Обычно люди не гладят одежду просто потому, что нет времени включить утюг. Но, судя по последним тенденциям мира моды, теперь носить мятые вещи — признак хорошего тона. Британская газета The Guardian опросила своих экспертов о том, что они думают на сей счет, а «Лента.ру» дополнила их мнениями российских модников и международных фэшн-специалистов.
Хорошая новость для бытовых диссидентов: говорят, утюг больше не в моде. Ход, в каком-то смысле, странный — для индустрии, проповедующей принцип «выглядеть круто». Тем не менее все признаки налицо: в новой коллекции Celine представлены топы с уже готовыми складками. Так же сознательно помята новая коллекция модного бренда Vetements. В мужской моде творится то же самое: итальянская марка Poeme Bohemien предлагает тщательно измятые хлопковые свитера, а деним от Marques Almeida уже достаточно давно выглядит не только неглаженым, но и обтрепавшимся по швам. Молодые рокеры, вроде датчан Liss, традиционные законодатели тинейджерской моды, культивируют образ, сочетающий ультра-нормкор с мятыми футболками. А теперь еще и новый календарь Pirelli показал женщин не просто одетых, но одетых в довольно мятые вещи. А на женщинах, достигших многого в жизни, и неглаженое смотрится круто.
«В моем гардеробе много очень разных вещей из разных тканей, и инновационных, и традиционных, — рассказала «Ленте.ру» модный блогер Сюзи Лау, известная в соцсетях как Susie Bubble, на мероприятии Future Fabric, организованном P&G. — Я стараюсь выбирать средства ухода за одеждой, которые обеспечивают максимальный результат при минимуме ухода. Глажу только то, что задумано дизайнером в расчете на глажку и без нее, на мой взгляд, выглядят ужасно: например, атласный топ или платье. При этом есть множество дизайнеров, которые уже далеко не первый сезон делают одежду с эффектом измятости. Скажем, японцы: Реи Кавакубо, Иссей Мияке, Йоджи Ямамото. И эта одежда — просто супер!»
Конечно, помятые вещи — не всегда сознательный выбор; этот тренд — по большому счету поддержанная модой лень. Отказ от глажки все же подойдет не всем.
Часто дело в инструментах — или в их отсутствии. У многих людей, особенно «хипстерских» профессий, просто нет дома гладильной доски. Кто-то импровизирует прямо на полу, кто-то пользуется полотенцами, последняя находка — щипцы-распрямители для волос. Колумнистка Observer Ева Уайзмен использует щипцы для глажки рукавов и детской одежды; у нее, правда, есть «маленькая гладильная доска, половинного размера». Стилист The Guardian Мелани Уилкинсон не пользуется утюгом, а предпочитает отпаривать складки при помощи пара из кипящего чайника: этому фокусу она научилась на съемках.
«Современные технологии позволяют создавать Future Fabric — «ткани будущего», не нуждающиеся в утюге, отпаривателе или иных приспособлениях такого рода. Для ухода за ними достаточно инновационных средств, — прокомментировала «Ленте.ру» Маргарита Барикитон, глава департамента исследований и научных разработок компании P&G, производителя Ariel и Lenor. — Если правильно стирать одежду, следуя всем рекомендациям — производителей и вещей, и средств для стирки, и стиральной машины — ваша одежда будет долго отлично выглядеть. Скажем, для текстиля очень важен качественный кондиционер. Волокна ткани при стирке повреждаются точно так же, как и ваши волосы при мытье, и функция кондиционера для ткани идентична функции кондиционера для волос. Волокна не повреждаются, ткань сохраняет мягкость и гладкость, не нуждающуюся в утюге. Для деликатных тканей — шелка, шерсти — необходимо выбирать средства, предназначенные для этих видов волокон».
С новой модой, однако, согласны не все. Главный редактор российского Playboy Влад Ковлейский — счастливый обладатель и утюга, и гладильной доски. «Мятая рубашка — не сказал бы, что это круто», — считает он. В ужасе и Джеффри Голтис, управляющий директор ателье Savile Rowe, успех костюмов которого основан не в последнюю очередь на тщательной глажке: «Я могу понять уличный стиль — мятую, потасканную ткань. Но я не думаю, что такой стиль приживется. Для меня мятая одежда означает только одно — лень ее владельца. К тому же сегодняшние технологии не позволяют носить что-то мятое. Восемь из десяти продаваемых нами рубашек и так не нуждаются в глажке. Они сделаны из специально обработанного хлопка. И вообще, зачем носить мятые вещи — это же никак не поддержит ваше самомнение».
Еще один российский модник, фэшн-блогер Михаил Володин (behandsome.ru), утверждает, что не понимает, как «дурная привычка не гладить вещи может стать трендом». Тем, кто предпочитает объемные силуэты, по мнению Михаила, «стоит обратить внимание на футболки, толстовки и даже рубашки с текстурными принтами» — они как раз дают такой эффект.
С точки зрения эксперта по этикету Уильяма Хэнсона, проблема в том, что «людей просто не учат обращаться с утюгом. Или же они жадничают и покупают дешевый утюг и дешевую гладильную доску, которые не очень эффективны». Хэнсон не скрывает, что гладит даже нижнее белье. Однажды он прославился, отказавшись лечь спать на неглаженую простыню. «Глаженые вещи улучшают ваш внешний вид на 100 процентов. То, что это уходит из быта — это болезнь, пандемия», — говорит он.
Но в том, чтобы носить вещи, не видевшие утюга, присутствует и элемент превосходства. Человек в мятой рубашке то ли слишком занят делами, то ли озабочен более важными вопросами — оперой, глобальным потеплением или миром во всем мире. К тому же, считают некоторые, пот служит природным «утюгом» — мятая рубашка спустя несколько часов разгладится сама собой. То же «волшебство» происходит и с джинсами.
Возможно, дело действительно не в трендах, а в элементарной нехватке времени. Мы по-прежнему гладим вещи, но по мере сил стараемся передать эту обязанность другим. Как уверяют, принцу Чарлзу гладят даже шнурки ботинок — у него есть на это и время, и необходимый персонал. С прошлого года заказы на глажку в лондонской люксовой прачечной Handy выросли вдвое, в основном за счет замужних женщин 30-40 лет. «Звучит как анекдот, но многие молодые клиенты воспринимают самостоятельную глажку чуть ли не как продажу собственной души», — говорит менеджер компании Ивонн Маномано.
Вместе с тем растет и спрос на одежду, не нуждающуюся в утюге. Десять лет назад бренд Thomas Pink выпустил рубашку Traveller. За последние три месяца ее продажи подскочили на 30 процентов. Компания Max Mara разработала для деловых женщин шерстяные пиджаки с минимальным добавлением синтетики, которые не мнутся даже в чемодане. Да и феномен Athleisure — одежды в спортивном стиле, подходящей и для вечеринок, и для офиса — держится во многом на том, что ее не нужно гладить. Например, топы Heattech от Uniqlo, надеваемые под пиджак или кардиган многими служащими фирм с нестрогим дресс-кодом, практически не мнутся. Необязательно гладить и ангору с кашемиром — хотя вещи из этого деликатного материала лучше не стирать, а сдавать в химчистку.
Так что же происходит? «Не думаю, что это гендерная проблема. Люди просто слишком заняты Facebook, — объясняет Хэнсон. — Кроме того, большая часть женского гардероба сегодня чересчур сложна для домашней глажки или вообще подлежит только химчистке. В конечном счете все зависит от вашего восприятия собственного имиджа. Я лично думаю, что неопрятная одежда равняется неопрятному уму».