Владимир Путин в своем послании не слишком сильно озадачил правительство. Но стабильно низкие цены на нефть, новые и старые санкции, протестующие дальнобойщики и «погасший» Крым даже вполне тривиальные президентские поручения превращают в головоломки. «Лента.ру» проанализировала, как их решают руководители кабмина
В президентском послании социально-экономическое развитие Дальнего Востока названо «важнейшим национальным приоритетом». Владимир Путин призвал правительство ускорить доведение до среднероссийского уровня энерготарифов в регионе. А депутатов Госдумы попросил оперативно рассмотреть закон о «бесплатном гектаре».
С такой поддержкой Юрия Трутнева может остановить лишь одно — отсутствие денег в казне и экономический спад. Например, для снижения энергозатрат дальневосточных потребителей, надо либо поднимать тарифы по всей стране, либо — выплачивать многомиллиардные компенсации за счет бюджета. Минэкономразвития и Минэнерго предлагают направить на эти цели дивиденды «Русгидро». Но это значит, что у крупнейшей энергетической компании Сибири и Дальнего Востока практически не останется средства для развития. И, следовательно, решение инфраструктурных проблем региона оказывается под вопросом.
Чем больше смертей от отравления некачественным алкоголем — тем ближе Александр Хлопонин к монополизации производства спирта. Она, по замыслу вице-премьера, должна происходить под эгидой «Роспиртпрома».
Правда, например, в Башкортостане и Татарстане, производители этилового спирта — системообразующие предприятия и крупнейшие налогоплательщики. И вряд ли Уфа и Казань согласятся передать «Росспиртпрому» соответствующие мощности «Башспирта» или «Татспиртпрома» без каких-либо компенсаций.
Не исключено, что взамен национальные автономии потребуют от правительства отказа от другой хлопонинской идеи — централизации алкогольных акцизов. Т.е. о доведении до 100 процентов сборов, направляемых в федеральный бюджет, кабмину придется забыть.
Пожалуй, единственный выход в свете такого компромисса и с учетом затрат на расширение «Росспиртпрома» — повышение отпускных цен на этиловый спирт. Но неизбежное, в этом случае, удорожание водки никак не сделает изготовление контрафакта менее востребованным «бизнесом».
Президентское послание вынуждает первого вице-премьера существенно скорректировать планы по снижению расходов на «социалку». Владимир Путин призвал «очень аккуратно действовать» при объединении школ и больниц. Поскольку в то же время президент потребовал добиваться сбалансированности бюджета, задача, стоящая перед куратором финансово-экономического блока представляется почти невыполнимой.
Впрочем, Игорь Шувалов, похоже, нашел решение. По данным газеты «Ведомости», первый вице-премьер ратует за снижение беспошлинного порога интернет-торговли с 1000 до 150 евро. Данная мера позволит Шувалову прослыть защитником отечественного бизнеса, а заодно — принести столь необходимые казне допдоходы.
Все будут в выигрыше. За исключением потребителей. Тем более, что шуваловскому примеру последовал глава Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов. Он поддержал снижение норм беспошлинного ввоза багажа для физлиц.
Программа маткапитала продлевается на два года, а не на пять лет, как того добивался соцблок. Но даже это решение можно считать аппаратной победой Ольги Голодец.
Другой вопрос — достаточно ли такой финансовой мотивации для дальнейших демографических прорывов в условиях высокой инфляции и падения реальных доходов населения? И, что не менее важно, способствуют ли Голодец и ее подчиненные переходу количества в качество?
Ведь содействуя росту рождаемости, правительство в то же время, меняет систему финансирования учебных учреждений. В результате даже у детей, живущих в крупных городах, существенно ограничивается возможность для получения качественного образования.
Крымский блэкаут не стал тем несчастьем, которое помогло бы Дмитрию Козаку восстановить свое влияние на полуострове. Но вице-премьер пытается взять реванш за счет ЖКХ.
По данным «Коммерсанта», Козак собирается изменить подход к регулированию тарифов коммунальщиков. Определять, на какие услуги повышать расценки, а на какие — нет, предполагается, исходя из анализа финансового состояния той или иной отрасли.
Таким образом, профильный вице-премьер становится кем-то, вроде «жилищно-коммунального» арбитра. А значит, расположения Козака будут добиваться и региональные начальники, и различные отраслевые лоббисты. При этом степень его щедрости или, наоборот, скупости смогут ощутить граждане, получающие счета за «коммуналку».
Подопечные «военно-космического» вице-премьера в этом году не сумели полностью выполнить гособоронзаказ. Только на 96 процентов — по оценкам самого Дмитрия Рогозина. «Идут недопоставки того оборудования и комплектующих, которые раньше были заказаны у партнеров за рубежом», — объяснил чиновник в интервью НТВ. При этом микроэлектронику и станкостроение Рогозин называет «ахиллесовыми пятами», которые «очень тяжело импортозаместить в полной мере».
Впрочем, данное обстоятельство не мешает вице-премьеру критиковать экономические подходы при оценке военного потенциала и настаивать на воссоздании в России собственного авиапрома.
Увеличение до 50 миллиардов рублей объема господдержки автопрома – пожалуй, единственная хорошая новость для Аркадия Дворковича. Из-за конфликта между Москвой и Анкарой чуть было не остановился «АвтоВАЗ» — на таможне задержали турецкие автокомпоненты. Банковские аналитики предрекают взлет цен на продукты из-за запрета на поставки турецких овощей и фруктов. Не случайно, наученный горьким опытом прошлогоднего продэмбарго, Дворкович даже попытался отложить введение соответствующих санкций.
Тем временем, «Платон» и протесты дальнобойщиков значительно повысили стоимость грузоперевозок. Что также неизбежно отразится на темпах инфляции и, соответственно, социальном спокойствии. А коллеги по кабмину в частных беседах пеняют «транспортникам» и их куратору на неумение подготовить общество к болезненным нововведениям.
В то же время, полный отказ от «Платона» или значительные финансовые уступки водителям большегрузов могут сильно ударить по финансам «Росавтодора». А ведь это ведомство занимается строительством магистралей, необходимых для успешного проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году.