходили поддержать их.
Единого плана предстоящей акции у дальнобойщиков не было, как и четкой координации. В ночь на 4 декабря звучали предложения устроить масштабную «Улитку» на МКАДе, чтобы грузовики, двигаясь на минимальной скорости, перекрыли подъезды к городу. При этом водители собирались действовать строго в рамках закона.
В «день Х» лидер профсоюза водителей-профессионалов Александр Котов пришел на место сбора и заявил, что акция переносится на 6 декабря. Однако водители его прогнали, поскольку считают, что называющий себя координатором протеста Котов на самом деле не представляет их интересы, а пытается «слить» протест.
Примерно в 15:00 4 декабря движение на внешней стороне МКАД между Ленинградским и Алтуфьевским шоссе встало: большегрузы заняли две крайние полосы, а остальные заполнили желающие объехать «улитку». Серьезные затруднения возникли и на внутренней стороне МКАД между Киевским и Можайским шоссе.
Находящиеся на трассе водители решили, что дальнобойщики перекрывают въезды и выезды из Москвы к вечернему часу пик.
В этот момент сотрудники ГИБДД начали перекрывать трассы в рамках «спецмероприятия», которое странным образом совпало с акцией дальнобойщиков. Полицейские перекрыли выезды на МКАД и заблокировали на кольцевой фуры, которые не успели присоединиться к «улитке».
Спустя 25 минут движение по МКАД было восстановлено, но грузовики из регионов продолжали стягиваться к Москве.
К месту сбора грузовиков в Химках приехал депутат от КПРФ Владимир Родин. Парламентарий заявил, что поддерживает корректировку закона о «Платоне» и предлагает трехлетний мораторий.
Вечером полицейские отказались пускать фуры на стоянку МЕГИ. При этом, по словам очевидцев, в Химки продолжали прибывать все новые наряды полиции.
Съезжаться к Москве дальнобойщики начали с 30 ноября, однако в дороге столкнулись с противодействием полиции. Колонны фур под Нижним Новгородом, Курском, Петербургом и в других регионах останавливали сотрудники ДПС, штрафовали водителей, брали с них расписки в том, что они обязуются не участвовать в акциях протеста.
Колонну из Дагестана задержали в районе Калмыкии. Под Вологдой решение не пускать фуры объясняли террористической угрозой.
Коррективы пришлось вносить прямо по ходу движения. Водители старались ехать поодиночке, чтобы не привлекать лишнего внимания, часть дальнобойщиков пересели в легковые автомобили. «Тактика меняется на глазах. Люди сейчас просто берут грузы и на законных основаниях едут в Москву — мы едем по работе. Но они в любой момент по команде центрального профсоюза присоединятся к акции», — объяснял представитель дальнобойщиков в Санкт-Петербурге Александр Химане.
В госавтоинспекции опровергли информацию о том, что дальнобойщикам чинят преграды, отметив, что «команд на гнобление дальнобойщиков» не было.
Планировалось, что масштабная акция протеста пройдет в Москве 30 ноября, однако ее решили перенести, чтобы дать властям возможность отреагировать на требования водителей.
29 ноября водители из 15 регионов, собравшись на сход в Ростове-на-Дону, выдвинули властям ультиматум: заявили, что отказываются платить «дополнительный оброк» и требуют до 3 декабря отключить систему «Платон». В противном случае пообещали двинуться на Москву.
«Владимир Владимирович, успокой свой собственный народ. Не позволяй его грабить. Мы не хотим бузы, мы хотим кормить свои семьи, мы хотим честно работать, мы хотим честно зарабатывать и помогать родине перевозить грузы», — заявил в обращении к президенту председатель межрегионального профсоюза дальнобойщиков Александр Котов.
Попытки договориться предпринимались дальнобойщиками в течение недели. Представители протестующих вели переговоры с теми, кто готов был их слушать. Водители встретились с депутатами от КПРФ, министром транспорта Максимом Соколовым и представителями региональных властей, а также с членами Президентского совета по правам человека (СПЧ), — те посоветовали не связываться с оппозиционерами, которые пытаются использовать народный протест в своих интересах. Но консенсуса достичь не удалось.
Депутаты от КПРФ внесли в Думу законопроект о моратории на сбор платы с грузовиков на год, но глава Минтранса заявил, что оснований для продления льготного режима нет.
Вместо этого комитет Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций рекомендовал парламентариям принять в первом чтении законопроект, приравнивающий автопробеги к митингам. Депутаты от фракции «Единой России» пообещали поддержать проект, другие заявили, что воздержатся или выступят против.
Дальнобойщики надеялись, что президент скажет о них в Послании к Федеральному Собранию 3 декабря. Тем более что пресс-секретарь Дмитрий Песков утверждал, что Путин осведомлен о протесте водителей большегрузов. Не услышав в часовом выступлении главы государства ни слова о своих проблемах, они объявили общий сбор и стали формировать колонны в Подмосковье.
Из Химок фуры разъезжаться не спешат. Остаются они и на других стоянках в области. Не исключено, что попытка взять Москву в клещи повторится.