Наука и техника
08:52, 13 декабря 2015

«В Храм Соломона вложили все лучшее, что было в архитектуре» Археолог Михаил Фрейкман об эволюции культовых зданий древнего Востока

Записал Алексей Сочнев
Изображение: Mary Evans Picture Library / Global Look

В библиотеке имени Достоевского при поддержке проекта «Эшколот» состоялась лекция израильского археолога Михаила Фрейкмана. Он рассказал о том, как происходила эволюция культовых зданий на древнем Ближнем Востоке и как археологические находки в Хирбет-Кейафа позволили по-новому интерпретировать описания Храма Соломона в Иерусалиме. «Лента.Ру» записала основные тезисы его выступления.

Монументальная архитектура и культ дерева

Двадцать лет назад в Турции на холме Гебекли-Тепе на юго-востоке Анатолии археолог Клаус Шмидт нашел огромный отесанный блок, а около него — необычайно много кремневых ножей, скребков и наконечников стрел. Он решил провести раскопки. Находка Шмидта перевернула все представление человечества о зарождении архитектуры, в том числе монументальной, и приоткрыла знание о зарождении культа в самой человеческой цивилизации. Столбы, которые археологу удалось откопать, весили до 15-18 тонн и были 5-6 метров в высоту каждый. На них вырезаны изображения разнообразных животных, и они являются частью огромного круглого здания. Им около 12 тысяч лет, то есть они на шесть тысяч лет старше первых шумерских построек. Некоторые специалисты до сих пор не знают, что это за сооружение и чисто автоматически называют его храмом.

Последнее поколение археологов подошло к выводу о том, что никаких свидетельств о поклонении разным пантеонам божеств, богов и богинь до появления первых городов (то есть до шумеров) просто нет. В таком случае мы основываемся только на нашей интерпретации той или иной найденной фигурки, то есть на установках, впитанных нами с нашей культурой. Поэтому сегодня можно только предполагать, что это были святилища культа, отличного от городского, основанного, скорее всего, на шаманизме и впадении в состояние транса. Элементы практик этого культа до сих пор остаются во всех религиях.

В Израиле, в древнем Иерихоне (Тель-эс-Султан) была обнаружена башня в похожем стиле, но более поздняя — ей 11 тысяч лет. Ее высота составляет около 10 метров, диаметр — около 12 (правда, раньше она была выше). Другие ритуальные постройки мы находим на юге Израиля, рядом с Увдой, — например, храм Барсов (храм Тигров). Постройка представляет собой небольшую комнату с обширным двором и ямами, куда, возможно, складывали зерно.

Все священные здания в археологии разделяют на два типа: инклюзивное или эксклюзивное. Эта постройка инклюзивная — в ней одновременно могло находиться много людей (в эксклюзивных зданиях помещения сооружены так, что находиться в них могут только некоторые — те, кому это положено). Недалеко от него из камня выложены изображения зверей: барсов и одного рогатого животного, нетронутые человеком, они лежат без изменений в пустыне уже семь тысяч лет.

Здесь мы впервые находим особые вещи: стелы, маленькие камни, которые стоят посредине комнат здания. Это свидетельствует о том, что, возможно, весь Ближний Восток был в таких постройках, впоследствии уничтоженных. Мы пока не знаем, что означают эти стелы и кромлехи — круги, ими образованные.

Еще один пример — святилище в Эйн-Геди, которое шесть тысяч лет назад было, видимо, одним из самых святых мест для жителей Иудейской пустыни. Они поднимались к нему от источников. Здесь было большое здание с огромным внутренним двором, который мог вместить всю общину. В центре двора находится какая-то круглая постройка, чаша неизвестного происхождения.

Археолог Амихай Мазар предположил, что в этом кругу росло дерево, дававшее столь необходимую для этих жарких мест тень, — оно, видимо, находилось в центре культовой жизни этих людей. В Эйлате внутри такого круга был обнаружен обугленный кусок ствола, и радиоуглеродный анализ показал, что ему около шести тысяч лет. Это подтверждает догадку Мазара и доказывает, что на Ближнем Востоке деревья играли ключевую роль в местной культовой жизни.

Конечно, стоит упомянуть и Руджум-эль-Хири («Колесо духов») — грандиозный комплекс на Голанских высотах. Он составляет почти 160 метров в диаметре и 2,4 метра в высоту. Масса камней в «Колесе духов» достигает 50 тысяч тонн. Они уложены кругами, в середине находится что-то вроде камеры, святилища, с помощью которого, вероятно, души мертвых отправлялись на тот свет.

Народное место — пещера

Рассказывая о древних строениях, нельзя не упомянуть пещеры, которые издревле использовали для захоронения — их очень много на Ближнем Востоке. Лет 30 назад в ручье Кана, недалеко от Тель-Авива, была найдена одна такая пещера. Ее глубина составляет 35-40 метров, проходы в ней очень узкие. На ее дне был обнаружен клад: горшки, золотые кольца. Видимо, люди залезали так глубоко для проведения каких-то специальных ритуалов, требовавших полного уединения и темноты.

В пещерах встречаются изображения быков и других животных. Их часто показывают по телевидению, но не говорят, что их нарисовали в кромешной тьме на глубине 100-150 метров. Видимо, здесь мы имеем дело с обрядом инициации, когда людям надо было почувствовать переход в другой мир. Позже, с появлением царя, слуг и рабов, все эти практики исчезли и ушли глубоко в подсознание народа. Пещера — неотъемлемая часть народного культа, а не официального.

Еще одно потрясающее место — деревня Тулейлат-Гассул к северо-востоку от Мертвого моря. Здесь были найдены одни из самых древних фресок на Ближнем Востоке, им около шести тысяч лет. Их откопал французский археолог Малон, он же дал название одной из них: «Л'Этуаль» (звезда). На них изображены странные существа с черными головами, рогами и бивнями.

Некоторые считают их масками шаманов, однако сегодня, опираясь на нейробиологическую теорию, мы предполагаем, что эти фрески, как и многие другие доисторические рисунки, — древние «селфи», то есть изображение того, какими люди видели себя во время ритуалов. Конечно, они принимали стимулирующие вещества, без них и сейчас в некоторых религиях и обрядах не обходятся.

По прошествии времени можно увидеть, что атрибутом любого божества становятся рога. Добрые две тысячи лет мы будем узнавать божества на рисунках именно по ним.

Я рассказал о ряде зданий и построек, которые совершенно не похожи друг на друга, относящихся к совершенно разным видам культа. В каждой деревне люди как хотели, так и воспринимали их. Потом этого не будет — все эти здания, напомню, были возведены до появления городов. В деревне все более-менее равны, в городе же все по-другому — есть богатые и бедные, из этого выстраивается иерархия.

Храмы богатых

Процесс расслоения на классы в результате накопления наследства и появления многочисленных наследников начинается восемь тысяч лет назад и доходит до своего пика примерно в четвертом тысячелетии до нашей эры. Мы видим это, прежде всего, в Месопотамии, а в третьем тысячелетии он доходит до Ближнего Востока. Если ты царь, то твой сын и внук тоже будут царями, а если ты раб, то все твои дети будут рабами. Именно в этот период появляются первые настоящие храмы.

Если в рассмотренных до этого зданиях не было никакого поклонения богам, то, когда появляются города, строения меняют свою природу, становясь эксклюзивными. Раньше вопросы решались во дворе, но теперь существует иерархия. Не только принимать решения, но даже входить в постройку могут люди только определенного класса. C первыми дворцами появляются первые храмы с первыми изображениями богов и их атрибутами. Человек создает божеств по образу и подобию своему.

Вслед за городами возникают государства и крепостные стены. С этого момента святилища возводят на самой высокой точке в городе. Люди возводят продолговатые с колоннами здания храмов, потому что найти длинные деревья для крыши очень сложно (кстати, именно поэтому Соломон отправил людей за деревьями в Ливан, где росли кедры).

Один из самых знаменитых городов — Мегиддо. Здесь была найдена серия храмов, датируемых ранним бронзовым веком: три больших здания, в каждом из которых почиталось свое божество. У этих храмов еще существует двор, но он уже не используется как раньше — в нем нет ям. К концу третьего тысячелетия такое строение вырастает в огромный комплекс. Тут происходит своеобразное закрепление иерархии: царь — от бога. С этого времени мы начинаем находить культовое заведение, построенное рядом с царским дворцом. Возвращаясь к истории Храма Соломона, можно увидеть, что параллельно его возведению шло строительство царского дворца — иногда кажется, будто речь идет об одном и том же здании.

Во втором тысячелетии до нашей эры сложилась городская иерархическая культура, связанная с многобожием. Мы видим огромные массивные храмы в три-четыре этажа, до 9-12 метров. До наступления эпохи готических храмов существовала прямая зависимость между толщиной и высотой стен здания. До появления готических «летящих арок» только толстые стены могли обеспечить должную высоту построек. Древние храмы принято представлять белыми зданиями, но на самом деле их стены зачастую полностью покрывали фрески красного, синего и иногда пурпурного цвета.

В городе Лахиш, в 40 километрах от Иерусалима, стояли большие культовые постройки с характерным для них маленьким входом. Система заборов этих храмов устроена так, что простой человек снаружи не мог увидеть, что происходит внутри, — видимо, туда допускались только священники, что отличается от существовавшего ранее принципа.

Самое потрясающее здание такого типа находится в Хацоре. Этот город в Библии называют «глава всех тех царств». В XIII — XIV веках до нашей эры он стал одним из ключевых поселений Ближнего Востока периода Египетского мира (период владычества Египта над огромными территориями). Хацор был большим городом не только для того времени, но и для XVIII—XIX веков нашей эры, его площадь составляла 90 гектаров.

Здесь уже видны примеры имперского искусства: красивые изображения львов, охраняющих вход в храм, бога на коне или льве, разящего копьем. Похожие примеры существуют в больших царствах — Месопотамии и Турции. В храме Хацора были найдены интересные глиняные сосуды, по форме напоминающие яйцо с небольшой дверцей на петлях. Сначала исследователи предположили, что в них жили священные змеи, поэтому их назвали «змеиными домами». Но позже археологи поняли истинное назначение этих емкостей, когда в одном из них нашли статуэтку быка — атрибут того самого разящего бога.

Храмы бедных

Параллельно со зданиями в имперском стиле появляется совсем другой вид храмов, стоящих на окраине города, — они проще и меньше по размеру. Если соотношение сторон имперских культовых сооружений составляло 10 на 40 метров, то в случае с самым большим из серии маленьких храмов этот показатель составлял 10 на 10 метров (он стоит на окраине Хацора).

Около таких строений выкопано много ям. Здесь происходило совместное принятие пищи, и археологи нашли следы множества простых подношений от бедняков. Нет дорогих изображений разящих богов или богинь, но есть множество стел. Что это был за культ? Согласно одному из предположений, стелы в храмах являются символами мертвых. С самых ранних времен люди полагали, что после смерти они попадут на тот свет, а там, согласно шумерскому эпосу, жизнь непростая — нет еды, а вода затхлая, поэтому духов мертвых надо подкармливать. Если же этого не делать, то дух может обидеться и даже вернуться. Кстати, камень на могилу клали не из уважения, а для того чтобы мертвец не вылез.

В другом древнем тексте говорится: у кого один сын — будет жить на том свете печально, у кого два — будет кушать как раб, а у кого семь — будет жить как райский писец в обществе богов, потому что все семь сыновей будут его кормить. В мифе об Акхат прямо сказано: идите и поставьте стелы своим мертвым праотцам.

Система параллельных культов — имперского и простых людей — существовала, пока не произошло Великое переселение народов, глобальная катастрофа. В Ханаан с западной стороны высаживаются филистимляне, а с восточной — израильтяне. С захвата города Иерихон начинается захват Ханаана израильтянами. Вся старая иерархия рушится, так как израильтяне были кочевниками и у них было совсем другое представление о власти.

С чего начинался Израиль

Первые постройки израильтян — ямы, в которых они хранили зерно. Их первые дома примерно одного размера и построены кольцом. В центре двора израильтяне держали скот (это напоминает стоянки фургонов переселенцев из вестернов). Во дворах этих домов мы находим сосуды и кувшины интересной формы — у них два горлышка. Это горелки, в которых жгли благовония.

Специалист Двори Намдар изучила их содержимое и определила, что древние люди жгли в них что-то, напоминающее по составу ЛСД. Здесь же были найдены кости кошерных животных — коз и баранов. В основном это кости правой задней ноги, что соответствует ритуалу жертвоприношения, описанного в Пятикнижии. Но самое большое открытие было впереди — мы нашли две совершенно уникальные модели зданий из камня. Ничего подобного ранее нигде в мире не находили.

Руководитель научных раскопок Йоcеф Гарфинкель провел огромную работу и пришел к выводу, что, основываясь на этих моделях, можно составить образ Храма Соломона. Каждый, кто до этого пытался смоделировать Храм Соломона, брал описание деталей из священных книг и интерпретировал их. Было создано полтора десятка версий, они похожи, но в то же время они разные. Никто не знал, на что надо опираться, и часто храм пытались изобразить согласно доминирующей традиции — например, как классический греческий храм. Тогда Гарфинкель предложил взять найденные модели зданий и посмотреть, как они укладываются в то, что мы знаем о религиозной архитектуре на Ближнем Востоке, ведь Храм Соломона не мог выходить за рамки сложившейся традиции религиозных зданий.

Как выглядел Храм Соломона

Храм был построен из трех отделений: Улам, Хейхал и Двир (или Святая святых). Мы также знаем, что был коридор, окружавший здание, причем только вторую и третью его часть. Хейхал был определенной высоты, а Двир был ниже, при этом потолок у всего строения был одной высоты. Над загадкой о том, что представляет собой Двир, бились многие. Один исследователь даже предположил, что в Храме Соломона он был деревянным кубом посредине зала. Ответ нашли в храмовой постройке в Лахише. Там к Двиру вели ступени, а пол зала был приподнят выше по сравнению с уровнем пола в других отделениях. Так, в соответствии с восточной традицией, был восстановлен внешний вид Двира Храма Соломона.

Вторая загадка — как выглядел притвор или Улам (пристройка перед входом в храм), поддерживавшая колонны. Исходя из имеющихся примеров, решили, что у Храма Соломона он был не крытый, у него был только козырек, как, например, в храме VIII-IX веков до нашей эры в Китионе на Кипре.

Это здание строили ливанцы, и мы предположили, что в том районе, откуда происходили строители, можно найти похожую архитектуру. Действительно, между Сирией и Южной Турцией в Тель Та'аянат был найден похожий храм с открытым Уламом, продолговатый, с приподнятым относительно остального пола Двиром и ведущими к нему ступенями.

Еще более потрясающее культовое строение было найдено в сирийской деревне Айн-Дара. Сейчас она находится на территории, подконтрольной радикальным исламистам, и храм, скорее всего, уже разрушен. Храм в Дара как две капли воды похож на описание Храма Соломона, в нем даже был такой же уникальный коридор вокруг храма! У входа отпечатались удивительные следы двух ступней — это следы бога, который сам зашел в святилище, как царь в свой дворец. Внутри храм украшали фигуры сфинксов и херувимов, как и в Святая святых (Двире) Храма Соломона.

Теперь посмотрим, что еще говорится о Храме Соломона согласно его описанию: «И построил внутренний двор из трех рядов обтесанного камня и из ряда кедровых брусьев». Кто так строит? На Востоке (например в Мегиддо) так выполнены городские ворота: дерево придает эластичность постройке при землетрясении.

«И настлан был помост из кедра над бревнами на сорока пяти столбах, по пятнадцати в ряд». Это место в описании храма загадочно, но если разделить 45 на 15, получится 3. Эту цифру обычно пытались объяснить как три ряда столбов. Но когда мы посмотрели на найденные нами модели храмов, то увидели на одном из них кружочки с засечками, по три в каждом. Если вспомнить историю Древней Греции, то там в архитектуре были распространены ордеры с триглифами. Что такое триглифы? Это каменные изображения балок, когда-то выступавших из стен и поддерживавших крышу. Теперь мы видим, что весь дорический стиль и часть ионического зародились на Востоке и были заимствованы через сотни лет после того, как ими начали пользоваться в Тире и Иудее.

Еще более загадочный момент есть в описании Храма Соломона: «у входа в Давир сделал двери из масличного дерева, с пятиугольными косяками <…> и у входа в храм сделал косяки из масличного дерева четырехугольные». Впервые такие косяки встречаются еще в Месопотамии в Тель-Аграбе (этому месту пять тысяч лет). Вход в храм выполнен как бы из пяти арок-наличников, одна меньше другой. Таких косяков в Ханаане не было, их привносит Соломон.

«И сделал пристройку вокруг стен храма, вокруг храма и давира; и сделал боковые комнаты кругом» — здесь идет речь о том самом коридоре. А вот очень интересный момент из описания: «И пристроил ко всему храму боковые комнаты вышиною в пять локтей; они прикреплены были к храму посредством кедровых бревен» (перевод здесь неточен, на иврите написано — не «ко всему», а «на храм»).

Становится понятно, что речь идет о пристройке второго этажа. Теперь мы можем схематически изобразить фасад Храма Соломона, ведь уже известно, что были колонны, как выглядел вход, окна, второй этаж и триглифы. В итоге у нас вышел близнец храма в сирийском Дара! Это здание живое, настоящее, основанное на традиции и данных археологии, а не придуманное историками. Судя по получившейся у нас реконструкции, в Храм Соломона вложили все лучшее, что тогда было в архитектуре.

< Назад в рубрику