16 декабря ФРС объявит решение по базовой ставке. Рынок уже давно ждет ее повышения с 0,25 процента. Для России финансовая политика Вашингтона имеет большое значение: действия Федрезерва влияют на курс доллара и стоимость нефти. Рубль, отмечающий сегодня годовщину девальвации-2014, снова оказался под сильным давлением.
Ровно год назад — 16 декабря — Банк России резко поднял ключевую ставку до 17 процентов. Совет директоров ЦБ обосновал это необходимостью остановить девальвацию и рост цен. Кратковременный эффект оказался прямо противоположным. Биржевой курс доллара превысил 80 рублей, евро переступил за черту в 100 рублей. Этот день назвали «черным вторником».
16 декабря 2015 года свое решение по ставке объявит другой регулятор. После двухдневного обсуждения за закрытыми дверями Федеральная резервная система (ФРС) США сообщит либо об ужесточении (то есть о повышении процентов) монетарной политики, либо о ее неизменности по крайней мере до следующего заседания.
На данный момент базовая ставка ФРС находится на уровне 0-0,25 процента. Это минимальный показатель за всю историю США. Он держится вот уже семь лет — с декабря 2008 года. Опускалась ставка в кризис 2007-08 годов, чтобы поддержать американскую экономику (в сентябре 2007-го базовая ставка составляла 5,25 процента). На последнем заседании Федрезерва, которое прошло 16-17 сентября, ее не трогали.
Для ужесточения денежно-кредитной политики регулятор должен быть уверен в своей экономике. ФРС учитывает три основных показателя: динамику ВВП, безработицу и инфляцию. В начале декабря глава Центробанка Соединенных Штатов Джанет Йеллен заявила, что верит в экономику страны — рост цен возвращается в намеченные ФРС рамки (два процента), ВВП увеличивается умеренными темпами (плюс 2,1 процента в третьем квартале 2015 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года; данные бюро экономического анализа Минторга США), а доля нетрудоустроенных граждан мала (пять процентов). По мнению Йеллен, статистика — в пользу повышения ставки.
Действия Федрезерва влияют на всю мировую экономику. Будут последствия и для рубля. В середине ноября глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина сообщила, что от поведения ФРС зависит волатильность на глобальных рынках. Колебаниям подвержена и российская валюта, признала она. Решения, принятые в Вашингтоне, крайне важны для свободно плавающего рубля. В результате он может начать тонуть быстрее. С другой стороны, повышение базовой ставки — давно ожидаемое событие, поэтому резких валютных колебаний, скорее всего, ждать не стоит.
Эксперты, опрошенные «Лентой.ру» считают, что серьезные изменения политики ФРС вряд ли произойдут в 2015 году. «Ставку повысят. Но главный вопрос сейчас — насколько агрессивным будет дальнейшее ее увеличение. От этого зависит реакция рынков», — говорит главный экономист Альфа-банка Наталья Орлова. По ее словам, рост ставок в США приведет к оттоку капитала из развивающихся стран, в том числе и из России. В таких условиях также затрудняется смягчение денежно-кредитной политики ЦБ РФ (а следовательно — и дальнейшее движение вниз ключевой ставки с текущих 11 процентов).
Старший управляющий по исследованиям и анализу отраслей и рынков капитала Промсвязьбанка Илья Фролов тоже полагает, что вероятность повышения базовой ставки ФРС велика. Но действия регулятора будут сдержанными и аккуратными: он может ограничиться фиксацией верхней границы диапазона 0-0,25 процента или поднять ее на 0,125 процентных пункта. «Это позволит укрепить доверие к Федрезерву, представители которого готовят рынок к повышению уже на протяжении последних полутора лет, и начать процесс нормализации денежно-кредитной политики», — комментирует эксперт. Ставка не поднималась 11 лет, и это вызовет повышенную волатильность, в первую очередь — на развивающихся и сырьевых рынках, добавляет он. Как итог: укрепление доллара, падение стоимости нефти и курса рубля.
Для российской валюты наступили интересные времена. Рубль оказался под давлением целого комплекса внешних факторов, на которые невозможно влиять. Сырьевой и финансовый компоненты крепко увязаны с действиями ФРС (нефть продается и покупается за доллары — чем выше ставка, тем крепче американская валюта — чем она крепче, тем дешевле углеводороды — чем дешевле нефть и дороже доллар, тем слабее рубль), и вместе они готовят благодатную почву для новой девальвации.
Нефть опускается к многолетним минимумам. 14 декабря — менее 37 долларов за баррель Brent. 15 декабря эталонная марка торговалась на границе 38 долларов. За баррель техасской WTI давали около 36 долларов, корзина ОПЕК стоила 32,6 доллара. Обвал котировок произошел после того, как Организация стран-экспортеров нефти подняла квоты на добычу с 30 до 31,5 миллиона баррелей в сутки. Важно сказать, что официально об этом объявлено не было — каких-то конкретных цифр представители картеля не раскрыли. Тем не менее министр нефти Нигерии Эммануэль Ибе Качикву заявил, что квоты теперь соответствуют фактическому уровню добычи — то есть более 31,5 миллиона бочек в день.
Дополнительный фактор давления на стоимость углеводородов — ожидание выхода Ирана на нефтяной рынок после окончательного снятия санкций. Кроме того, 16 декабря Конгресс США может снять запрет на экспорт нефти, действующий более 40 лет. Три сырьевых фактора — ОПЕК, Иран и возможное снятие американского эмбарго — сбивают стоимость нефти и снижают курс рубля к доллару.
14 декабря Bank of America выпустил прогноз по российской экономике. В нем, среди прочего, поднимался вопрос о сбалансированности федерального бюджета. Главный финансовый документ страны был утвержден со следующими параметрами: доходы — 13,74 триллиона рублей, расходы — 16,10 триллиона, дефицит — 2,36 триллиона или три процента ВВП. В казну заложена среднегодовая стоимость нефти в 50 долларов за баррель. Если цена нефти все же упадет до 35 долларов (а это допускает не только Силуанов, но и Набиуллина), для удержания дефицита в рамках трех процентов правительству потребуется курс доллара в 94 рубля. При 30 долларах за бочку — от 105 до 120 рублей. В Bank of America прогнозируют, что в 2016 году американская валюта в среднем будет стоить 65 рублей. А это значит, что доходы казны останутся на запланированном уровне только при нефти за 50 долларов. Так что решение ФРС, способное опустить нефтяные котировки, влияет и на российский бюджет.
Четвертый фактор — монетарный. Повышение ставки ФРС может стать последним гвоздем для слабеющего рубля. Ну а поскольку российская валюта находится в свободном плавании, ничего с этим поделать нельзя.
Остается только наблюдать, ждать и верить. Другой тактики нет даже у властей.
Недаром замминистра экономического развития Николай Подгузов 8 декабря допустил, что нефть может подорожать до 60 долларов за баррель. «Мы будем ждать», — сказал чиновник. А глава ЦБ Эльвира Набиуллина успокоила россиян риторическим вопросом: зачем волноваться из-за курсов валют, если мы получаем зарплату в рублях и тратим ее тоже в рублях? Но откровеннее всех высказался министр финансов Антон Силуанов. 12 декабря он сообщил, что нефть может упасть до 30 долларов и даже ниже. «Непонятно, что будет дальше», — признал чиновник и призвал готовиться к непростым временам.