Путешествия
00:06, 11 декабря 2015

Одержимые океаном Как одиннадцать женщин обошли под парусом земной шар

Фото: пресс-служба Volvo Ocean Race

В Лондоне проходит фотовыставка, посвященная участию женской команды SCA в кругосветной парусной гонке Volvo Ocean Race. Это одно из самых престижных и трудных соревнований в мире парусного спорта. Корреспондент «Ленты.ру» Ольга Растегаева отправилась на Туманный Альбион, чтобы узнать из первых рук, зачем матери и жены уходят в море.

Каролин Брауэр, глядя на большую фотографию на стене, где она обнимает своего маленького сына Кайла, нежно улыбается. «Прекрасно помню этот момент, мы прощались на три недели перед очередным этапом гонки. Мой сын — молодец, он всегда был весел и никогда не плакал, когда я уходила в море. Мне так было гораздо легче с ним расставаться».

Разлучаться с трехлетним сыном маме приходилось много раз за долгие девять месяцев сложнейшей кругосветной регаты Volvo Ocean Race. Известная спортсменка из Нидерландов, Каролин Брауэр, прошедшая Олимпийские игры в Пекине, Афинах и Сиднее, выходила на старт каждого этапа парусной гонки мира в качестве триммера — рулевого женской команды Team SCA.

На фотографиях, которые мы рассматриваем вместе с Каролин и ее коллегой по команде, штурманом Либби Гринхал, на открывшейся в Лондоне фотовыставке в галерее Getty Images, запечатлены самые яркие, сложные и счастливые моменты прошедшей гонки.

Регата завершилась в июне 2015 года в шведском Гетеборге. Экипаж SCA занял предпоследнее место в итоговом протоколе — шестое. Но несмотря на этот результат, к команде на протяжении многих месяцев было приковано внимание всей мировой общественности — исключительно женский коллектив принимал участие в гонке впервые за много лет. Team SCA пересекла три океана, обогнув земной шар и сделав 11 коротких остановок в самых разных уголках планеты — от Кейптауна до Окленда, от Итажаи до Лиссабона.

На борту их было 11 — отчаянно смелых, одержимых морем и парусами женщин. Еще две запасных были готовы заменить травмированных или уставших участников в одном из портов.

«Это как в хоккее или футболе, — рассказывает Каролин, — у тебя всегда есть запасные игроки, которые сидят на скамейке. Только наша игра длится несколько больше, чем обычный матч. Примерно три недели».

Международную команду собирали лучшие селекционеры парусного спорта. В организационный комитет было подано свыше 300 заявок. На сборы, на Канары, отправились два состава по 25 человек, во время тренировок отобрали чертову дюжину — 13 лучших яхтсменок из Великобритании, США, Нидерландов, Швейцарии и Австралии. Шкипером назначили известнейшую европейскую спортсменку Сэм Дэвис, под ее руководством яхта цвета маджента, тождественного цветам спонсора шведского концерна SCA (крупного производителя товаров гигиены), вышла на старт в испанском городе Аликанте.

«Мы много и тяжело тренировались, — вспоминает Каролин. — Вставали в шесть утра, занимались в тренажерном зале, затем после завтрака выходили в море на пять часов. Каждая минута боли стоила того, чтобы оказаться в этой команде».

«А я была уверена, что стану одной из участниц, — утверждает Либби Гринхал. — Таков мой характер — я всегда иду ва-банк. Я очень много тренировалась, прежде чем влилась в команду. И по ощущениям, была на голову выше тех, кого встречала. В три раза... Я ходила под парусами всю свою жизнь, я прошла миллиарды миль. Но до этой гонки я никогда не соревновалась в открытом море».

Volvo Ocean Race — одна из самых экстремальных парусных гонок в мире, это очень сложное соревнование в физическом плане, поскольку яхта управляется экипажем только вручную. Нет никакой электроники, помогающей яхтсменам на обычных кругосветных переходах. Технический персонал, врачи, семьи передвигаются за регатой по суше и встречают участников в гоночных деревнях, на финише очередного этапа. Женская команда соревновалась наравне с мужчинами, единственную поблажку, которую дали организаторы Team SCA — количество участников. Мужской экипаж состоял всего из восьми человек. Дело в тоннаже — по правилам регаты все яхты должны весить одинаково.

«Мы физически не так сильны, как мужчины. Просматривая видео гонок мужских экипажей, мы понимали, что копировать их тактику и поведение бессмысленно, — рассказывает Карлин Брауэр. — Преимуществ особых не было, но наш большой плюс — сплоченная команда. За долгий период подготовки нам удалось очень хорошо узнать друг друга. И на восьмом этапе из Лиссабона в Лорьян мы одержали победу. Это был для меня один из счастливейших моментов всей гонки».

Чтобы представить себе, каково это — проходить трехнедельный этап в открытом море, одних фотографий и видеокадров недостаточно. Volvo Ocean Race — это когда нужно орудовать снастями, общая протяженность которых исчисляется пятью километрами, перемещать три тонны груза — продовольствия, оборудования, вещей при каждой смене галса, поднимать паруса весом добрую пару сотен кило. Писать короткие письма домой, через общий почтовый ящик.

«Это когда ты спишь по четыре часа, в гамаках, пристегиваясь ремнями, а затем работаешь четыре часа, сменяя подруг на вахте, — объясняет Карлин. — Ешь невкусную, сублимированную, порошковую еду, которая дает энергию – около 5000 калорий в день. Также на сутки тебе положен лимит пресной воды, всего 3,5 литра».

«Это когда ты порой устаешь так, что не понимаешь, какое сегодня число или день недели», — дополняет Либби Гринхалх.

А еще на яхте нет зеркал. Девчонки даже как-то подшутили над капитаном Дэвис, нарисовав ей усы и очки, когда та спала. О фривольной шутке экипажа шкипер Сэм узнала лишь через несколько дней и тоже посмеялась от души. «Двадцать дней на этапе ты не представляешь себе, как ты выглядишь. А добравшись до суши и увидев свое отражение в зеркале в отеле, первая реакция всегда одна и та же: "О, мой Бог!", — признается Либби. — Лично я отрезала волосы перед гонкой».

Они улыбаются, вспоминая веселые моменты. На вопрос, было ли страшно, Либби ухмыляется, а Каролин отвечает со всей серьезностью: «Не место на яхте тем, кто испытывает страх. Если ты боишься, ты не выживешь в океане. Были тревожные моменты. Однажды в Антарктике нас застала особенно темная ночь, не видно было ни звезд, ни луны. Абсолютная и кромешная тьма вокруг. Каждый из нас невольно задумался, как же мы отсюда выберемся. Но я не сомневалась, что и это мы преодолеем, хотя чувствовала сильное напряжение. Знаете, когда я была маленькой, я очень боялась больших волн и сильного ветра. Моя мама до сих пор не может поверить, что ее дочь прошла кругосветку».

«Когда ты член команды, у тебя просто не остается выбора, ты не можешь сдаться. Это настоящее испытание себя и своих границ. Ощутив все эти эмоции, уже невозможно остановиться, тянет участвовать в этом снова и снова. Хотя я до сих пор иногда не могу поверить, что была частью всего этого», — говорит Либби.

«Мы не совсем нормальные, — продолжает Каролин. — Мы авантюрные, рискованные, нас всех объединяет одна и та же цель. Мы движемся в одном направлении и вместе преодолеваем трудности. Мы профессионалы. С первого старта и на протяжении всей гонки я чувствовала в себе неимоверную силу, и это было моим самым ярким чувством за всю жизнь. Это то, ради чего стоит жертвовать семьей и детьми на долгие недели, здоровьем и нормальной жизнью».

Либби задумчиво продолжает: «Есть что-то особенное в открытом море, невероятное чувство далекой близости. Я могу отдыхать, сидеть тихо в доме или в своем саду — но это не то же самое, что быть в тысячах миль от кого-то другого. Быть полностью уязвимой в любой момент. Уязвимой перед природой, а не перед людьми, это большая разница. Открытое море — место, где ты абсолютно ничего не можешь контролировать. Когда ты на суше, дома, ты можешь взять такси или купить билет на поезд, у которого всегда есть четкое расписание. Ты можешь заказать что-то онлайн, наорать на курьера, распланировать, пойти за покупками, но ты не можешь воспользоваться своей карточкой, когда ты в открытом море. В море ничего нет, кроме небольших порций еды, некоторых вещей и нескольких часов электричества. Это называется в моем понимании ответственностью».

Каждая из Team SCA мечтает принять участие в следующей гонке, которая стартует в 2017 году. Для нового старта придется начать все сначала, но, кажется, их это совершенно не пугает. А до регаты девушки не раз выступят в других парусных гонках.

«Когда заканчивается та или иная гонка, я сажусь в самолет и лечу домой, — рассказывает Либби. — И весь тот круг людей, которых ты видела, просто «пшшш» — и остается там. И глядя в иллюминатор, ты понимаешь, как долго ты не была в нормальных условиях, как надолго выпала из традиционного жизненного уклада на берегу. И ты приезжаешь домой и удивляешься самой себе: вау, вот это как оказывается».

Каролин с ней соглашается: «Любовь к гонкам можно сравнить с механизмом в твоей голове, который заводится, и ты навсегда предан этому спорту, тебя не волнует шопинг, вечеринки, сон, друзья, все мысли только о яхтах».

Volvo Ocean Race проводится раз в два года (уже прошло 12 гонок). Считается самым сложным командным соревнованием в современном парусном спорте. Протяженность гоночного маршрута составляет около 40000 морских миль, это примерно 74000 километров, команды проходят 9 этапов за 9 месяцев. В регате принимают участие самые именитые профессиональные яхтсмены на яхтах океанского класса длиной 65 футов. Абсолютно все элементы конструкции и дизайн яхт одинаковы для всех участников. Гонку 2014/2015 выиграла команда Abu Dhabi Ocean Racing.

< Назад в рубрику