Интернет и СМИ
15:07, 16 декабря 2015

Виртуальный передел Зачем Дмитрий Медведев настаивает на управлении интернетом

Дмитрий Саркисов
Фото: Kacper Pempel / Reuters

В среду 16 декабря в китайском городе Учжень стартовала вторая Всемирная конференция по управлению интернетом. На церемонии открытия выступил российский премьер-министр Дмитрий Медведев, в очередной раз затронувший тему регулирования глобальной сети. По его словам, Россия настаивает на участии всех стран мира в управлении интернетом и выступает за создание соответствующей международной организации. «Лента.ру» разобралась, как глобальная сеть регулируется сегодня, и почему Дмитрий Медведев хочет изменить существующую схему.

Что предлагает Россия

По словам Медведева, мировое сообщество должно разработать совместную политику управления интернетом под эгидой профильной организации ООН — Международного союза электросвязи (МСЭ). Можно создать и другую организацию, члены которой станут авторами международных правовых норм и стандартов регулирования глобальной сети. Необходимо сформулировать универсальные правила поведения в интернете, по которым государства будут взаимодействовать в сети. Премьер дополнительно отметил, что каждая страна должна самостоятельно управлять своим сегментом интернета.

Почему это необходимо

Пока в мире не существует единого свода правовых норм и международной организации по регулированию интернета, вопросами развития сети занимаются разные структуры, часто не координирующие свои действия. Из-за этого разным странам тяжелее бороться с киберпреступностью и обеспечивать свою информационную безопасность. Если же управление сетью перейдет в руки одной организации, интернет на глобальном уровне останется открытым и свободным ресурсом, а отдельные государства получат возможность самостоятельно регулировать свои страновые сегменты. Пользователи по-прежнему будут иметь свободный доступ к информации, а власти каждой из стран обеспечат их безопасность и бесперебойную работу сетевой инфраструктуры.

Как интернет управляется сегодня

Распределением доменных имен и другими аспектами работы интернета занимается Корпорация по управлению доменными именами и IP-адресами (ICANN). Это некоммерческая организация, созданная при участии правительства США в 1998 году. ICANN отвечает за развитие интернет-стандартов и делегирует полномочия по регистрации доменов пяти региональным интернет-регистраторам. Например, российский сегмент сети обслуживается региональным регистратором RIPE NCC с офисами в Амстердаме и Дубае. Членами региональных организаций являются национальные регистраторы, которые платят членские взносы, формируют совет директоров и выбирают управляющего директора. Сегодня в мире существует 900 аккредитованных ICANN национальных регистраторов, через которых зарегистрировано более 300 миллионов доменов. Все принимаемые корпорацией решения предварительно обсуждаются с представителями интернет-сообщества, бизнеса и государственных органов.

Чего боятся российские и американские власти

Российские власти опасаются того, что ICANN подконтрольна американским властям и может по их приказу нарушить работу российского сегмента сети или отнять домены верхнего уровня — ru и рф. Так же считает Китай и еще несколько стран.

В то же время американские конгрессмены-республиканцы боятся передавать контроль над интернетом в руки другой организации, поскольку функция выделения IP-адресов и закрепления за ними доменных имен может попасть под влияние авторитарных режимов, в том числе Китая и России. По мнению республиканцев, контроль над управлением интернетом должен остаться в руках США.

Действительно ли интернетом управляют США

ICANN должна согласовывать ключевые решения с подразделением Министерства торговли США, но эти согласования часто носят условный характер. В то же время в организации заявляют, что национальные домены и сетевая инфраструктура принадлежат интернет-системе, и ни одно из государств не в состоянии на них повлиять. Кроме того, управление глобальной сетью и разработка интернет-стандартов — крайне сложный процесс, в котором задействованы эксперты со всего мира. Соответствующие инженерные сообщества открыты для любых зарекомендовавших себя специалистов отрасли, а итоговые разработки внедряются на основе их совместного решения. Иными словами, система функционирования критической инфраструктуры интернета основана на саморегуляции, и контролировать ее из единого центра, как и саму глобальную сеть, просто не представляется возможным. Именно поэтому ни одной из стран мира не стоит опасаться, что ее интересы в интернете будут каким-либо образом ущемлены третьей стороной.

Почему сегодня не существует альтернативы ICANN

Упомянутый Медведевым Международный союз электросвязи отвечает за телекоммуникации и распределение радиочастот. К вопросам регулирования интернета эта организация прямого отношения не имеет, и ведущие эксперты отрасли в ней не работают. В то же время создание новой организации требует времени и осложняется уже заточенным под ICANN функционированием сетевой инфраструктуры. У самой ICANN уже был шанс перейти под международное управление — такой вариант активно поддерживал президент США Барак Обама. Он предложил экспертам организации подготовить предложение о передаче управления критической инфраструктурой сети в руки интернет-сообщества. Однако сделать это было необходимо по так называемой модели мултистейкхолдеризма (multistakeholderism), которая предполагает управление сетью с участием всех заинтересованных сторон, включая представителей государств, бизнеса, технических экспертов и интернет-пользователей. Однако ICANN не смогла вовремя представить свое предложение и была вынуждена еще на год продлить контракт с Министерством торговли США. Теперь вопрос перехода сетевой инфраструктуры в руки мирового сообщества будет решать уже преемник Обамы.

Что изменится для интернет-пользователей

По факту ничего. Передача управления ICANN в руки мирового сообщества не отразится на функционировании критической инфраструктуры интернета и распределении доменных имен. Даже после перехода управления национальными сегментами сети в руки отдельных государств, как того хочет Россия, пользователи не заметят изменений в самом интернете. Ограничения доступа к сети и препятствия распространению отдельных материалов успешно практикуются в ряде стран и при существующем устройстве интернета.

< Назад в рубрику