Ралли вице-премьеров

Руководители правительства на «черных полосах»

Аркадий Дворкович, Дмитрий Медведев и Юрий Трутнев
Фото: Александр Миридонов / «Коммерсантъ»

Дмитрий Медведев утверждает, что «все будет хорошо». Но экономическая ситуация едва ли располагает к оптимизму. Рассказанный Владимиром Путиным анекдот про «черные полосы» лучше отражает действительность. И, пожалуй, единственное, что может обнадеживать руководителей кабмина — нежелание президента устраивать «кадровую чехарду». Впрочем, это уже немало, если пытаться извлекать плюсы из минусов.

Игорь Шувалов

У первого вице-премьера дела идут намного лучше, чем у курируемой им российской экономики. По данным «Интерфакса», шуваловская помощница Вероника Никишина — наиболее вероятный будущий министр торговли Евразийской экономической комиссии. Если это назначение состоится, регулирование импорта из Белоруссии и Казахстана замкнется на Игоря Шувалова. А роль белорусского и казахстанского «коридоров» — и, следовательно, контроля над ними — значительно возросла в условиях продэмбарго в отношении ЕС и антитурецких санкций.

Не менее успешно продвигается проект по созданию банка плохих долгов. С подачи первого вице-премьера «Российский капитал» привлечен к санации строительной компании «СУ-155». Во время кризиса 2008-2009 годов Шувалов поддержал Алексея Кудрина, который выступал против аккумулирования государством «токсичных» активов, ссылаясь на риски возникновения «коррупционных ситуаций».

Сегодня Кудрин в правительстве не работает, и его влияние сводится главным образом к экспертным оценкам. Поэтому Шувалову никто и ничто не мешает поставить на широкую ногу работу с плохими долгами.

Александр Хлопонин

Главный правительственный борец с пьянством обрел союзников в лице региональных начальников. Александр Хлопонин решил наделить их более широкими полномочиями по введению ограничений на торговлю алкоголем. По замыслу вице-премьера, субъекты федерации смогут сами устанавливать временные рамки, когда граждане имеют право приобрести спиртное, указывать допустимые места продажи, а то и полностью ее запрещать. Соответствующие поправки в закон о торговле Хлопонин распорядился разработать в I квартале 2016 года.

Ход не лишен изящества. Получив столь мощный ресурс воздействия на граждан и местные розничные сети, главы субъектов федерации должны более конструктивно отнестись к другим, менее приятным для них, хлопонинским инициативам. Прежде всего — централизации алкогольных акцизов и фактической национализации всех производителей спирта под эгидой «Росспиртпрома».

В то же время возможные негативные социальные последствия слишком уж жестких ограничений на торговлю спиртным оказываются исключительно на совести местных руководителей, а не федерального правительства.

Дмитрий Рогозин

Пока работники оборонных предприятий переживают по поводу перспективы сокращения гособоронзаказа, куратор отрасли озабочен освоением земельных участков, принадлежащих силовым министерствам. По данным «Коммерсанта», Дмитрий Рогозин добивается отмены запрета на строительство на землях, закрепленных за МВД.

С подачи Рогозина, Минстрой подготовил изменения в соответствующее правительственное постановление 2008 года. Основной аргумент строительного ведомства — серьезные проблемы с обеспечением сотрудников органов внутренних дел жильем и отсутствие средств. Предполагается, что инвесторы, мотивированные возможностью осваивать министерские участки, помогут решить эти проблемы.

В свою очередь Дмитрий Рогозин как лоббист этой своеобразной «либерализации» получает шанс расширить собственную группу поддержки за счет силовиков и дружественных им застройщиков.

Юрий Трутнев

Строительство судоверфи «Звезда» сдвинулось с мертвой точки. Но Юрий Трутнев лишь отчасти имеет отношение к этому долгожданному событию. О том, что «Роснефтегаз» уже перечислил 30 миллиардов рублей на дальневосточную «стройку века», было объявлено во время визита Дмитрия Медведева. Он же предложил создать территорию опережающего развития в районе судоверфи.

Дальний Восток слишком важен сегодня, чтобы Трутневу позволили сохранять монополию на связанные с этим регионом масштабные проекты и «стройки века». С другой стороны, получается, что «дальневосточному» вице-премьеру придется делить с коллегами по кабмину и иными влиятельными игроками не только победы, но и весьма возможные поражения. А значит, наряду с уменьшением трутневских аппаратных бонусов, сокращаются и его гипотетические репутационные потери.

Дмитрий Козак

С «жилищно-коммунального» вице-премьера частично сняли ответственность за самый больной отраслевой вопрос — неподъемный для населения рост тарифов. Как заявил в ходе своей пресс-конференции Владимир Путин, отслеживание тарифной ситуации в ЖКХ — компетенция Федеральной антимонопольной службы (ФАС). «Мы будем смотреть теперь не только за тем, как регионы работают, но и за тем, как ФАС осуществляет свои функции», — подчеркнул президент.

Перевод стрелок на антипонопольщиков вполне логичен еще и потому, что ФАС недавно фактически поглотила Федеральную службу по тарифам. Эта реорганизация была пролоббирована Игорем Шуваловым. Но в итоге в вопросах регулирования социально-значимого жилищно-коммунального хозяйства ФАС оказывается подконтрольна Дмитрию Козаку.

Аркадий Дворкович

Предложенный Владимиром Путиным вариант разрешения ситуации с «Платоном» — и хорошая, и плохая новость для профильного вице-премьера. Аркадий Дворкович ранее сам говорил о возможности отмены транспортного налога для большегрузов. Но признавал, что данная мера не устраивает губернаторов.

При этом с региональными начальниками Дворкович уже успел испортить отношения в начале года, и тоже из-за резонансной транспортной коллизии. А именно — из-за отмены пригородного железнодорожного сообщения в ряде областей. Как известно, за это вице-премьер даже получил нагоняй от президента. В обмен на возвращение электричек Дворкович пообещал губернаторам значительные субсидии на строительство автодорог.

Теперь, лишаясь поступлений от транспортного налога, руководители субъектов федерации могут либо потребовать более значительных трансфертов из федеральной казны, либо вновь отказаться от субсидирования пригородных пассажирских перевозок. Оба варианта для Дворковича и его коллег по кабмину одинаково болезненны.

Ольга Голодец

Социальный вице-премьер лишилась последнего относительно хорошего показателя. По итогам ноября безработица в годовом выражении выросла почти на 11 процентов. И в настоящее время свыше 4,4 миллиона сограждан — на рынке труда. В кризис 2008-2009 года было 7 миллионов. Однако эксперты в области демографии связывают сравнительно низкий нынешний уровень безработицы со старением населения, а не с более благоприятной экономической ситуацией. Тем более что сегодня наблюдается рекордное за прошедшие 15 лет падение реальных доходов — на 9-10 процентов в годовом выражении. А инциденты, подобные тому, который недавно произошел в Забайкалье, где учителям задержали зарплату, заставляют вспомнить кризисы 90-х.

Не менее трагичным дежа-вю стал пожар в психоневрологическом интернате в Воронежской области. Ольга Голодец пообещала найти в бюджете деньги на реконструкцию учреждений такого рода. Иначе правительство не может реагировать в подобных случаях. Но стабильность работы и безопасность школ и больниц в значительной степени зависит от местных властей.

У федерального центра есть возможность их мотивировать или, наоборот, наказывать. Но лишь при наличии профицитного или как минимум сбалансированного бюджета. А чем меньше денег в казне, тем меньше у Москвы инструментов для воздействия на регионы. Соответственно, увеличение бюджетных расходов при падении цен на нефть на деле не исправляет ситуацию, а лишь повышает риск повторения таких эксцессов.

Экономика15:5419 ноября
Игорь Шувалов

ВЭБ платежом красен

Возврат долгов стал принципиальным для команды Шувалова