Эйджизм (от англ. age — возраст) — ущемление в правах пожилых людей и неуважительное обращение с ними, аналогичное тому, что хорошо знакомо пострадавшим от расизма, гомофобии и сексизма. Психологи уверены, что дискриминацию по возрастному признаку вполне можно выделить в самостоятельный вид агрессии. The Huffington Post приводит характерные признаки эйджизма.
Дьявол в деталях, напоминает издание: в повседневной жизни любая дискриминация чаще всего проявляется не в прямых оскорблениях, а в актах так называемой микроагрессии. Например, чтобы обидеть человека с темной кожей, достаточно слишком рьяно восхищаться его афропрической, а коллегу-азиата можно огорчить вопросом о том, откуда он «вообще родом».
Микроагрессия влияет на пожилых людей точно так же: снижает самооценку, вызывает стресс и, главное, мешает реализовать себя. Вот некоторые примеры подобных действий.
Так начинаются описания многих вакансий. Некоторые работодатели окончательно вносят ясность, обозначив желаемый возраст успешного кандидата: например, «25-35 лет» или просто «недавний выпускник». Подразумевается, что людей постарше на собеседование не ждут. В данном случае возрастную дискриминацию принято объяснять тем, что у работников старше выше зарплатные ожидания, или «им трудно вписаться в молодой коллектив», «они не понимают все аспекты цифровой эры».
Это примерно так же законно, как указывать в описании вакансии, что нужны «строго только славяне» или «представители нормальной сексуальной ориентации».
В конце концов, разнообразие возрастов в коллективе — это выгодно и дальновидно. Например, американские эксперты уже подсчитали, что к 2020 году 35 процентов населения страны будет старше 50 лет. Кто сможет лучше понять огромную целевую аудиторию — 25-летний или 50-летний сотрудник? Это относится ко многим отраслям производства товаров и услуг.
Активнее всего борьба с эйджизмом идет в индустрии моды. У фэшн-брендов, дизайнеров и глянцевых журналов в последние годы растет интерес к убеленным сединами моделям, способным послужить вдохновением для молодой аудитории и должным образом заинтересовать возрастную, но весьма платежеспособную часть потребителей.
by Christoph Strube for Montauk Sofa, with Models Josh Mario John and Paul Dn Mason
Posted by Carmen Dell'Orefice on 9 ноября 2015 г.
Называть фото и видео со стариками в соцсетях «очаровательными» и «мимишными»? Многие практикуют такое, а соответствующие веб-материалы пользуются большим спросом: задав в поиске Youtube запрос adorable grandparents («прелестные бабушки и дедушки»), можно обнаружить более 8,4 тысячи роликов. Беда в том, что пенсионеры — не котята и не щенки: психологи считают, что для пожилого человека слышать в свой адрес эпитеты вроде «милый» вовсе не лестно. Напротив, это заставляет чувствовать себя инфантильным и беспомощным.
Хохмы про виагру, угасающую потенцию, менопаузу, климакс и половые отношения (или их отсутствие) у пожилых людей — это юмор весьма низкого пошиба.
Пожилые люди действительно занимаются сексом, а как именно — любопытствующие смогут узнать на личном опыте через пару десятилетий.
Те, кто помоложе, любят добродушно подтрунивать над технической беспомощностью бабушек и дедушек, для многих из которых интернет, планшеты и смартфоны — темный лес. Но тут нелишне бы вспомнить, кто преподавал в университетах нынешних создателей гаджетов и сайтов. Проблема не в том, что пожилые неспособны понять новшества, а в том, что они за ними немного не поспевают — цифровой мир меняется слишком стремительно.
Публикация неуклюжей эсэмэски от бабушки или пожилой мамы в соцсетях на потеху подписчикам — это моветон. То же самое можно сказать о рекламе, высмеивающей пожилых, которые на «вы» с высокими технологиями. Например, американская страховая компания Esurance выпустила промо-ролик с пожилой женщиной, любящей «публиковать» отпускные фотографии на стене собственного дома вместо страницы в Facebook. Многие услышали в этой рекламе снисходительные нотки и неуважение, как и, например, в ролике, рекламирующем электромобиль i3 компании BMW.
Наконец, выставлять пожилых технически безграмотными просто несправедливо — этот миф давно развеян опросами и исследованиями. Например, эксперты Pew Research установили, что в Штатах около 60 процентов людей старше 65 пользуются интернетом. В начале 2014 года лишь 18 процентов из них обладали смартфонами, а годом позже — уже 27 процентов.
The Huffington Post напоминает, что средний возраст пользователя Facebook — 40,5 лет, а средний возраст работников данной корпорации — 28. Почему? Все та же вера в то, что молодежь лучше разбирается в интернете и цифровых «штучках».
Излюбленный прием внуков и внучек — разговаривать с самыми старшими родственниками, словно с малыми детьми. Не все пожилые люди слабослышащие, поэтому не нужно при знакомстве с ними усиливать громкость или замедлять темп речи. По данным Journal of Nonverbal Behavior, молодые взрослые по-разному реагируют на просьбу подсказать дорогу от 21-летнего прохожего и от 65-летнего. Во втором случае отвечают громче и медленнее. Психологи называют такую речь покровительственной. А кому понравится снисходительное отношение?
С подобной дискриминацией можно столкнуться даже в святая святых всех бабушек и дедушек — поликлинике. Врачи, увидев, что престарелого пациента привел на прием молодой родственник, часто предпочитают беседовать именно с последним, игнорируя пожилого больного, словно он ребенок. Представить себе чувства пациента несложно — кому охота в 75 лет ощущать себя великовозрастным дитятей, за которого все решают взрослые?
Пользователи Instagram, среди которых, как известно, много подростков и молодежи, активно используют хэштег #ageism.Они, а не пожилые, приравнивают эйджизм к расизму и гомофобии.