Экономика
11:47, 7 декабря 2015

Ралли вице-премьеров Руководители правительства в поисках баланса и денег

Александр Бирман
Фоото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости

Владимир Путин в своем послании не слишком сильно озадачил правительство. Но стабильно низкие цены на нефть, новые и старые санкции, протестующие дальнобойщики и «погасший» Крым даже вполне тривиальные президентские поручения превращают в головоломки. «Лента.ру» проанализировала, как их решают руководители кабмина

Юрий Трутнев

В президентском послании социально-экономическое развитие Дальнего Востока названо «важнейшим национальным приоритетом». Владимир Путин призвал правительство ускорить доведение до среднероссийского уровня энерготарифов в регионе. А депутатов Госдумы попросил оперативно рассмотреть закон о «бесплатном гектаре».

С такой поддержкой Юрия Трутнева может остановить лишь одно — отсутствие денег в казне и экономический спад. Например, для снижения энергозатрат дальневосточных потребителей, надо либо поднимать тарифы по всей стране, либо — выплачивать многомиллиардные компенсации за счет бюджета. Минэкономразвития и Минэнерго предлагают направить на эти цели дивиденды «Русгидро». Но это значит, что у крупнейшей энергетической компании Сибири и Дальнего Востока практически не останется средства для развития. И, следовательно, решение инфраструктурных проблем региона оказывается под вопросом.

Александр Хлопонин

Чем больше смертей от отравления некачественным алкоголем — тем ближе Александр Хлопонин к монополизации производства спирта. Она, по замыслу вице-премьера, должна происходить под эгидой «Роспиртпрома».

Правда, например, в Башкортостане и Татарстане, производители этилового спирта — системообразующие предприятия и крупнейшие налогоплательщики. И вряд ли Уфа и Казань согласятся передать «Росспиртпрому» соответствующие мощности «Башспирта» или «Татспиртпрома» без каких-либо компенсаций.

Не исключено, что взамен национальные автономии потребуют от правительства отказа от другой хлопонинской идеи — централизации алкогольных акцизов. Т.е. о доведении до 100 процентов сборов, направляемых в федеральный бюджет, кабмину придется забыть.

Пожалуй, единственный выход в свете такого компромисса и с учетом затрат на расширение «Росспиртпрома» — повышение отпускных цен на этиловый спирт. Но неизбежное, в этом случае, удорожание водки никак не сделает изготовление контрафакта менее востребованным «бизнесом».

Игорь Шувалов

Президентское послание вынуждает первого вице-премьера существенно скорректировать планы по снижению расходов на «социалку». Владимир Путин призвал «очень аккуратно действовать» при объединении школ и больниц. Поскольку в то же время президент потребовал добиваться сбалансированности бюджета, задача, стоящая перед куратором финансово-экономического блока представляется почти невыполнимой.

Впрочем, Игорь Шувалов, похоже, нашел решение. По данным газеты «Ведомости», первый вице-премьер ратует за снижение беспошлинного порога интернет-торговли с 1000 до 150 евро. Данная мера позволит Шувалову прослыть защитником отечественного бизнеса, а заодно — принести столь необходимые казне допдоходы.

Все будут в выигрыше. За исключением потребителей. Тем более, что шуваловскому примеру последовал глава Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов. Он поддержал снижение норм беспошлинного ввоза багажа для физлиц.

Ольга Голодец

Программа маткапитала продлевается на два года, а не на пять лет, как того добивался соцблок. Но даже это решение можно считать аппаратной победой Ольги Голодец.

Другой вопрос — достаточно ли такой финансовой мотивации для дальнейших демографических прорывов в условиях высокой инфляции и падения реальных доходов населения? И, что не менее важно, способствуют ли Голодец и ее подчиненные переходу количества в качество?

Ведь содействуя росту рождаемости, правительство в то же время, меняет систему финансирования учебных учреждений. В результате даже у детей, живущих в крупных городах, существенно ограничивается возможность для получения качественного образования.

Дмитрий Козак

Крымский блэкаут не стал тем несчастьем, которое помогло бы Дмитрию Козаку восстановить свое влияние на полуострове. Но вице-премьер пытается взять реванш за счет ЖКХ.

По данным «Коммерсанта», Козак собирается изменить подход к регулированию тарифов коммунальщиков. Определять, на какие услуги повышать расценки, а на какие — нет, предполагается, исходя из анализа финансового состояния той или иной отрасли.

Таким образом, профильный вице-премьер становится кем-то, вроде «жилищно-коммунального» арбитра. А значит, расположения Козака будут добиваться и региональные начальники, и различные отраслевые лоббисты. При этом степень его щедрости или, наоборот, скупости смогут ощутить граждане, получающие счета за «коммуналку».

Дмитрий Рогозин

Подопечные «военно-космического» вице-премьера в этом году не сумели полностью выполнить гособоронзаказ. Только на 96 процентов — по оценкам самого Дмитрия Рогозина. «Идут недопоставки того оборудования и комплектующих, которые раньше были заказаны у партнеров за рубежом», — объяснил чиновник в интервью НТВ. При этом микроэлектронику и станкостроение Рогозин называет «ахиллесовыми пятами», которые «очень тяжело импортозаместить в полной мере».

Впрочем, данное обстоятельство не мешает вице-премьеру критиковать экономические подходы при оценке военного потенциала и настаивать на воссоздании в России собственного авиапрома.

Аркадий Дворкович

Увеличение до 50 миллиардов рублей объема господдержки автопрома – пожалуй, единственная хорошая новость для Аркадия Дворковича. Из-за конфликта между Москвой и Анкарой чуть было не остановился «АвтоВАЗ» — на таможне задержали турецкие автокомпоненты. Банковские аналитики предрекают взлет цен на продукты из-за запрета на поставки турецких овощей и фруктов. Не случайно, наученный горьким опытом прошлогоднего продэмбарго, Дворкович даже попытался отложить введение соответствующих санкций.

Тем временем, «Платон» и протесты дальнобойщиков значительно повысили стоимость грузоперевозок. Что также неизбежно отразится на темпах инфляции и, соответственно, социальном спокойствии. А коллеги по кабмину в частных беседах пеняют «транспортникам» и их куратору на неумение подготовить общество к болезненным нововведениям.

В то же время, полный отказ от «Платона» или значительные финансовые уступки водителям большегрузов могут сильно ударить по финансам «Росавтодора». А ведь это ведомство занимается строительством магистралей, необходимых для успешного проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году.

< Назад в рубрику