Одним из наиболее значимых аспектов городской жизни москвичи считают экологию. Согласно опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), в рейтинге городских проблем она занимает третье место (41 процент), уступая лишь таким проблемам, как большое количество мигрантов (52 процента) и низкое качество медицинского обслуживания (48 процентов).
Более половины москвичей считают экологическую ситуацию удовлетворительной, но около трети опрошенных оценивают ее негативно. Главным загрязнителем воздуха в Москве горожане (78 процентов опрошенных) считают выхлопные газы автотранспорта. И такой вывод не случаен — по данным Росстата, более 93 процентов выбросов загрязняющих веществ в Москве приходится на автотранспорт, тогда как доля предприятий ЖКХ и промышленности на этом фоне совсем незначительна.
В свою очередь, уровень загрязнения атмосферы автотранспортом связан, прежде всего, с качеством используемого топлива. Именно поэтому значительная доля москвичей считает, что автомобильные выхлопы можно уменьшить за счет повышения экологического класса бензина и дизтоплива. Главным образом, за счет полного перехода на автомобильное топливо Евро-5.
Несмотря на то, что именно Евро-5 является главным фактором улучшения качества воздуха мегаполисов, а доля более экологичного топлива на московском рынке уже довольно высока, опрос ВЦИОМ показал, что горожане пока мало осведомлены о Евро-5. Так лишь 18 процентов опрошенных заявили, что точно знают, что такое экологический стандарт Евро-5.
«Городской транспорт ожидаемо является для москвичей основным источником экологической угрозы», — прокомментировал результаты исследования директор по коммуникации ВЦИОМ Алексей Фирсов. При этом, по его словам, в сознании горожан снижение негативного воздействия связано в первую очередь с ограничительными мерами для движения автомобилей. Другие, не менее важные возможности, — повышение экологических характеристик топлива, переход на стандарты Евро-5, не является для части граждан актуальной тематикой, в отличие от населения европейских мегаполисов. «Для реализации этих возможностей нужна более активная общественная дискуссия и коммуникационная практика», — отметил Алексей Фирсов.
Примерно четверть (23 процента) москвичей приветствовало бы улучшение информированности об экологической ситуации в Москве через расширение мониторинговых постов и лабораторий, но само экологическое движение пока не пользуется широкой популярностью.
Ожидалось, что в России полный запрет на бензин и дизтопливо класса ниже Евро-5 будет введен с 1 января 2016 года, но решение отложили на 6 месяцев. Между тем, экологи предлагают запретить в Москве продажу бензина и дизельного топлива стандарта ниже Евро-5 как можно скорее. На днях общероссийская экологическая организация «Зеленый патруль» обратилась с открытым письмом к мэру Москвы с просьбой поскорее ввести в столице запрет на оборот топлив ниже класса Евро-5. В письме экологи, ссылаясь на официальные данные, подчеркнули, что около 900 тысяч тонн загрязняющих веществ выбрасывается в атмосферу столицы с выхлопными газами. Большинство из них — высокотоксичные. При этом с введением в столице стандарта топлива Евро-4 произошло снижение выбросов углеводородов по сравнению с Евро-3 — на 30,3 процента, оксидов азота — на 30 процентов и оксида углерода — на 28,6 процента, а РМ (мелкодисперсных взвешенных частиц) — на 80 процентов. Стандарт Евро-5 еще более ужесточает требования по оксидам азота, сокращая их содержание в выхлопных газах на 42,9 процента.
«Зеленый патруль» считает, что в настоящий момент «появляется реальная возможность за счет улучшения качества топлива (введения запрета на продажу топлива ниже стандарта Евро-5) значительно оздоровить атмосферу столицы», так как парк автомобилей в столице увеличивается (в среднем на 200-400 тысяч автомобилей в год) в основном за счет современных транспортных средств, которым подойдет экологичный бензин. С аналогичным письмом экологи собираются обратиться и к губернатору Московской области Андрею Воробьеву.
Как ранее отмечал «Коммерсантъ», Москва может запретить продажу бензина и дизельного топлива ниже Евро-5 уже в ближайшее время. Столица к этому готова, говорил в октябре Сергей Собянин, посещая Московский НПЗ, который полностью перешел на выпуск Евро-5 еще в 2013 году.
Частичный переход столичного автотранспорта на более экологичные топлива МНПЗ позволил снизить поступление загрязняющих веществ в атмосферу Москвы на 27 процентов, подсчитали на заводе. Это связано с тем, что в бензине и дизельном топливе Евро-5 в пять раз меньше серы, чем в Евро-4.
Как отмечал ранее управляющий директор Всероссийского общества охраны природы (ВООП) Элмурод Расулмухамедов, переход МНПЗ на выпуск автомобильного топлива экологического класса Евро-5 значительно улучшает экологическую ситуацию: «Подавляющую долю вредных выбросов в атмосферу Москвы дает именно транспорт, а не технологические выбросы промышленных объектов».
Кстати, по данным ВЦИОМ, более трети опрошенных (40 процентов) согласны, что переход Московского НПЗ в 2013 году на производство исключительно Евро-5 позволил значительно улучшить состояние воздуха в Москве.
Еще в 2011 году компания «Газпром нефть» начала масштабную программу модернизации МНПЗ, чтобы добиться европейских стандартов и даже обойти их. Стоимость программы, рассчитанной до 2020 года, превышает 250 миллиардов рублей, и в компании уверены, что она даст не только экономический, но и существенный экологический эффект.
Как рассказал ранее начальник управления по охране труда, промышленной безопасности и охране окружающей среды МНПЗ Юрий Ерохин, по итогам первого этапа модернизации предприятие более чем на 50 процентов снизило воздействие на окружающую среду.
Экологические параметры работы завода контролируются комплексной системой мониторинга воздействия на окружающую среду. Кроме того, в октябре 2015 года МНПЗ ввел в эксплуатацию эко-информер — специальный светодиодный экран, на котором в круглосуточном режиме демонстрируется информация о состоянии атмосферного воздуха в зоне влияния завода.