Громкое преступление, в котором оказался замешан 19-летний Егор Сосин, привлекло внимание общественности к персоне его отца — миллиардера Игоря Сосина. «Лента.ру» попыталась проследить жизненный путь предпринимателя от истоков бизнеса до нынешних дней.
48-летний Игорь Сосин сколотил состояние не на приватизации или продаже природных ресурсов. Его имя хорошо известно в узком сегменте экономики — ретейле. Когда-то, в середине 90-х, вместе с друзьями он основал первую в стране сеть товаров для дома «Старик Хоттабыч». Проект, созданный с Григорием Кожемякиным и Артуром Попельнюховым, был прорывным: в те времена наши сограждане закупались материалами для ремонта сплошь на оптовых базах и строительных развалах.
Первые магазины сети открылись в столице в 1994 году. Почти два десятилетия проект оставался заметным игроком в сегменте товаров для дома и ремонта (DIY). В разные годы, по данным журнала «Секрет фирмы», выручка сети составляла от 2,3 миллиарда до 5 миллиардов рублей. Но в 2014 году «Хоттабыч», не справившись с конкуренцией со стороны набирающих обороты западных гипермаркетов OBI, «Леруа Мерлен» и Castorama, ушел с рынка.
К этому моменту Сосин уже не имел к этому бизнесу отношения: в 2002 году он покинул проект из-за разногласий в стратегии развития. Еще за год до этого, отойдя от управления ретейлером, бизнесмен пробовал вместе с партнером Яковом Панченко развивать сеть магазинов по продаже постельного белья под французским брендом Linvosges — известного в Европе торговца по каталогам, а также сеть мебельных центров Dream House. Позже инициаторы проектов избавились от них.
В 2003 году, продав долю в «Хоттабыче» своим партнерам, Сосин с серьезным партнером — немецкой сетью OBI, одним из лидеров рынка DIY в Европе — создал компанию «Сделай своими руками» для строительства в Москве и Подмосковье торгцентров. «ОБИ АГ» получила 51 процент, Сосин стал собственником 49 процентов — через «Мило Инвестментс Лтд».
Опыт управления сетью, специализирующейся на торговле стройматериалами, сильно пригодился. Став конкурентом вчерашним партнерам, Сосин активно взялся за новый проект. Как объяснял бизнесмен в интервью «Коммерсанту», по соглашению с OBI, принадлежащая ему «Мило» занимается строительством «коробок» под гипермаркеты, а компания «Сделай своими руками» арендует эти помещения. После того как объект построен, «Мило» обычно продает здание одному из западных фондов, специализирующихся на недвижимости.
В 2010 году российское подразделение OBI обеспечило около 10 процентов общих продаж (компания представлена в 13 странах Центральной и Восточной Европы), а сам российский рынок стал крупнейшим для ретейлера после Германии. Об этом говорил Иан Стрикленд, гендиректор OBI в России. Впрочем, сеть сильно уступала лидеру отечественного рынка DIY и своему ближайшему конкуренту, французской торговой сети Leroy Merlin. Французы в 2013 году занимали около 11 процентов российского рынка, а OBI — 4,4 процента.
В 2006 году Сосин совместно с Константином Мирзаянцом и Фондом прямых инвестиций Troika Capital Partners основал сеть модных супермаркетов Modis эконом-класса.
Рынок одежды привлек инвесторов тем, что, несмотря на внушительный объем, на нем не было по-настоящему крупных игроков, занимающих долю больше 1 процента, объяснял журналу Forbes Константин Мирзаянц.
Идея была в том, чтобы за счет сокращения издержек по всем направлениям завалить рынок дешевой одеждой, открыв за три года 120 магазинов площадью 3000 квадратных метров каждый. Таким образом бизнесмены думали переманить в современные торговые комплексы публику с вещевых рынков.
Вещи предполагалось шить в Юго-Восточной Азии, хранить в собственном распределительном центре в Подмосковье и развозить по стране с помощью собственного логистического подразделения.
Но кризис разрушил все планы. В 2008 году было открыто всего 32 магазина, а выручка составила порядка 3 миллиардов рублей, или 0,25 процента рынка. Партнерам пришлось корректировать проект. Troika из него вышла, а новыми совладельцами стали Сергей Ломакин и Артем Хачатрян, бывшие акционеры «Копейки», развивавшие магазины Fix Price.
Переориентация с масштабной экспансии на получение прибыли принесла свои результаты. По итогам 2014 года Modis попала в топ-100 крупнейших ретейлеров России по версии Infoline, заняв 85-ю строчку. А в рейтинге fashion-сетей по объему выручки (без учета продавцов обуви и спортивных товаров) компания поднялась на 10-е место (в 2013-м — 14-е место). Сейчас ретейлер управляет 139 магазинами в 70 городах от Санкт-Петербурга до Красноярска. У конкурирующей Gloria Jeans на конец первого полугодия 2015 года было более 500 магазинов, а у H&M — около 85 (данные Infoline).
В 2014 году проект заработал 13,2 миллиарда рублей, прибыль от продаж — 1 миллиард рублей (данные по РСБУ). Однако непростая ситуация в экономике сказалась на рынке одежды. В 2015 году он потерял примерно 5 процентов в денежном выражении, подсчитали в Infoline. Во втором полугодии падение только усилилось. По оценкам агентства, продажи одежды в денежном выражении по итогам года сократятся на 8-10 процентов и не превысят 1,65 триллионов рублей.
В начале сентября в Modis произошли изменения: Сергей Ломакин и другие миноритарии продали свои доли, и компания теперь почти полностью принадлежит Игорю Сосину. Ему же и пришлось решать нынешние проблемы проекта — до конца года необходимо докапитализировать компанию на 60-70 миллионов долларов. Эти средства пойдут на снижение долговой нагрузки Modis. По словам топ-менеджмента сети, главная цель теперь — получить хоть какой-то положительный результат в условиях резкого сжатия потребительского спроса.
Есть у Игоря Сосина и другие активы, правда, менее значимые. Известно, что он — совладелец группы компаний «Формат» (производитель промышленной продукции из пенополистирола), сети магазинов зоотоваров Cats & Dogs (более 50 торговых точек в России). В 2012 году бизнесмен запустил с партнерами безалкогольный напиток под маркой ZEO, презентация которого состоялась в ночных клубах Лондона.
Сам бизнесмен любит проводить время за границей и вести светский образ жизни, снимая дорогие особняки за сотни тысяч долларов. Даже о трагической гибели своей экс-супруги он узнал в Ницце. После развода с Анастасией Сосин вновь женился. Как сообщают светские СМИ, свадьбу с красавицей Инной он сыграл в одном из живописнейших мест Монте-Карло в 2013 году.
Для своей молодой жены в мае прошлого года миллиардер в Каннах на ежегодном благотворительном ужине amfAR купил коллекцию из почти полусотни платьев в оттенках красного от различных именитых дизайнеров. Всего за 3,5 миллиона евро. Для нее же приобретаются и драгоценности известных ювелирных домов. Интересуется Сосин и раритетами: приобрел рукопись романа Трумена Капоте «Завтрак у Тиффани» за 306 тысяч долларов.
Его 19-летний сын Егор тоже долго жил за границей. Студент Международной школы бизнеса в Лондоне на публичной странице «Типичный миллиардер» утверждал, что ему удалось самостоятельно заработать 55 тысяч долларов благодаря некой медиакомпании в США. Помимо бизнес-проектов, Сосин-младший увлекается электронной музыкой и пробовал себя в качестве диджея.
В социальных сетях Сосин-младший признавался в том, что ему не хватало родительского внимания, и он мечтал добиться независимости от матери и отца.
Кому достанется бизнес-империя отца, в случае, если вина Егора Сосина будет доказана, неизвестно. У Егора есть младшая сестра — 15-летняя Таисия.